Школьная психологическая служба
-
Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции 2006
В статье представлены исследования социально-педагогической запущенности учащихся младших классов и методы её коррекции.
-
Открытый урок по теме: "Культура эмоций и чувств" 2006
Младший школьный возраст – это период, благоприятный для формирования фундамента эмоциональной культуры у детей: овладения средствами и способами адекватно выражать свои чувства, находить выход из сложных ситуаций, анализировать свое поведение и поведение других людей. Урок «Культура эмоций и чувств» поможет учащимся 3-4 классов: * актуализировать свой эмоциональный опыт; * развить умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля; * выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
-
Психолого-педагогическое обеспечение социально-гуманитарных групп в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения 2006
Данная работа представляет собой пакет практического материала психолого-педагогического скрининга, эффективно работающего в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Может быть использована в работе психолога, учителей-предметников с целью формирования социально-гуманитарных групп, классов и организации мониторинга.
-
Влияние межличностных взаимодействий старшего школьника на профессиональные намерения 2006
В статье отражены вопросы, связанные с особенностями построения элективных курсов по предпрофильной подготовке для учащихся 8-х классов. На данных курсах подростки, совместно с психологом изучают особенности мира профессий. В результате совместной деятельности подростки проигрывают и проговаривают те вопросы, которые их наиболее интересуют в изучении той или иной профессии.
-
Развитие творческого мышления 2006
На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, нестандартно решать различные задачи.
-
Здоровьесберегающие технологии 2006
В статье отражаются основные направления деятельности школы, направленной на разработку и внедрение здоровьесберегающей педагогики. Мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности. Цель школы создание такой обучающей, воспитывающей, развивающей среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В условиях "Нашей школы" разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.
-
Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте 2006
Что такое самооценка? Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Развитая, зрелая самооценка строится по исследовательскому типу: "Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы". Такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности. Наша задача обучить ребенка видеть и понимать себя, координировать свои действия, с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
-
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ 2006
Если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, можно утверждать, что уровень эффективности и качества работы будет низким. Особенно это касается таких профессий, которые предполагают непосредственное общение с другими людьми. В наибольшей степени профилактика конфликтов важна для педагогического коллектива. С целью создания благоприятного климата в коллективе в нашем Центре разработана и реализуется "Программа профилактики конфликтов в педагогическом коллективе Центра".
-
Использование "почты доверия" в психологической работе с первоклассниками 2006
"Почта доверия" – это особый прием, форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Безусловным плюсом "почты доверия" является возможность работы непосредственно "на" ребенка, руководствуясь его запросами и потребностями. Конфиденциальность, добровольность, честность – основные правила пользования почтой. Использование почты в работе с первоклассниками связано с развитием у детей рефлексии и доверия.
-
Большая психологическая игра на тему: "Путешествие по Миру Знаний" 2006
Цель представленной игры – создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Игра способствует развитию коммуникативных навыков, пробуждает у детей интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, получении новых знаний и навыков (анализа, сравнения, обобщения), развитию познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия).
-
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении школьников 2006
Вот уже шестой год я провожу со своими учениками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении состояния физического здоровья и социальной адаптации детей. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
-
Личностный алгоритм продуктивного педагогического труда 2006
В статье в систематизированном виде представлены профессионально и личностно значимые качества учителя, которые были определены путем многолетнего сбора экспертных оценок и интервьюирования учителей, администраторов, учащихся старших классов и их родителей. Авторы показывают как данный алгоритм может быть использован школьным психологом для структурирования педагогических проблем, с которыми ему приходится профессионально работать, а также для определения приоритетных направлений работы психолога с педагогами учебного заведения.
-
Психологическое сопровождение оздоровительного процесса 2006
Как детский санаторно-оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Часто причиной нарушений здоровья является дистресс, невозможность справиться с трудной ситуацией, поэтому целью психологического сопровождения оздоровительного процесса в нашем санатории стало формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья. Работа с детьми строится по нескольким направлениям: диагностическое, развивающее, профилактическое, проектная деятельность.
-
Курс занятий для учащихся младшего подросткового возраста "Познай себя" 2006
Занятия направлены на самопознание школьников, развитие познавательных процессов, осознание своих способностей и возможностей. В качестве примера приводится план занятия по теме "Внимание".
-
Рефлексивные методики в работе психолога 2006
При помощи данной методики школьный психолог имеет возможность отследить тех учащихся, кто наиболее нуждается в психологической поддержке и, возможно, в его помощи. Диагностику можно использовать как среди учащихся, так и среди педагогического коллектива.
-
Работа педагога-психолога по коррекции и профилактике девиантного поведения у подростков в МОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" г. Новокузнецка 2006
Актуальность введения занятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в практику общеобразовательной школы заключается в том, что с каждым годом увеличивается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Предлагаются методические разработки двух уроков, которые проводились в ходе занятий с обучающимися 5-х и 7-х классов.
-
Анализ сопровождения детей первых классов в адаптационный период к школе 2006
Одно из направлений в работе школьного психолога – это сопровождение первоклассников в период адаптации к школе. Целью адаптационного периода в первые 2–3 недели пребывания детей в школе является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Основные задачи адаптационного периода: воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество); формирование навыков общения.
