Образ детства, семьи – источник формирования романтического образа детства

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Первым окружением школьника, с которым он идентифицирует себя, является семья – основной институт первичной социализации. Данное обстоятельство определяет коренное значение семьи во всех видах социализации личности и в семейно-бытовой в частности. Семья – малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Среди социальных институтов семья является наиболее ранней, поскольку возникла значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи определяется ее репродуктивной функцией – воспроизводством людей, одним из аспектов которого является социализация ребенка. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, в период развития романтического образа детства, нравственных, психологических, эмоциональных основ личности. Исключительное влияние семьи в начальный период жизни объясняется такими психологическими особенностями детского возраста, как безграничное доверие по отношению к старшим и некритическое восприятие воздействий с их стороны.

Первые шаги в семейно-бытовой социализации, безусловно, школьник делает в кругу родительской семьи: здесь усваиваются правила и нормы взаимоотношений между членами семьи, формы и способы ведения совместного хозяйства, устанавливаются ориентиры на определенные ценности семейной жизни. Сензитивным периодом семейно-бытовой социализации является именно время воспитания ребенка в кругу родительской семьи, которому соответствует дошкольный возраст. С этим обстоятельством связано то, что большинство детей в последующем в своей семейной жизни реализует формы и способы взаимоотношений, которые демонстрировали их родители. Это проявляется как в формах и способах общения с супругом (супругой) и другими родственниками, так и в формах и методах воспитания детей. Итак, образ жизни родительской семьи имеет определяющее значение в формировании романтического образа детства, но при этом опосредующим звеном является образ жизни самого школьника.

Однако семья, в которой школьник воспитывался в детстве, не является единственным источником романтического образа детства. Как уже не раз отмечалось, у человека есть возможность ориентироваться на общности, к которым он не принадлежит. Поэтому в качестве образца для подражания личность может выбрать формы взаимоотношений в других семьях. Такое может возникнуть на основе неудовлетворенности действиями матери или отца, когда ребенок начинает искать у других людей, в других группах приемлемые модели поведения. Как и в целом, процесс формирования романтического образа детства продолжается в течение всей жизни школьника, в том числе не прекращается и с созданием собственной семьи. Здесь начинается новый этап, связанный с освоением новых социальных ролей (жены, мужа, зятя, невестки, отца, матери и т.п.). Если усвоенные в ходе предыдущих этапов жизненного пути нормы, правила и ценности семейно-бытовой деятельности условно можно назвать теорией, то после образования собственной семьи начинается практическая реализация усвоенного. На данном этапе семейно-бытовой социализации романтические образы детства семей, в которых воспитывались супруги, продолжают играть роль модели для построения собственных отношений. При этом, однако, доминантную роль все же играет романтический образ детства, точнее – собственная деятельность школьника в сфере быта и семьи. Это обусловлено тем, что, вступив в брачные отношения, индивид непосредственно сталкивается с новыми для себя функциями, исполнение которых требует определенных знаний и умений, владения способами и формами организации супружеской, семейной жизни, куда включается также и бытовая деятельность в соответствии с определением понятия “семья”. Как отмечает М.Тышкова, ранний опыт может модифицироваться и преобразовываться под влиянием позднейшего. Соответственно, деятельность в семейно-бытовой сфере на данном этапе может вызвать коррекцию и модификацию уже сложившихся стереотипов.

Романтический образ детства оказывает позитивное влияние на всю жизнь человека: от того, в каких условиях находится с самого раннего возраста ребенок, во многом зависит его будущее. Исследования Ю.М.Орлова, А.В. Мудрика, свидетельствуют о том, что детство, особенно первые годы жизни человека, является периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. В это время ребенка в основном окружают образы родителей и самых близких родственников. Это они, в первую очередь мать и отец, слышат первые слова малыша, видят его первые шаги, вводят ребенка в окружающий мир, направляют на большую дорогу жизни. До 3 лет любовь мальчика к своей матери определяется его зависимостью от неё. Затем его любовь к матери настойчиво приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырёхлетний ребёнок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он не очень хорошо представляет себе, из чего складывается брак, но он абсолютно уверен, что его мать самая красивая и главная женщина на свете. Маленькая девочка испытывает такую же любовь к своему отцу. Эти сильные романтические привязанности помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу, которое впоследствии приведёт к счастливому браку.

