Цели:
- Сформировать знания о полезных ископаемых Башкортостана.
- Развивать наглядно – образное, творческое мышление, память, внимание.
- Воспитатъ чувство патриотизма, любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
- Физическоя карта Башкортостана.
- Карта "Полезные ископаемые Башкирии".
- Наглядный материал "Полезные ископаемые".
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Психогимнастика.
Упражнения для повышения памяти и внимания.
Палъцевые упражнения
Дыхателъные упражнения
3. Повторение пройденной темы.
Даются утверждения, отвечаем "да" или "нет"
ТЕСТ
- На западе Башкирского Предуралъя выделяется Татарский свод (Да)
- Самая Высокая вершина Южного Урала - Большой Иремель (1582м) (нет) .
- В Башкирское Зауралъе входят высокие хребты Машак, Аваляк (Нет)
- Горообразование на Урале является резулътатом горизонталъных движений (Да)
- В основании Русской платформы залегает древний Фундамент (Да)
- В настоящее время медленное движение Южного Урала продолжаются. (Да)
- Уралъские горы образовалисъ в герценскую складочностъ (Да)
- Башкирское Зауралье простирается вдолъ западной границы республики (Нет)
- Самая высокая гора А бзелиловского района - Караташ (Да)
Проверяем работы:
Критерий оценок:
3а каждый правильный ответ 1 очко.
9 — оценка 5 5-6- оценка З 8-7 — оценка 4 4-3 - оценка 2
4. Изучение новой темы.
План:
- Что такое “Полезные ископаемые”?
- Виды полезных ископаемых
- Основные месторождения
Тема: Полезные ископаемые Башкортостана
5. Диагностика логической памяти
- Называем полезное ископаемое, а учащиеся определяют к какому виду относится:
- Железо - металлическое
- Золото - металлическое
- Гипс - неметаллическое
- Уголь - горючие
- Торф - горючие
- Алюминий - металлическое
- Фосфориты - неметаллическое
- Медь - металлическое
- Природный газ - горючие
- Глина - неметаллическое
Работа по таблице (полезные ископаемые Башкортостана).
________________________________________________________________
Название | Местонахождение | Использование |
__________________________________________________________________
Нефть | Ишимбайское | Химическая промышленность |
Шкапово - Белебеевское | ||
Арланское | ||
Железная руда | Зигазинское | машиностроение |
Бокситы | Салаватское | машиностроение |
Известняки | Шахтауское | стройматериал |
Медная руда | Учалинское | машиностроение |
Баймакское | ||
Бурибаевское | ||
Сибайское |
Заполняем таблицу, находим месторождения на картах, отмечаем на контурной карте. (Работа с картой развивает наглядно образное мышление, это проявляется в способности человека решать практические задачи, действуя не с предметами, а с образами).
После заполнения таблицы и работы с картой приступаем к решению диагностических задач.
Диагностические задачи по теме: "Башкортостан- кладовая Урала".
Название задачи | Содержание задачи |
1. Географические ассоциации | С помощью размера круга отметьте возраст горючих полезных ископаемых: чем древнее, тем размер круга больше, а с помощью отметьте размер месторождений. |
2. Мысленные карты | Изобразите карту своего района как
"самый богатый" полезными ископаемыми.
Хорошо это или плохо? Сделайте вывод. |
3. Карта рассказывает | Представьте, что могла бы "рассказать" карта полезных ископаемых Башкортостана о нашей республики, о нашей местности, если бы она вдруг заговорила о тех богатствах, которые скрываются, проблемах (Отразить в устной или письменной форме) |
4. Ты - золотоискатель | Представьте, что вы в группе золотоискателей. Вам дали задание, а направление, где искать не указано. Где будете искать золото? Почему? |
5. Проблемы вашей местности | Какие проблемы волнуют вас, что бы Вы изменили, что бы Вы предложили, чтобы улучшить положение. |
6. Обобщение урока.
Развитие памяти.
Называем месторождение, а учащиеся пишут полезные ископаемые:
- Яр-Бишкадакское – каменная соль
- Шахтауское – известняк
- Кужинское – барит
- Калканское – яшма
- Сафаровское – яшма
- Туканское – железная руда
- Ишимбайское– нефть
- Башартовское – хромит
- Кужинское – барит
- Маканское – медные руды
Критерии оценок.
9-10 правильных ответов- оценка 5 (отличная память); 8-7 правильных ответов оценка 4 (хорошая память) ; 5 – 6 правильных ответов – оценка 3 (средняя память); 4 и ниже — оценка 2 ( низкая память);
Подведение итогов.
Домашняя работа: Написать рассказ: “Полезные ископаемые нашего района”.
- Ритуал прощания
Учащиеся передают друг другу пожелания:
(Желаю счастья, здоровья, и. т.д.)