Урок развития речи "Описание предмета". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (465 кБ)


Цель урока:

  • учить школьников описывать предметы, создавать фрагмент текста художественного стиля с типом речи описание;
  • формировать умение обоснованно выбирать языковые средства, сравнивая и сопоставляя описание одного и того же предмета в текстах научного и художественного стилей;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • способствовать развитию художественного вкуса.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование к уроку: школьная доска, мультимедиа, учебник

Ход урока

I. Создание проблемной ситуации

- Ребята, вы бывали в музее изобразительных искусств?

- Зачем, по – вашему, люди ходят туда?

- Посмотрите на экран (слайд 2 с репродукцией картины Хруцкого И.Т. «Цветы и плоды»). Какие чувства вызывает у вас картина?

- Как вы думаете, чем вы сегодня будете заниматься на уроке?

( описывать картину)

- Что вы видите на картине? Попробуйте описать (2-3 человека).

II. Постановка цели и задачи

- Почему возникают трудности?

- Какую задачу сейчас необходимо поставить перед собой?

- Зачем человеку нужно уметь описывать предметы? В каких жизненных ситуациях это может пригодиться?

III. Воспроизводящая беседа

- Вспомним, что нам уже известно об описании как типе речи.

( Описание – тип речи, в котором говорится об одновременных признаках)

- От какого слова «описание»? Что можно описать? (предмет, внешность человека, природу).

- Какой из названных видов описания вы будете использовать на этом уроке? (описание предмета).

- Какая часть речи поможет описать предмет? Почему? (Прилагательное, потому что оно обозначает признак предмета. Описать – значит назвать признаки).

IV. Работа с учебником

- Прочитайте тексты упр.740 на стр.249 – 250 и подумайте, какими признаками характеризуется предмет в каждом из них.

(1. сосна и сморчок описываются более сухо, все слова в прямом значении;

2. сосна и сморчок изображены живописно, красочно, есть сравнение, эпитеты)

- В чем разница двух описаний одного и того же предмета? (в выборе языковых средств).

- Определите стиль каждого текста. Обоснуйте своё мнение (определяют речевую ситуацию).

- Зачем вам было предложено это упражнение? Что оно помогает понять? (есть связь между стилем и отбором языковых средств при описании предмета).

V. Подготовка к описанию репродукции (слайд 3)

- Перед вами портрет известного живописца первой половины 19-го века Ивана Трофимовича Хруцкого. Его натюрморт «Цветы и плоды» создан в 1839 году и уже более ста лет радует зрителей. В настоящее время работа художника находится в Москве, в Третьяковской галерее (слайд 4). Вы видите репродукцию картины.

VI. Словарная работа

- Как вы понимаете слово репродукция?

– Что такое натюрморт?

- Где можно узнать точное значение незнакомого слова? ( в толковом словаре) (слайд 5).

- Запишите эти слова в свой словарик, проговаривая по слогам. Поставьте ударение. Какие орфограммы встретились в новых словах?

VII. Описание репродукции

- В каком стиле вы будете строить описание изображенных предметов? Почему? ( в художественном, потому что это произведение искусства, художника)

-Всмотритесь в натюрморт (слайд 6). Какими предметами художник любуется? Как вы это определили? (по тому, как изображены предметы, по краскам, которые использовал автор).

- Представьте, что каждый из вас художник, но вместо красок у вас слова. Попытайтесь нарисовать словами предмет с натюрморта. Какие слова и выражения вы использовали бы для описания вазы с цветами? (розовые, красные лепестки; пышные головки; небесно-голубые васильки; цвета неба; голубые, как небо; словно звездочки; глиняная; изумрудная; расписанная; красуется и т.д.)

- Опишите лукошко с персиками (сочные; аппетитные; берестяное; цвета солнца; изумрудная подстилка и т.д.) (запись лучших вариантов на доске и в тетради).

VIII. Самостоятельная работа учащихся

- Попытайтесь самостоятельно описать любой предмет с репродукции: корзинку со смородиной, стакан воды с долькой лимона, груши, пузатую тыкву - подобно тому, как мы это делали вместе. Обязательно используйте языковые средства художественного стиля (3-5 предложений).

IX. Анализ работ учащихся

(чтение учащимися описаний разных предметов с репродукции. 4-5 выступлений).

- Получилось ли теперь описание? Почему?

X. Итог урока

- Сформулируйте тему урока (описание предмета).

- Вспомните задачу, поставленную в начале урока. Решена ли она? Каким образом вы ее решали?

XI. Рефлексия (слайд 7)

- Закончите фразы:

  1. Сегодня на уроке я научился…
  2. Больше всего мне понравилось…
  3. После урока мне захотелось…
  4. Я оцениваю свою работу……, потому что…

XII. Домашнее задание

– Отгадайте, какой предмет описан в загадке:

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

- Что помогло вам найти правильный ответ?

- Попробуйте дома самостоятельно составить 2-3 загадки, основанные на описании предмета. Запишите их вместе с отгадкой. Проиллюстрируйте (по желанию) свою работу.