Цель: Развитие творческого мышления детей через создание благоприятной психологической атмосферы для общения детей и взрослых.
Задачи:
- Развивать внимание, воображение, умение выделять главное и видеть скрытую информацию;
- Способствовать формированию волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, умения доводить начатое дело до конца;
- Повышать уверенность детей в своих силах, стимулировать попытки учащихся добиться положительного результата;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения среди детей и взрослых;
- Развивать умение слушать других людей, развивать навыки рефлексии.
Материалы (оборудование):
- иллюстрации к сказкам;
- стимульный материал: конверты с заданиями для болельщиков, клубок ниток, морковь, удочка, миска, кувшин и т.д.;
- комплект “орденов” для награждения ребят;
- костюм кота Потряскина.
Ход игры
Мур – р! Здравствуйте, девчонки и мальчишки, а также их учителя и родители! Я - ученый кот Потряскин, и мне очень хочется со всеми вами познакомиться! А давайте вы все вместе, громко, дружно, хором, назовете свои имена – вот так мы и узнаем друг друга.
(По сигналу Потряскина все выкрикивают имена).
Молодцы! Ну, а чтобы стать друг другу еще ближе, предлагаю познакомиться так, как это делают животные в моей любимой сказочной стране: те, у кого имена начинаются на букву “М” - будут мычать, как коровки, или мяукать, как котята. Давайте попробуем, три – четыре! Те ребята, у кого имена начинаются на букву “Б” - будут блеять, как овечки,
…на “С” - свистеть,
…на “О” - орлами летать,
…на “К” - кудахтать, как курочки, кукарекать, как петушки,
…на “А” - покажут антилоп с рогами,
…на “Г” - будут гоготать, как гуси,
…на “Р” - порычат, как тигры,
…ну, а если я не назвал чью-то букву – похлопайте в ладоши! Вот мы и познакомились!
А сейчас, мур, мне бы хотелось немножко рассказать о себе. Я – ближайший родственник Пушкинского кота, который родом из тех мест, где чудеса, где леший бродит, русалка на ветвях сидит. Да, верно, это мой прапрадед, с него и начинается наш род котов-сказочников: и он, и мой дедушка рассказывали мудреные сказки. Ну а я, кот Потряскин, даже стал профессором – сказочником, и сегодня пришел к вам в гости не с пустыми лапами, а с задачником - не простым, сказочным. И сказки эти тоже мудреные, кусачие, с подвохом, требующие нестандартных решений.
Да, я совсем забыл спросить: ребята, вы любите сказки? Мур, прекрасно! А решать необычные, интересные задачки и соревноваться? Тогда я приглашаю вас в этот прекрасный, удивительный мир, где мы найдем и то и другое.
Итак, наше путешествие-соревнование начинается!
Команды 2А и 2Б классов занимают свои места под бурные аплодисменты зрительного зала (состав команд формируется заранее). Остальные ребята будут болельщиками, или группой поддержки! Но какое соревнование проходит без жюри? Жюри – это самые справедливые и ответственные люди, за решенную задачу они будут присуждать по 1 баллу. Стоит отметить, что у болельщиков тоже будет возможность помочь своим командам заработать баллы. Ну а в конце соревнования наше уважаемое жюри огласит результаты работы каждой команды и определит победителей.
Кот представляет жюри.
Ну что ж, вы готовы? Тогда я предлагаю вам первое задание:
Каждой команде нужно придумать “сказочное” название, девиз и представить их всем. На это вам дается 1 минута, время пошло….
По истечению 1 минуты дети представляют команды, жюри объявляет результаты.
Молодцы, ребята! Сейчас я убедился, что вы действительно любите сказки.
А теперь, уважаемые болельщики, у вас есть возможность заработать по одному баллу для своих команд: сейчас я вам раздам карточки с названием задачки-сказки. Но вот беда, мой волшебный дружище Буквоед обгрыз все буквы, поэтому я прошу вас восстановить их.
(Ребята восстанавливают недостающие элементы букв, прочитывают название сказки).
Какие вы молодцы, ребята! Мне помогли, баллы для своих команд заработали, и мы смогли узнать название сказки – “Дремучий лабиринт”.
