Цель урока:
- учить школьников описывать предметы, создавать фрагмент текста художественного стиля с типом речи описание;
- формировать умение обоснованно выбирать языковые средства, сравнивая и сопоставляя описание одного и того же предмета в текстах научного и художественного стилей;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать интеллектуальные и творческие способности;
- способствовать развитию художественного вкуса.
Тип урока: Урок развития речи
Оборудование к уроку: школьная доска, мультимедиа, учебник
Ход урока
I. Создание проблемной ситуации
- Ребята, вы бывали в музее изобразительных искусств?
- Зачем, по – вашему, люди ходят туда?
- Посмотрите на экран (слайд 2 с репродукцией картины Хруцкого И.Т. «Цветы и плоды»). Какие чувства вызывает у вас картина?
- Как вы думаете, чем вы сегодня будете заниматься на уроке?
( описывать картину)
- Что вы видите на картине? Попробуйте описать (2-3 человека).
II. Постановка цели и задачи
- Почему возникают трудности?
- Какую задачу сейчас необходимо поставить перед собой?
- Зачем человеку нужно уметь описывать предметы? В каких жизненных ситуациях это может пригодиться?
III. Воспроизводящая беседа
- Вспомним, что нам уже известно об описании как типе речи.
( Описание – тип речи, в котором говорится об одновременных признаках)
- От какого слова «описание»? Что можно описать? (предмет, внешность человека, природу).
- Какой из названных видов описания вы будете использовать на этом уроке? (описание предмета).
- Какая часть речи поможет описать предмет? Почему? (Прилагательное, потому что оно обозначает признак предмета. Описать – значит назвать признаки).
IV. Работа с учебником
- Прочитайте тексты упр.740 на стр.249 – 250 и подумайте, какими признаками характеризуется предмет в каждом из них.
(1. сосна и сморчок описываются более сухо, все слова в прямом значении;
2. сосна и сморчок изображены живописно, красочно, есть сравнение, эпитеты)
- В чем разница двух описаний одного и того же предмета? (в выборе языковых средств).
- Определите стиль каждого текста. Обоснуйте своё мнение (определяют речевую ситуацию).
- Зачем вам было предложено это упражнение? Что оно помогает понять? (есть связь между стилем и отбором языковых средств при описании предмета).
V. Подготовка к описанию репродукции (слайд 3)
- Перед вами портрет известного живописца первой половины 19-го века Ивана Трофимовича Хруцкого. Его натюрморт «Цветы и плоды» создан в 1839 году и уже более ста лет радует зрителей. В настоящее время работа художника находится в Москве, в Третьяковской галерее (слайд 4). Вы видите репродукцию картины.
VI. Словарная работа
- Как вы понимаете слово репродукция?
– Что такое натюрморт?
- Где можно узнать точное значение незнакомого слова? ( в толковом словаре) (слайд 5).
- Запишите эти слова в свой словарик, проговаривая по слогам. Поставьте ударение. Какие орфограммы встретились в новых словах?
VII. Описание репродукции
- В каком стиле вы будете строить описание изображенных предметов? Почему? ( в художественном, потому что это произведение искусства, художника)
-Всмотритесь в натюрморт (слайд 6). Какими предметами художник любуется? Как вы это определили? (по тому, как изображены предметы, по краскам, которые использовал автор).
- Представьте, что каждый из вас художник, но вместо красок у вас слова. Попытайтесь нарисовать словами предмет с натюрморта. Какие слова и выражения вы использовали бы для описания вазы с цветами? (розовые, красные лепестки; пышные головки; небесно-голубые васильки; цвета неба; голубые, как небо; словно звездочки; глиняная; изумрудная; расписанная; красуется и т.д.)
- Опишите лукошко с персиками (сочные; аппетитные; берестяное; цвета солнца; изумрудная подстилка и т.д.) (запись лучших вариантов на доске и в тетради).
VIII. Самостоятельная работа учащихся
- Попытайтесь самостоятельно описать любой предмет с репродукции: корзинку со смородиной, стакан воды с долькой лимона, груши, пузатую тыкву - подобно тому, как мы это делали вместе. Обязательно используйте языковые средства художественного стиля (3-5 предложений).
IX. Анализ работ учащихся
(чтение учащимися описаний разных предметов с репродукции. 4-5 выступлений).
- Получилось ли теперь описание? Почему?
X. Итог урока
- Сформулируйте тему урока (описание предмета).
- Вспомните задачу, поставленную в начале урока. Решена ли она? Каким образом вы ее решали?
XI. Рефлексия (слайд 7)
- Закончите фразы:
- Сегодня на уроке я научился…
- Больше всего мне понравилось…
- После урока мне захотелось…
- Я оцениваю свою работу……, потому что…
XII. Домашнее задание
– Отгадайте, какой предмет описан в загадке:
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный.
- Что помогло вам найти правильный ответ?
- Попробуйте дома самостоятельно составить 2-3 загадки, основанные на описании предмета. Запишите их вместе с отгадкой. Проиллюстрируйте (по желанию) свою работу.