На занятиях психологии в начальной школе мною
часто используются психокоррекционные сказки.
В психокоррекционных сказках метафорически
отражаются проблемы ученика: эмоциональные и
поведенческие затруднения, трудности во
взаимоотношениях, тревоги, страхи и пр.
В качестве героя сказки выступает близкий
ученику по возрасту, поведению персонаж, который
оказывается перед лицом ситуации, похожей на
реальную проблему ученика.
В сказке описываются мысли и чувства, которые
овладевают героем (то есть фактически
проговаривается эмоциональное состояние
ученика).
Затем – герой сказки ищет способы выхода из
проблемной ситуации. Или ему помогают в этом
другие сказочные существа. Или герой может
наблюдать, как решают подобную проблему другие
персонажи и пр.
В психокоррекционной сказке обязательно должна
присутствовать модель успешного разрешения
проблемы.
Сказка составляется таким образом, чтобы ученик
смог спроецировать, перенести её на свой
жизненный опыт.
Психокоррекционные сказки часто обсуждаются
после прочтения с целью наиболее полного и
ясного осознания учеником.
Таким образом, психокоррекционные сказки
расширяют спектр моделей поведения и
подсказывают альтернативы решения сложных
ситуаций.
СКАЗКА ПРО ЗАЙЧИКА, КОТОРЫЙ БОЯЛСЯ ТЕМНОТЫ
В одном лесу жил-был маленький Зайчик.
Он был очень весёлый. Целыми днями он прыгал и
играл. У него было много друзей, и все его любили.
А вечером, когда становилось темно, и все его
друзья ложились спать, Зайчик начинал горько
плакать. Он садился под кустик, дрожал от страха и
никак не мог заснуть.
Однажды вечером его плач услышала
Птичка-Синичка.
– О чём ты плачешь, маленький Зайчик? – спросила
его она.
– Мне страшно, что кругом темно и никого нет
вокруг. Все спят, со мной никто не играет, -
отвечал Зайчик.
Услышав такой ответ, Птичка-Синичка спустилась с
дерева, раскинула свои крылышки и сказала:
– Посмотри, маленький Зайчик, под моими
крылышками очень темно, потому что мои крылья
создают тень. А на небе живёт большая птица по
имени Ночь. Когда она раскрывает свои крылья, на
земле становится темно, так же как у меня под
крылышками. Птица Ночь очень добрая. Весь день
она наблюдает, как жители леса прыгают и играют. А
когда Ночь замечает, что они устали, то
распахивает свои крылья, становится темно, и все
ложатся отдыхать. И ты, Зайчик, тоже ложись спать.
Когда ты отдохнёшь, добрая Птица-Ночь это заметит
сверху, сложит свои крылья, станет светло, и ты
опять будешь играть со своими друзьями весь день.
Зайчик послушал Птичку-Синичку и больше никогда
не плакал, когда становилось темно.
СКАЗКА ПРО ЧАШКУ-МАМУ и ЧАШКУ-ДОЧКУ
На полке, в красивом старинном буфете
жили две удивительной красоты чашки: Чашка-мама и
Чашка-дочка.
Были они похожи друг на друга, как две капельки
воды. Только одна была большая, а другая совсем
маленькая.
В семье очень любили эти чашки, часто о них
говорили и даже показывали тем, кто приходил в
гости.
Чашка-мама и Чашка-дочка очень радовались тому,
что они нравятся, что люди замечают их красоту.
Днём чашечки часто шептались между собой.
Чашка-мама рассказывала Чашке-дочке разные
интересные истории, гладила её.
Но вот наступал вечер, которого Чашка-дочка
всегда очень боялась. Сначала слышались глухие
шаги, затем скрипела дверца буфета, и чья-то
большущая рука тянулась к полке, на которой жили
чашки. И эта огромная рука почему-то всегда
приближалась к маме и уносила её в неизвестном
направлении.
В такие моменты Чашка-дочка всегда зажмуривала
от страха глаза и успевала лишь услышать
ласковые слова мамы: “Ты только не плачь, я
обязательно вернусь к тебе!” Но Чашка-дочка не
могла не плакать. Слёзы так и катились у неё из
глаз. Чашке-дочке было тоскливо и страшно на этой
полке. Вокруг не было никого, и у Чашки-дочки в
голове крутились мысли: “А вдруг мама больше не
вернётся?”
И вот однажды Чашка-дочка осталась одна. Она
плакала так громко, что её плач услышали
Хрустальные бокалы с верхней полки.
– О чём ты там так горько плачешь? – донесся до
неё чей-то голос. Это был голос Бокала-сына.
– Моя мама… Она куда-то исчезает почти каждый
вечер. А мне очень страшно здесь одной, - ответила
Чашка-дочка.
– Чего ж бояться? Мой папа-Бокал тоже каждый
вечер исчезает. И мне тоже одиноко. Но я знаю, что
у папы - такая работы. Он служит людям, и чтоб мы
могли нормально жить, ему нужно работать. Твоя
мама, наверняка, тоже на работе. Но вот увидишь,
она обязательно вернётся. Ведь не было же ещё дня,
чтобы она не возвращалась.
– Да, не было. но мне всё равно очень тоскливо, – и
крупные слёзы покатились из глаз Чашки-дочки.
– Ну, что ж! Чтобы тебе не было тоскливо, приходи
ко мне в гости, я покажу тебе свою полку, –
послышался голос Бокала.
И Чашка, не долго думая, оказалась на полке у
Бокала. Всё здесь было не так, как у них с мамой.
Они долго разговаривали, смеялись и играли. И
даже не заметили, как пролетело время, и за
стеклом стало совсем темно. Тогда Чашка-дочка
вновь спустилась к себе.
“Что это я? Бокал такой же маленький, как и я. Но
ведь он не боится оставаться один. Он понимает,
что Папе-бокалу нужно работать. Я хочу быть такой
же смелой, как мой новый друг Бокал!” – думала
про себя Чашка-дочка.
А на следующий день, когда мама опять покинула
полку, Чашка-дочка пригласила Бокала к себе. Так
они и ходили в гости друг к другу, когда их
родители уходили на работу. Время летело
незаметно.
Друзьям-соседям было весело и интересно вдвоём.