Психокоррекционные сказки на занятиях психологии

Разделы: Школьная психологическая служба


На занятиях психологии в начальной школе мною часто используются психокоррекционные сказки.
В психокоррекционных сказках метафорически отражаются проблемы ученика: эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, страхи и пр.
В качестве героя сказки выступает близкий ученику по возрасту, поведению персонаж, который оказывается перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему ученика.
В сказке описываются мысли и чувства, которые овладевают героем (то есть фактически проговаривается эмоциональное состояние ученика).
Затем – герой сказки ищет способы выхода из проблемной ситуации. Или ему помогают в этом другие сказочные существа. Или герой может наблюдать, как решают подобную проблему другие персонажи и пр.
В психокоррекционной сказке обязательно должна присутствовать модель успешного разрешения проблемы.
Сказка составляется таким образом, чтобы ученик смог спроецировать, перенести её на свой жизненный опыт.
Психокоррекционные сказки часто обсуждаются после прочтения с целью наиболее полного и ясного осознания учеником.
Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

СКАЗКА ПРО ЗАЙЧИКА, КОТОРЫЙ БОЯЛСЯ ТЕМНОТЫ

В одном лесу жил-был маленький Зайчик. Он был очень весёлый. Целыми днями он прыгал и играл. У него было много друзей, и все его любили.
А вечером, когда становилось темно, и все его друзья ложились спать, Зайчик начинал горько плакать. Он садился под кустик, дрожал от страха и никак не мог заснуть.
Однажды вечером его плач услышала Птичка-Синичка.
– О чём ты плачешь, маленький Зайчик? – спросила его она.
– Мне страшно, что кругом темно и никого нет вокруг. Все спят, со мной никто не играет, - отвечал Зайчик.
Услышав такой ответ, Птичка-Синичка спустилась с дерева, раскинула свои крылышки и сказала:
– Посмотри, маленький Зайчик, под моими крылышками очень темно, потому что мои крылья создают тень. А на небе живёт большая птица по имени Ночь. Когда она раскрывает свои крылья, на земле становится темно, так же как у меня под крылышками. Птица Ночь очень добрая. Весь день она наблюдает, как жители леса прыгают и играют. А когда Ночь замечает, что они устали, то распахивает свои крылья, становится темно, и все ложатся отдыхать. И ты, Зайчик, тоже ложись спать. Когда ты отдохнёшь, добрая Птица-Ночь это заметит сверху, сложит свои крылья, станет светло, и ты опять будешь играть со своими друзьями весь день.
Зайчик послушал Птичку-Синичку и больше никогда не плакал, когда становилось темно.

СКАЗКА ПРО ЧАШКУ-МАМУ и ЧАШКУ-ДОЧКУ

На полке, в красивом старинном буфете жили две удивительной красоты чашки: Чашка-мама и Чашка-дочка.
Были они похожи друг на друга, как две капельки воды. Только одна была большая, а другая совсем маленькая.
В семье очень любили эти чашки, часто о них говорили и даже показывали тем, кто приходил в гости.
Чашка-мама и Чашка-дочка очень радовались тому, что они нравятся, что люди замечают их красоту. Днём чашечки часто шептались между собой. Чашка-мама рассказывала Чашке-дочке разные интересные истории, гладила её.
Но вот наступал вечер, которого Чашка-дочка всегда очень боялась. Сначала слышались глухие шаги, затем скрипела дверца буфета, и чья-то большущая рука тянулась к полке, на которой жили чашки. И эта огромная рука почему-то всегда приближалась к маме и уносила её в неизвестном направлении.
В такие моменты Чашка-дочка всегда зажмуривала от страха глаза и успевала лишь услышать ласковые слова мамы: “Ты только не плачь, я обязательно вернусь к тебе!” Но Чашка-дочка не могла не плакать. Слёзы так и катились у неё из глаз. Чашке-дочке было тоскливо и страшно на этой полке. Вокруг не было никого, и у Чашки-дочки в голове крутились мысли: “А вдруг мама больше не вернётся?”
И вот однажды Чашка-дочка осталась одна. Она плакала так громко, что её плач услышали Хрустальные бокалы с верхней полки.
– О чём ты там так горько плачешь? – донесся до неё чей-то голос. Это был голос Бокала-сына.
– Моя мама… Она куда-то исчезает почти каждый вечер. А мне очень страшно здесь одной, - ответила Чашка-дочка.
– Чего ж бояться? Мой папа-Бокал тоже каждый вечер исчезает. И мне тоже одиноко. Но я знаю, что у папы - такая работы. Он служит людям, и чтоб мы могли нормально жить, ему нужно работать. Твоя мама, наверняка, тоже на работе. Но вот увидишь, она обязательно вернётся. Ведь не было же ещё дня, чтобы она не возвращалась.
– Да, не было. но мне всё равно очень тоскливо, – и крупные слёзы покатились из глаз Чашки-дочки.
– Ну, что ж! Чтобы тебе не было тоскливо, приходи ко мне в гости, я покажу тебе свою полку, – послышался голос Бокала.
И Чашка, не долго думая, оказалась на полке у Бокала. Всё здесь было не так, как у них с мамой. Они долго разговаривали, смеялись и играли. И даже не заметили, как пролетело время, и за стеклом стало совсем темно. Тогда Чашка-дочка вновь спустилась к себе.
“Что это я? Бокал такой же маленький, как и я. Но ведь он не боится оставаться один. Он понимает, что Папе-бокалу нужно работать. Я хочу быть такой же смелой, как мой новый друг Бокал!” – думала про себя Чашка-дочка.
А на следующий день, когда мама опять покинула полку, Чашка-дочка пригласила Бокала к себе. Так они и ходили в гости друг к другу, когда их родители уходили на работу. Время летело незаметно.
Друзьям-соседям было весело и интересно вдвоём.