Открытый урок в 1-м классе по коррекции речи у младших школьников. Обобщающий урок по гласным 1–2-го ряда

Разделы: Школьная психологическая служба


Темы:

  • Логопедическая тема: Развитие функций фонематического анализа (количественного) и пространственно-временных представлений.
  • Грамматическая тема: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных букв 2 ряда.
  • Лексическая тема: Зима.

Цели:

  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать пространственно-образное мышление.
  • Уточнить правое и левое направления в пространстве.
  • Развивать психические функции: слуховое и зрительное внимание и память.
  • Развивать умение отличать ударные и безударные слоги, выделять ударный гласный из ударного слога.
  • Развивать функции фонематического слогового, количественного, порядкового анализа, фонематические представления.
  • Обобщить знания об образовании и артикуляции гласных 1-2 ряда, об обозначении мягкости согласных звуков гласными 2 ряда.
  • Развивать голос и речевое дыхание.
  • Совершенствовать умение различать твёрдые и мягкие согласные и правильно обозначать их на письме.
  • Развивать умение анализировать звуковой состав слова, сопоставлять произношение и написание слов.
  • Развивать умение переписывать текст и контролировать себя при письме.
  • Развивать умение грамматически правильно, стилистически точно, интонационно выразительно устно выражать свои мысли.
  • Активизировать словарь.

Наглядные пособия и раздаточный материал.

  • Наглядные пособия: таблица гласных со схемами, картинки, наборное полотно, деформированный текст с цифрами к нему.
  • Раздаточный материал: “веера”, лото с фишками, карточки с картинками, тетради, ручки, цветные карандаши.

План урока

1. Организационный момент (приветствие гостей и беседа по лексической теме).

2. Основная часть.

- Упражнение “Ухо-нос”.
- Развитие психических процессов.
- Подготовка к объявлению грамматической темы урока.
- Объявление грамматической темы урока.
- Развитие навыков фонематического анализа.

  • Игра “Кубик”.
  • Игра “Лото”.

- Физкультминутка.
- Работа с тетрадью.
- Графический диктант.
- Соревнование на звание лучшего рассказчика.

3. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какие дни недели будут до четверга?

- Какой сейчас месяц?

- Какое время года?

- После какого месяца наступает январь?

- Какой месяц будет после января?

2. Выполняем упражнение “Ухо-нос”.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. Хорошо, а теперь ещё раз.

3. Развитие психических функций.

а) Слуховое внимание.

Повторить признаки зимы с теми же интервалами и в той же последовательности, что и логопед.

б) Слуховое внимание и память.

- Повторите одну из примет зимы:

Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

в) Зрительное внимание.

- Запомните последовательность наклеенных на карточки картинок и повторите ее.

Аист, жираф, коза.

Утка, подушка, кенгуру.

Ирис, малина, очки.

Осень, кошка, окно.

Ящерица, обезьяна, змея.

г) Фонематический слух.

- Из этих слов выделите ударный слог, а из него – ударный гласный, определите его место в слове.

4. Подготовка к объявлению грамматической темы урока.

- Назовите гласные парами. Вспомните, какие из них вы уже выделяли из слов на уроке (по карточкам).

5. Объявление грамматической темы урока. Повторение.

а) Беседа об образовании гласных.

- Гласные образуют с помощью голоса. Воздух, выходя из лёгких, задевает голосовые связки, и они дрожат. Мы слышим голос. Воздух не встречает во рту преграды. Гласные мы можем тянуть, петь.

б) Беседа о различиях гласных.

Объясните учащимся, что гласные отличаются степенью открытия рта и положением губ при произношении.

в) Дыхательная и голосовая гимнастика.

Игра “Живые зеркала”.

Логопед руками (не произнося) показывает гласные 1 ряда, дети отгадывают их. Дети повторяют его движения, одновременно пропевая гласные. Показав гласную, логопед вводит условное обозначение гласного и объясняет его. То же с гласными 2 ряда.

Дети сравнивают условные обозначения гласных и выясняют, что у гласных 2 ряда есть общий элемент – “улыбка”. Уточняется ее обозначение на схеме гласных.

6. Развитие навыков фонематического анализа.

а) Выделение мягкого согласного звука на фоне слога Работа с “веерами”.

Дети составляют слоги “ЛЯ”, “ВЯ”, “ТЯ”, выделяют из них 1-е и 2-е звуки.

б) Закрепление материала.

Игра “Кубик”.

Логопед бросает кубик, на гранях которого нарисованы гласные. Дети придумывают слог с выпавшей буквой, затем подбирают слово с этим слогом.

а) Выделение звука на фоне слова

- Выделите общий мягкий звук в словах:

Ветер, вилка, ветка.

Лента, лето, люстра.

Звери, фонарь, смотри.

г) Выделение звука на фоне предложения.

- выделите общий мягкий звук в предложениях:

Летят лебеди.

Веют ветры.

Осень красива.

- Придумайте предложение по картинкам и выделите из них общий звук.

д ) Связь звуков с буквами.

Игра “Лото”.

Логопед показывает детям картинку. Дети закрывают нужную гласную букву. (Картинки: лук, кит, дым, лес, мак, рак, люк, кот.)

7. Физкультминутка.

Логопед, кидая детям мяч, называет слог или слова с гласными 1 ряда. Дети, бросая мяч ему обратно, должны тоже назвать слог или слово с гласными 1 ряда.

8. Работа в тетради.

а) Комментированная запись слогов.

Например (ответы детей):

“Пишу слог “ВА”. Сначала напишу букву “вэ”. Читаю: “В”. Это твёрдый звук, у него нет “улыбки”. Теперь пишу букву “А”. Это гласный звук 1 ряда, который я обозначу красным цветом. У этого звука нет “улыбки”, поэтому он не меняет характер согласного (цвет остаётся синим). В этом слоге: буквы “ВЭ” и “А”, а звуки: твёрдый согласный “В” и гласный “А”.

Другой пример:

“Пишу слог “ВЯ”. Сначала напишу букву “вэ”. Читаю: “В”. Это твёрдый звук, у него нет “улыбки”. Дописываю букву “Я”. Это гласная 2 ряда, поэтому рисую её условное обозначение зелёным и красным цветом. У этой гласной есть “улыбка”, поэтому она отдаёт её согласному. Твёрдый согласный получает “улыбку” и становится мягким. Изменение его характера обозначаю зелёным цветом. От гласной “Я” остаётся парный гласный звук 1 ряда “А”. В слоге: буквы “ВЭ” и “Я”, а звуки: мягкий согласный “В” и гласный “А”.

б) Запись слов.

- Названия предметов, нарисованных на картинках, запишите под схемами. (Надо предварительно расставить перед ними картинки, объяснив задание.)

в) Cоставление и запись рассказа.

Дети составляют рассказ из предложений, данных вразбивку, анализируют слова каждого предложения и выделяют общий звук во всех предложениях рассказа.

“Иней лёг на провода. Дуют ветры. Пролетели недели осени. Стоят трескучие морозы”.

9. Итог урока.

Логопед заканчивает занятие:

- Настало время подведения итогов. Наш сегодняшний урок подошёл к концу. Вспомните, что мы делали, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком тяжёлыми.

В занятии были использованы следующие методики:

  1. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи.
  2. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Увлекательные игры со звуками.
  3. Житникова Л. Учите детей запоминать.
  4. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у детей.