Пояснительная записка.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт “тон” всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Каждый может научиться многим разным делам, однако, не всем сразу. За краткостью слов “выбор профессии” стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идёт о самом его начале – “профессиональном старте”. Не спланировав свой профессиональный личный план (а точнее старт), ребята часто застревают на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. Человек чувствует себя профессионально неудовлетворённым. И чтобы цена приспособления к профессии не оказалась слишком большой, полезно заранее обдумать свой выбор.
Однако в настоящее время выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими “гонки на выживание” - постоянной усталостью, раздражённостью, безразличием к проблемам детей, переживание своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределённость жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
Необходимо иметь в виду также следующие моменты. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специалисты насчитывают более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление более 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно процесс обновления видов труда происходит ещё быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда.
Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:
- развитие самосознания;
- формирование системы ценностей;
- моделирование своего будущего;
- построение “идеального образа” профессионала.
Человечество мчится в XXI век. Обществу нужен профессионал, знающий своё дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь.
Цели программы “Я выбираю профессию”.
- Активизация профессионального самоопределения подростков.
- Включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.
Задачи программы “Я выбираю профессию”.
- Обеспечить подростков определёнными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решения своих проблем, связанных с самоопределением.
- Сделать процесс профессионального самоопределения интересным и личностным для подростков.
Данная программа является комплексной по содержанию, так как её проведение связано с применением различных методов профориентационной работы.
- Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации.
- Коллективная дискуссия.
- Метод взаимной групповой оценки.
- Методы тестирования и анкетирования.
- Индивидуальные и групповые консультации психолога.
Общая структура программы.
Весь цикл программы составлен из 12 занятий. Занятия объединены одной идеей и не подлежат вычленению из общей структуры программы. Но, несмотря на наличие конкретного плана работы, занятия с подростками не могут быть запрограммированы. При необходимости возможно удлинение времени отдельного занятия и сокращение их общего числа. Последовательность занятий составлена с учётом их постепенного усложнения как с организационной, так и с практической стороны.
№ п.п | Тема занятия | Основные знания и понятия |
1. | Давайте познакомимся. |
|
2. | Кто я, или что я думаю о себе? | Научить подростков выделять важные вопросы, на которые помогает ответить психодиагностика (методика “Кто я? 20 предложений”). |
3. | Мир профессий: дороги, которые мы выбираем. | Выделение основных признаков
профессии:
|
4. | На пути к профессиональной цели. |
|
5. | Гамма способностей. | Изучение своих способностей при помощи теста интеллекта Р. Амтхауэра (занятие рассчитано на 90 минут). |
6. | Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. |
|
7. | Мир профессий и твоё место в нём. |
|
8. | Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. | Научить подростков избегать ошибки, сопутствующие выбору профессии. |
9. | Стратегия выбора профессии | Знакомство с факторами, которые необходимо учитывать при выборе профессии. |
10. | Мои личные жизненные и профессиональные планы. |
|
11. | Перспективы твоего профессионального старта. |
|
12. | Итоговое занятие. | Научить подростков уделять особое внимание факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии. |
Проверка степени усвоения теоретической информации, диагностического и информационного блоков программы проводится в виде тестовых заданий и описания своей будущей профессии на занятиях № 11 или № 12.
Литература.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2004 г.
- Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М., 1990 г.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996 г.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М., 2005 г.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1997 г.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. Дубровиной И.В. – Екатеринбург, 1998 г.