-
Развитие психологической компетенции педагогов 2006
Разработан цикл тренинговых занятий для педагогов гимназии. На этих занятиях учителя получают возможность с позиций учеников и родителей проанализировать свою педагогическую деятельность, использовать новые психологические подходы в работе и самосовершенствоваться.
-
Методическая разработка недели психологии "Я и другой" 2006
Статья представляет методические разработки акции "Я и другой", проведённой в МУ "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних".
-
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса 2006
В данной работе представлен опыт проведения психолого-педагогического семинара. Участники семинара определяли с помощью педагога-психолога уровень морально-психологического климата в коллективе, знакомились с методами и приемами по улучшению взаимодействия участников образовательного учреждения. Проведение такого семинара является первой ступенькой на пути гармонизации взаимоотношений в коллективе.
-
Конспект психологического занятия для младших школьников: "Давайте подумаем о… счастье?" 2006
Что такое счастье? Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, счастливы ли они, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья. Поэтому появилась необходимость создавать ситуации для размышления по данной теме, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех, почувствовать себя в центре внимания. Представленный материал содержит конспект занятия с элементами тренинга для младшего школьного возраста. Данное занятие может быть интересно как классным руководителям, так и педагогам-психологам.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8–9-х классов на этапе профессионального самоопределения 2006
По данным социологических исследований, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать, каждый второй после окончания вуза работает не по специальности. Могут ли предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах изменить ситуацию? На что в первую очередь должны быть направлены усилия родителей, учителей, психологов - на отбор "перспективных" детей или на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей учеников? Чем будут руководствоваться взрослые, по сути, определяя профессиональную жизнь подростка? Какую цену заплатит он за неверное решение? Есть люди, которые знают ответы на эти вопросы. Есть такие, кого не волнуют ни вопросы, ни ответы. Но есть и другие - те, кто, как и мы, только ищет ответы на эти вопросы. Думается, их большинство. Для них и написана эта статья.
-
Конкуренция профессионального образования — путь к самосовершенствованию 2006
Конкуренция - явление для многих довольно неприятное, но, к сожалению, неизбежное в современном обществе, в условиях рыночной экономики. В статье для выпускника профессиональных учебных заведений даются советы, как приспособиться к современным жестким условиям конкуренции и добиться реального успеха на профессиональном поприще. Приводятся особенности получения конкурентоспособного профессионального образования по специальностям строительного, авторемонтного профиля, технологии продукции общественного питания в колледже, которые востребованы на рынке труда. Рассмотрены негативные стороны и позитивные тенденции развития профессионального образования в Московском регионе.
-
Профориентационное занятие из курса по предпрофильной подготовке "Мир профессий и твое место в нем" для учащихся 9-х классов по теме: "Его величество Интерес" 2006
Данное занятие раскрывает сущность понятия "интерес" (что такое интерес, как рождается интерес, виды интересов) и определяет роль интереса в профессиональном и личностном самоопределении.
-
Программа "Ориентировка в пространстве" для школы III, IV вида. 5–10-е классы 2006
Данная рабочая программа предполагает дальнейшее обучение незрячих учащихся пространственной ориентировке после получения ими знаний, умений и навыков по программе института коррекционной педагогики под редакцией Л.И. Плаксиной, Москва 1999 г. для 1–4-х классов.
-
Решение проблем адаптации 2006
В какой мере способен поступающий в школу ребенок учиться без затруднений? Ребенок, не достигший необходимого уровня развития, не привыкший к школьной жизни в период адаптации, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. В связи с этим возникла необходимость пересмотра работы по вопросам преемственности между звеньями, искать и систематизировать причины, наметить пути решения проблемы адаптации, как первоклассников, так и пятиклассников при переходе из одного звена в другое.
-
Сборник развивающих занятий для второго класса 2006
Представлен сборник занятий для 2-го класса, выступающий как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Предлагаемые занятия, призваны, в большей степени, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке. Занятия выстроены по принципу "от простого к сложному".
-
Элективный курс для учащихся 9-х классов "На распутье" 2006
Элективный курс рецензирован на кафедре общей и специальной психологии Иркутского института повышения квалификации работников образования и рекомендован к практической реализации. Содержание программы соответствует целям и задачам психологического сопровождения учащегося в условиях предпрофильной подготовки: активизирует профильное самоопределение, способствует прояснению временной перспективы и построению жизненных целей.
-
Программа по развитию коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики со слабовидящими детьми: "Общение без проблем" 2006
Наблюдая за детьми, изучая их особенности, разрабатывали рабочие программы. Одну из таких программ предлагаю вашему вниманию, она проходит ещё апробацию, дорабатывается по ходу работы в МОУ СОШ № 58 г. Новоуральска. В результате занятий ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.
-
Предпрофильная подготовка. Программа элективного курса "Моя профессия" 2006
Неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, к проектированию собственного жизненного пути - главная проблема, усложняющая переход на профильное обучение. В работе представлена программа элективного курса "Моя профессия", целью которой является подготовка к выбору профиля обучения (и профессии) с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.