Сказанное выше подтверждается и исследованиями значимости феномена материнской ласки. Человеческое дитя не станет полноценным человеком вне неусыпного бдения матери, которая неугомонной заботливостью вырывает малыша из объятий биологически-природной жизни и пробуждает деятельность сознания, даёт ему первую информацию. Ребёнок, лишённый ласки матери, не может полноценно развиваться. Романтический образ матери, дарящий жизнь, заключает в себе неиссякаемый источник бескорыстной любви, заботы, дающий нам опору и жизненную силу, сопутствующий нам всю жизнь. Таковы важнейшие функции материнской ласки. Но в развитии ребёнка, особенно мальчика, наступает такой момент, когда в большей мере ему нужен отец. Никакая самая мужественная женщина не может заменить отца, никогда женщина не может воспитывать мальчика, в лучшем случае она воспитает женоподобное существо. Для полноценного развития детей нужна полная семья. Мать наделяет детей нежностью, добротой, отец – мужеством, решимостью, твёрдостью воли, настойчивостью, мудростью. Развитие человека, формирование его романтического образа детства зависят от благотворного влияния образа семьи, от стремления родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде, от желания изучить своего ребенка, от умения направить процесс формирования романтического образа детства его личности. Большую роль в жизни семьи играет эмоциональный контакт родителей и детей. От того, как передаются в семье культурные традиции, как формируется характер и личностные качества ребенка, на каких романтических образцах воспитывается его поведение, зависит формирование романтического образа детства личности. Семью можно считать колыбелью романтического образа детства личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его романтического образа. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Итак, самым ценным наглядным пособием формирования романтического образа детства являются семья, хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом подражания. Сила подражания велика, значение ее громадно. Без подражания невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, общественных учреждений, обычаев, моды. Если на детей простое чтение путешествий действует так сильно, что некоторые из них наивно бросают школу и отправляются путешествовать, то во сколько же раз сильнее должен действовать на них романтический образ любимого учителя. В народе и его детях много энтузиазма, и отчасти от учителя зависит дать этому энтузиазму надлежащее направление.

Рассмотрим, какие методы нравственного и эстетического воспитания используются в педагогике с целью разработки форм и методов формирования личности посредством романтического образа, способствующие более полному достижению целей нравственно-эстетического воспитания.

Традиционные методы нравственного воспитания:

  • упражнение;
  • приучение к положительным формам поведения;
  • воспитание нравственных привычек;
  • пример;
  • показ действий;
  • беседа;
  • убеждение.

Традиционные методы эстетического воспитания:

  • наглядные: показ;
  • словесные: убеждение, беседа, направленные на развитие эстетического восприятия, оценки первоначальных проявлений вкуса; метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире;
  • практическое: приучение, упражнение в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что все то, что делает человек, в каких видах деятельности и в какой степени участвует, – все это способствует формированию романтических образов детства. То есть, основным принципом работы механизма воздействия романтического образа детства на формирование личности – является принцип деятельности.

В качестве составных частей данного механизма можно рассматривать:

  • нормы, правила, ценности идеалы, которые образуют исходный блок афферентации, иначе говоря, источник движения механизма (представлены в образе детства, социальной группы и индивида);
  • собственно деятельность, в ходе которой реализуются определенные нормативно-ценностные единицы, удовлетворяются потребности, достигаются цели, а также идет закрепление или преобразование старых и приобретение новых нормативно-ценностных единиц;
  • пересмотр, коррекция исходных единиц, вызванные изменениями как в объекте, так и в субъекте деятельности.

Понятно, что участие в деятельности всегда будет изменять какие-то личностные характеристики, обогащать, корректировать потребности, мотивы, цели, наконец, направление формирования личности. Поэтому механизм будет иметь круговую структуру, причем при исправной работе всех элементов и связей между ними действие механизма непрерывно. Таким образом, еще раз подтверждается тезис о формировании романтического образа детства личности в течение всей жизни.

Но выявленный процесс позволяет сделать еще один, весьма значительный вывод на основании следующего: нормативно-ценностные единицы и собственно деятельность являются структурными элементами романтического образа детства, и в то же время сформированные потребности, мотивы, цели, нормы и ценности являются результатом формирования личности, а в рамках деятельности идет непосредственно процесс приобретения вышеназванных элементов, то есть идет процесс формирования романтического образа детства личности. Таким образом, рассматривать романтический образ детства только как фактор формирования личности будет недостаточным для раскрытия взаимосвязей между этими объектами. Формирование романтического образа детства и формирование личности – два неотделимых друг от друга явления, которые представляют собой условие и следствие один другого.

Формирование личности есть процесс формирования определенного образа жизни, однако она не может проходить вне его рамок.

Итак, мы представили модель механизма воздействия романтического образа детства на формирование личности и тем самым выявили глубинные связи между рассматриваемыми объектами. Не лишним будет обращение к некоторым зависимостям, характеризующим эту связь. Данные зависимости соотносятся с характеристиками экстенсивности и интенсивности образа детства личности. Чем более экстенсивен романтический образ детства личности, тем более широк диапазон деятельности, тем богаче и содержательнее процесс формирования личности. Широта охвата личностью различными деятельностями зависит от количества групп, в которые он входит в течение своей жизни и которые способствуют включению его в новые для себя сферы жизнедеятельности.

Интенсивность романтического образа детства характеризуется тем, какова степень овладения деятельностью. Чем больше степень интенсивности, тем более осознан и стабилен процесс формирования романтического образа детства и тем более устойчивы формируемые в ходе нее нормы, правила, убеждения и взгляды, которыми руководствуется личность. Данный вид зависимости прослеживается с началом самостоятельной жизни, когда романтический образ детства личности наиболее активно влияет на его формирование. Это связано с тем, что он вынужден принимать ответственность за принимаемые решения и непосредственно испытывать на себе их последствия. Это основные зависимости, характеризующие рассматриваемый вид взаимосвязи между романтическим образом детства личности и его формированием.