Темы:
- Логопедическая тема: Развитие функций фонематического анализа (количественного) и пространственно-временных представлений.
- Грамматическая тема: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных букв 2 ряда.
- Лексическая тема: Зима.
Цели:
- Развивать пространственные представления.
- Развивать пространственно-образное мышление.
- Уточнить правое и левое направления в пространстве.
- Развивать психические функции: слуховое и зрительное внимание и память.
- Развивать умение отличать ударные и безударные слоги, выделять ударный гласный из ударного слога.
- Развивать функции фонематического слогового, количественного, порядкового анализа, фонематические представления.
- Обобщить знания об образовании и артикуляции гласных 1-2 ряда, об обозначении мягкости согласных звуков гласными 2 ряда.
- Развивать голос и речевое дыхание.
- Совершенствовать умение различать твёрдые и мягкие согласные и правильно обозначать их на письме.
- Развивать умение анализировать звуковой состав слова, сопоставлять произношение и написание слов.
- Развивать умение переписывать текст и контролировать себя при письме.
- Развивать умение грамматически правильно, стилистически точно, интонационно выразительно устно выражать свои мысли.
- Активизировать словарь.
Наглядные пособия и раздаточный материал.
- Наглядные пособия: таблица гласных со схемами, картинки, наборное полотно, деформированный текст с цифрами к нему.
- Раздаточный материал: “веера”, лото с фишками, карточки с картинками, тетради, ручки, цветные карандаши.
План урока
1. Организационный момент (приветствие гостей и беседа по лексической теме).
2. Основная часть.
- Упражнение “Ухо-нос”.
- Развитие психических процессов.
- Подготовка к объявлению грамматической темы
урока.
- Объявление грамматической темы урока.
- Развитие навыков фонематического анализа.
- Игра “Кубик”.
- Игра “Лото”.
- Физкультминутка.
- Работа с тетрадью.
- Графический диктант.
- Соревнование на звание лучшего рассказчика.
3. Подведение итогов.
1. Организационный момент.
- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какие дни недели будут до четверга?
- Какой сейчас месяц?
- Какое время года?
- После какого месяца наступает январь?
- Какой месяц будет после января?
2. Выполняем упражнение “Ухо-нос”.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. Хорошо, а теперь ещё раз.
3. Развитие психических функций.
а) Слуховое внимание.
Повторить признаки зимы с теми же интервалами и в той же последовательности, что и логопед.
б) Слуховое внимание и память.
- Повторите одну из примет зимы:
Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
в) Зрительное внимание.
- Запомните последовательность наклеенных на карточки картинок и повторите ее.
Аист, жираф, коза.
Утка, подушка, кенгуру.
Ирис, малина, очки.
Осень, кошка, окно.
Ящерица, обезьяна, змея.
г) Фонематический слух.
- Из этих слов выделите ударный слог, а из него – ударный гласный, определите его место в слове.
4. Подготовка к объявлению грамматической темы урока.
- Назовите гласные парами. Вспомните, какие из них вы уже выделяли из слов на уроке (по карточкам).
5. Объявление грамматической темы урока. Повторение.
а) Беседа об образовании гласных.
- Гласные образуют с помощью голоса. Воздух, выходя из лёгких, задевает голосовые связки, и они дрожат. Мы слышим голос. Воздух не встречает во рту преграды. Гласные мы можем тянуть, петь.
б) Беседа о различиях гласных.
Объясните учащимся, что гласные отличаются степенью открытия рта и положением губ при произношении.
в) Дыхательная и голосовая гимнастика.
Игра “Живые зеркала”.
Логопед руками (не произнося) показывает гласные 1 ряда, дети отгадывают их. Дети повторяют его движения, одновременно пропевая гласные. Показав гласную, логопед вводит условное обозначение гласного и объясняет его. То же с гласными 2 ряда.
Дети сравнивают условные обозначения гласных и выясняют, что у гласных 2 ряда есть общий элемент – “улыбка”. Уточняется ее обозначение на схеме гласных.
6. Развитие навыков фонематического анализа.
а) Выделение мягкого согласного звука на фоне слога Работа с “веерами”.
Дети составляют слоги “ЛЯ”, “ВЯ”, “ТЯ”, выделяют из них 1-е и 2-е звуки.
б) Закрепление материала.
Игра “Кубик”.
Логопед бросает кубик, на гранях которого нарисованы гласные. Дети придумывают слог с выпавшей буквой, затем подбирают слово с этим слогом.
а) Выделение звука на фоне слова
- Выделите общий мягкий звук в словах:
Ветер, вилка, ветка.
Лента, лето, люстра.
Звери, фонарь, смотри.
г) Выделение звука на фоне предложения.
- выделите общий мягкий звук в предложениях:
Летят лебеди.
Веют ветры.
Осень красива.
- Придумайте предложение по картинкам и выделите из них общий звук.
д ) Связь звуков с буквами.
Игра “Лото”.
Логопед показывает детям картинку. Дети закрывают нужную гласную букву. (Картинки: лук, кит, дым, лес, мак, рак, люк, кот.)
7. Физкультминутка.
Логопед, кидая детям мяч, называет слог или слова с гласными 1 ряда. Дети, бросая мяч ему обратно, должны тоже назвать слог или слово с гласными 1 ряда.
8. Работа в тетради.
а) Комментированная запись слогов.
Например (ответы детей):
“Пишу слог “ВА”. Сначала напишу букву “вэ”. Читаю: “В”. Это твёрдый звук, у него нет “улыбки”. Теперь пишу букву “А”. Это гласный звук 1 ряда, который я обозначу красным цветом. У этого звука нет “улыбки”, поэтому он не меняет характер согласного (цвет остаётся синим). В этом слоге: буквы “ВЭ” и “А”, а звуки: твёрдый согласный “В” и гласный “А”.
Другой пример:
“Пишу слог “ВЯ”. Сначала напишу букву “вэ”. Читаю: “В”. Это твёрдый звук, у него нет “улыбки”. Дописываю букву “Я”. Это гласная 2 ряда, поэтому рисую её условное обозначение зелёным и красным цветом. У этой гласной есть “улыбка”, поэтому она отдаёт её согласному. Твёрдый согласный получает “улыбку” и становится мягким. Изменение его характера обозначаю зелёным цветом. От гласной “Я” остаётся парный гласный звук 1 ряда “А”. В слоге: буквы “ВЭ” и “Я”, а звуки: мягкий согласный “В” и гласный “А”.
б) Запись слов.
- Названия предметов, нарисованных на картинках, запишите под схемами. (Надо предварительно расставить перед ними картинки, объяснив задание.)
в) Cоставление и запись рассказа.
Дети составляют рассказ из предложений, данных вразбивку, анализируют слова каждого предложения и выделяют общий звук во всех предложениях рассказа.
“Иней лёг на провода. Дуют ветры. Пролетели недели осени. Стоят трескучие морозы”.
9. Итог урока.
Логопед заканчивает занятие:
- Настало время подведения итогов. Наш сегодняшний урок подошёл к концу. Вспомните, что мы делали, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком тяжёлыми.
В занятии были использованы следующие методики:
- Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи.
- Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Увлекательные игры со звуками.
- Житникова Л. Учите детей запоминать.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у детей.