Средний подростковый возраст (13-14 лет) характеризуется “взрывом” во всех физиологических системах. Созревая физически, подросток ощущает необходимость в социальном признании и социальном утверждении своей личности. Но на ряду с этим возраст вступления во взрослую самостоятельную жизнь еще не наступил. Кризис 13-14 лет сосредоточен на сфере “Я-концепция”, происходят координальные изменения в сфере самосознания своего “Я”. Приоритетным для развития и формирования получают следующие стороны самоутверждений:
- потребность в самоидентификации, признании своего внутреннего “Я” (внутренней психической сущности, внешности, имени и пр.);
- утверждение своего “Я” в окружающем пространстве, в общении с другими;
- потребность признания в своей группе (референтные группы);
- потребность в половой идентификации.
По утверждениям Л.Кольберга, после 13 лет подростки оценивают свою жизнь и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь; поступают согласно собственным принципам, стараются уважать принципы других людей, избежать самоосуждения. В этот период компитентная помощь взрослого важна для подростка как никогда. Для осуществления этой цели мы создали цикл занятий по развивающей работе: “Я и Мир, Мир и Я”, направленный на решение следующих задач:
- предоставить опыт коллективного взаимодействия с другими людьми на основе эмпатии, сопереживания, взаимовыручки, доброжелательности;
- получить опыт принятия решений и ответственности за принятое решение;
- развитие рефлексии и саморефлексии;
- создание развивающей среды, способствующей возможности самоопределения подростка;
- создание развивающей среды, способствующей получить опыт построения своей деятельности в контексте ситуации и отношений с другими людьми;
- дать опыт осмысления личной системы жизненных взглядов;
- формирование способностей к активному самовыражению, сообразно своим личностным качествам.
Варианты практических занятий.
- Тренинговые занятия по теме: “Мотивация самоутверждения”.
- Тренинговые занятия по теме: “Коммуникативные умения”.
- Тренинговые занятия по теме: “Развитие творческих способностей”.
- Разбор и анализ ситуаций.
- “Большие” психологические игры, направленные на решение задач группы.
- Пример одной из “Больших” психологических игр мы приводим ниже.
Сценарий большой психологической игры.
Название: Наводнение (игра-проживание с элементами драматизации).
Задачи игры: Создать условие для получения опыта сотрудничества и бесконфликтного общения в классе при помощи реализации принципа внутренней активности ребенка.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра: Создать условие для развития мотивационной сферы, опыта для построение своей деятельности в контексте ситуации и отношений с другими людьми. Условий для осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов, готовности к совершению выбора.
Предполагаемый психологический результат: приобретение и проживание опыта принятия решения и ответственности за принятое решение. Получение опыта и проживания построения своей деятельности в контексте ситуации и отношений с другими людьми. Получение опыта совершения ценностно-смыслового выбора и проживание его последствий.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета: Тип сюжета – метафорический. Группа путешественников волею случая оказалась на острове. Остров постепенно погружается в море. Остановить погружение острова в воду и спастись возможно, только в том случае, если люди сумеют добраться до “Пещеры Жизни” и, пройдя испытания, восстановить карту острова. Символом прохождения испытания является фрагмент карты острова. Если команда не прошла одно из испытаний, один из игроков может пожертвовать собой – добровольно остаться в пещере на острове. В этом случае команда получает фрагмент карты. Задача усложняется ограничением во времени – для спасения острова у игроков есть только два часа.
Время на игру и обсуждение: 2,5 часа.
Участники:
Возраст участников: ученики 8 класса.
Размер группы: 15 человек.
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): планирование совместно с классным руководителем мероприятий, направленных на решение проблем, выявленных в процессе игры.
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.
№ этапа | Время на проведеие | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. | 10 мин. | Динамическая разминка, заканчивающаяся игрой "Круг". | Создание психологического климата, подготовка участников к взаимодействию, позволяющему перейти к основному игровому содержанию. | Веревка, связанная в круг. |
2. | 10 мин. | Ведущий знакомит с сюжетом и правилами игры, спрашивает участников, все ли согласны пройти испытания. Участники слушают ведущего, каждый принимает и озвучивает свое решение. | Опыт принятия решения, опыт коллективного взаимодействия. | Музыкальное сопровождение. Тревожная музыка. Свечи – для оформления интерьера. |
3. | 10-15 мин. | Ведущий предлагает назвать свое
качество и качество всей группы, которые помогут
справиться с заданием. Участники по очереди
называют качества. Соведущий записывает
качества на листе ватмана.
|
Развитие рефлексии и саморефлексии, самоопределение каждого участника. | Свеча в подсвечнике для проведения коллективного обсуждения. Лист ватмана, фломастеры. |
3. | 60 мин. | Испытания. Ведущий дает игрокам
задания, соведущие помогают контролировать
выполнение заданий. Варианты испытаний: Игра “ Преодоление стены” Игра “Бурная река” Игра “Найди различие” Определи музыкальный инструмент. Игра “болото”. |
Проживание опыта коллективного
взаимодействия. Построение своей деятельности в контексте ситуации и отношений с другими людьми. Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности. Развитие рефлексии и саморефлексии. |
Коврики-“кочки”, широкая веревка (0,5 м)
– 15 шт. Стул, веревка, натянутая на высоте подмышек самого маленького участника группы. Большое покрывало. Фишки “ключи” – 15 шт. Набор мелких предметов (15 шт.) Фонограмма с музыкальными отрывками, исполненными на разных музыкальных инструментах. Карта острова, разрезанная на фрагменты. |
4. | 20 мин. | Ведущий предлагает подсчитать
фрагменты “Карты жизни”. Участники считают фрагменты. При отсутствии фрагментов ведущий предлагает принять участникам решение – кто добровольно хочет остаться на острове. В случае если решение не будет принято, остров погибнет вместе с путешественниками. Принятие участниками решения. Доброволец говорит о своем решении и обосновывает свой выбор. Время подходит к концу, гаснет свет, пауза… |
Развитие готовности и осмысление
совершения ценностно-смыслового выбора и
проживания его последствий. Осмысление личной системы жизненных взглядов. |
Фрагменты карты. |
5. | 10-15 мин. | Звучит музыка. Ведущий говорит о том, что это было самое главное испытание, с которым команда справилась. За это она получает недостающие фрагменты карты. Остров спасен. Ведущий предлагает составить из фрагментов “Карту жизни.”. |
Ситуация проживания последствий личного решения и выбора каждым игроком. | Фонограма: жизнеутверждающая музыка. Ватман с перечислением качеств команды. |
6. | 15-25 мин. | Обсуждение игры. | Ситуация развития рефлексии и саморефлексии. | Ватман с перечислением качеств команды.
Анкеты с вопросами для самоанализа. Ватман с вопросами для обсуждения в кругу. |
Формы обсуждения игры: групповая дискуссия, индивидуальные высказывания по вопросам, заполнение анкет с вопросами для самоанализа.