Где мой задачник? Вот, слушайте внимательно, уважаемые команды, потому что в этом задании есть вопрос, на который вам необходимо ответить. И еще: давайте договоримся, что вы сначала выслушаете меня, потом вам будет дано 2 минуты на размышление. Для решения задач можете использовать вот эти предметы, лежащие на столе (показывает на стимульный материал).
Детям зачитывается сказка, а на доске вывешивается иллюстрация к ней:
Давным-давно греческий город Афины платил дань ужасному чудовищу по имени Минотавр, великану с головой быка. Каждый год отдавали горожане самых красивых юношей и девушек Минотавру на съедение. Домом Минотавру служила хитрая ловушка – Лабиринт. Кто входит в Лабиринт – уже не мог найти выход наружу. Когда пришла пора Афинам платить дань, жребий пал на смелого богатыря Тезея. Решил Тезей сразиться с минотавром и убить его. Но что делать герою, даже если он победит чудовище? Ведь все равно из запутанного Лабиринта никто еще не смог найти выход…
Подсказка от кота Потряскина:
Вот бы отметить путь героя к Минотавру, тогда и назад дорожка была бы проложена.
А этот Минотавр мышей не боится? А то б я его так напугал, что он бы сам из Лабиринта выскочил!
Дети решают задачу, используя предметы.
Ответ:
Помогла Тезею мудрая принцесса Ариадна – дала клубок шерсти и надоумила Тезея привязать конец нити ко входу. Потом, когда Минотавр будет сражен, нужно смотать клубок обратно, и нить сама приведет к выходу. Поблагодарил Тезей принцессу и спрятал под одеждой меч и клубок. Как Ариадна задумала – так и случилось. Герой убил Минотавра и вышел из Лабиринта.
Это с тех пор люди называют верный способ выхода из затруднений “нитью Ариадны”?
После предъявленных ответов: Молодцы, ребята, какие вы умные и находчивые!
И вновь задание для болельщиков: выполнив его, вы сможете помочь своим командам – заработать для них по одному баллу.
Представителям группы поддержки от каждой команды необходимо собрать мозаику с изображением героев сказки-задачки. Кто быстрее соберет мозаику – тот принесет своим любимцам заветный балл:
(Болельщики собирают мозаику, жюри фиксирует и объявляет результаты, а кот зачитывает название).
Итак, это моя любимая сказка-задачка называется: “Кто кого переупрямит?”.
Кот Потряскин рассказывает сказку, на доске вывешивается иллюстрация:
Жил на Востоке бродячий мудрец Ходжа Насреддин. Не было под луной такого места, где не побывали бы он и его верный серый ишак.
Нрав у ишака был ишачий – капризный и упрямый. Например, везет он хозяина по дороге и чует, что сбоку, с огорода, морковкой пахнет. Сворачивает на огород, а потом ни с места – ждет, чтобы его морковкой угостили.
Долго терпел Ходжа Насреддин эти капризы и упрямство, а потом придумал, как ишака переупрямить. Подумайте и вы!
Подсказка от кота Потряскина:
Ну и пусть ишак гоняется за вкусным морковным запахом. Только надо эту вредную привычку на пользу обратить.
Наверное, ишак за морковкой – как кот за мышкой.
(Дети отвечают на поставленные вопросы).
Ответ:
Купил Ходжа Насреддин на базаре самую сладкую морковку, подцепил на длинный шест и подвесил прямо перед носом ишака. Теперь ишак всегда идет за этой морковкой – вперед!
А вот если бы Ходжа Насреддин жил на севере, он бы ездил на собаках и перед носом у вожака косточку вешал…
Жюри подводит и оглашает результаты.
И вновь настала очередь поработать болельщикам: расшифруете анаграмму – узнаете название следующей сказки и поможете своим командам.
(Ребята расшифровывают анаграмму, записанную на доске: ИАСЛ и АРУЖВЛЬ).
Молодцы, ребята! Вы правильно угадали название последней сказки, которую я вам хотел рассказать. Это – “Лиса и журавль”.
