Исследование типов темперамента спортсменов на примере футбольных и баскетбольных секций

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба


Цель: исследование типов темперамента спортсменов на примере футбольных и баскетбольных секций.

Задачи:

1. Ознакомление с понятием и типами темперамента.

2. Тестирование спортсменов на выявление доминирующих типов темперамента.

3. Разработка рекомендаций по выбранному виду деятельности.

Актуальность: Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно - воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Психология физического воспитания и спорта – эта та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

Понятие темперамента

Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Индивидуальные черты характера человека формируются (изменяются в положительную или отрицательную стороны) в процессе всей жизнедеятельности, но особенно активно – в подростковом возрасте. Это формирование зависит от темперамента человека, а также от культурной среды, в которой он живет.

Физиологическую основу темперамента, по мнению И.П. Павлова, составляют свойства нервной системы:

1) сила (способность выдерживать большие нагрузки);

2) уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения); 3) подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей разделяют на четыре типа темперамента: сангвиников (сильных, уравновешенных, подвижных), флегматиков (сильных, уравновешенных, инертных), холериков (сильных, неуравновешенных), меланхоликов (слабых).

Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, во – первых, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность), во- вторых, в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости.

Поскольку экстра – интровертированность и эмоциональность находятся в тесной связи со свойствами нервной системы, типы темпераментов могут быть представлены также следующим образом: сангвиник – эмоционально устойчивый экстраверт, флегматик – эмоционально устойчивый интроверт, холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт, меланхолик – эмоционально неустойчивый интроверт. Психологическая характеристика представлена схемой (см. Приложение 1)

Темперамент благоприятствует или, наоборот, противодействует формированию определенных черт характера. Образно говоря, темперамент служит природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера. “Узорами” в этом случае становятся черты характера, которые формируются в конкретных культурных условиях, благодаря воспитательным воздействиям.

Характер подрастающего человека в решающей степени зависит от среды и воспитания. Это можно увидеть на различных примерах. Так, встречается немало случаев, когда подростки характером повторяют своих друзей по команде. Объясняя это явление просто “с кем поведешься…”, присваивая многие привычки товарищей себе.

Исследование типов темперамента в спортивных секциях
(футбол, баскетбол)

Описание выборки и процедура исследования

В исследовании приняли участие 40 человек (20 футболистов и 20 баскетболистов) мальчиков и юношей. в возрасте 13–15 лет, занимающихся 2–3 года.

Исследование проводилось во время работы секций во второй половине дня до начала непосредственной тренировки.

Детям предлагалось заполнить тест, отметив свои ответы на специально приготовленном бланке. (Приложение 2).

Выбор методики

Методика Айзенка (опросник EPQ)

Цель. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качест существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Опросник содержит 101 вопрос, на который испытуемые должены ответить “да” (+) либо “нет” (–). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Инструкция. “Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый “естественный” ответ, который придет вам в голову.

Интерпретация результатов

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия — интроверсия.

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм.

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм.

Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных психологические свойства и состояния личности, реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве “предрасположенности” к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие – интровертированному.

Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7–15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8–16.

Средние значения по шкале психотизма: 5–12.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обслёдования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный), черт темперамента, в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Полученные результаты

В исследовании приняли участие 40 человек, из них результаты 2 человек по шкале искренности считаются недостоверными.

В результате исследования были получены следующие данные

Рис.1. Средние показатели экстра- и интроверсии в группах.

Рис.2. Средние показатели нейротизма в группах.

Рис.3. Средние показатели психотизма в группах.

Таким образом, из представленных графиков видно, что в группе футболистов преобладают дети с холерическим типом темперамента. В процентном соотношении таковых в группе 58%, остальные 42% – сангвиники и флегматики, либо ребята со смешенными типами (сангвиник – халерик, сангвиник – флегматик).

В группе баскетболистов процент холериков ниже – 21%, зато преобладают сангвиники – 79%, флегматики и меланхолики в группе отсутствуют.

Эти данные можно представить графически.

Рис.4. Соотношение холериков и флегматиков в группах

Футболисты холерики характеризуются:

повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Им свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, они склонны действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Баскетболисты сангвиники характеризуются следующим:

“Чистый” сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Рекомендации

По результатам проведенного исследования становиться ясно, что при работе в разных секциях (футбол и баскетбол) необходима корректировка программы с учетом темперамента детей:

- индивидуальный подход;

- постепенное увеличение нагрузок;

- чередование работы и отдыха;

- разносторонняя физическая подготовка.

Выводы

В последнее время в педагогической и психологической практике высказываются идеи индивидуального и личностного подхода к ребенку. Необходимым и обязательным элементом образовательного процесса становиться мониторинг развития личности, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий в спортивных секциях.

Так как темперамент человека связан непосредственно с особенностями нервной системы, то изучение психологии в группах спортсменов становиться необходимым.

Данная работа позволила оценить доминирующие типы темперамента в группах футболистов и баскетболистов.

Основной вывод, который был сделан, заключается в том, что в группе футболистов преобладают холерики, а в группе баскетболистов – сангвиники.

В связи с этим были сделаны рекомендации по индивидуальным планам работы.

Используемая литература

1. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии С.Пб. Питер Ком 1998 г.

2. Р. Римская. Практическая психология в тестах.

3. Психология спорта учебник для ВУЗА.