Ребята знакомятся со сказкой, на доске вывешивается иллюстрация к ней:
Жили – были в лесу Журавль да Лиса. Позвала раз Лиса Журавля к себе в гости. Пришел Журавль на следующий день. Налила Лиса похлебку в миску и поставила на стол. Тыкал Журавль в миску клювом, тыкал – ничего не смог съесть. А Лиса тем временем всю похлебку и вылакала. Решил Журавль проучить Лису – и тоже пригласил к себе в гости. Что придумать Журавлю, чтобы и стол был накрыт, и Лиса ничего не съела?
Подсказка от кота Потряскина:
Из какой посуды Журавлю будет удобно есть, а Лиса есть не сможет?
А может, просто взять да подмешать ей горчицы в кашу?
(Дети объясняют решение).
Ответ:
Пришла Лиса в гости. Поставил Журавль перед Лисой кашу в кувшине с узким горлышком. Как она ни крутилась – не смогла каши поесть. А Журавль понемногу всю кашу клювом и склевал.
Да, это решение лучше, чем “горчичное”. А кстати, почему?
(Дети объясняют).
Пока жюри подводит итоги, мы ребята, поиграем в мою любимую игру “ И я тоже”.
Я буду говорить, что я делаю, а вы по моему сигналу (взмах рук) громко говорите: “ И я тоже!” Поняли? Тогда начнем!
Утром я встаю… (и я тоже!)
Умываюсь…
Чищу зубы…
Надеваю чистую одежду…
Завтракаю…
Выхожу на улицу…
Сажусь в грязную лужу… (и я тоже) Ага, кто у нас поросенок, любит поваляться в лужах? Можно пожалеть его мамочку. Ну, давайте поиграем еще раз!
Я самый аккуратный…
Я на улице гуляю…
Всех ребят я обижаю… Ай – ай – ай! Как нехорошо обижать ребят! Давайте еще попробуем поиграть!
Нынче был я на охоте…
Там лягушек ел в болоте!.. И как, вкусно было? Надо быть внимательнее. Ну, ничего, думаю, что сейчас никто не ошибется!
Я любознательный…
И мне интересно отгадывать самые необычные загадки…
А еще для всех вас я приготовил загадки, хором отвечайте дружно…
В чаще, голову задрав, воет серый, злой…(волк)
Кто в малине знает толк! Косолапый, бурый… (медведь)
Кто любит по ветвям носится? Конечно, рыжая… (белка)
Дубовый желудь любит он, конечно, это дикий… (кабан)
С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает… (обезьяна)
В теплой лужице своей, громко квакает… (лягушка)
Молодцы, ребята! Прежде чем жюри огласит результат нашего соревнования, мне бы хотелось узнать: понравилась ли вам сегодняшняя игра? Каково ваше настроение на данный момент?
Детям раздаются чистые листы для рефлексии в виде кошачьих мордочек. Потряскин объясняет: если вам понравилась сегодняшняя игра и у вас хорошее настроение – нарисуйте своему котенку радостную, довольную мордочку. Если нет – то грустную, и на обратной стороне напишите причины. Участники обмениваются впечатлениями, показывают рисунки.
Настало время подвести результаты игры. Для этого я даю слово нашему уважаемому жюри.
(Жюри оглашает результаты, вручает подарки).
Ребята, а я хочу вручить вам ордена Кота Потряскина за прекрасное, нестандартное решение задач. Награждение будет проходить в следующих номинациях (шуточные номинации):
- Орден шелкового умника
- За пытливый глаз и открытый ум
- За большое рвение когтей к победе
- Самому юному участнику
- Самому активному болельщику
- Самому веселому болельщику
- Самому активному игроку
- Лучшему оратору (рассказчику) (за блестящее объяснение ответа)
- Самый артистичный (обаятельный) игрок
- Самый догадливый
Вот и подошла к концу наша игра и мне пора возвращаться в сказку. Но я не прощаюсь с вами навсегда – если вы захотите, то мы сможем встретиться на страницах книги Анатолия Гина “Задачки сказки от кота Потряскина”. До свидания, до новых встреч, друзья!
Литература:
1. Гин А.А. Задачки сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. М.: Вита-Пресс, 2002.