Цели: повышать чувствительность и восприятие, обогащать внутренний мир, расширять знания о самом себе и об окружающих его людях.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия.
Ребята стоят в кругу, взявшись за руки. Хором произносят: “Здравствуйте!”. На последнем слоге “те” хлопают в ладоши.
2. Разминка.
Перебрасывание друг другу мяча по кругу. Тот, у кого в руках мяч, называет имя того, кому бросает и называет цвет, начинающийся с первой буквы имени (например, Гриша – голубой, Катя – красный и т.д.)
3. Слово психолога.
Цвета действуют на душу. Они, по словам Гёте, могут вызвать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют.
Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно-белым …
- Какова бы была наша жизнь?
(Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной…)
Цвет – “витамин души”, “ласка красоты”.
Значение цвета для нас важно, но мы не всегда осознаём это. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности, от него зависит и то, как будут нас воспринимать окружающие, и многое другое.
О психологическом воздействии цвета на человека известно давно.
Кора головного мозга связана с органом зрения человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). При восприятии сигнал от сетчатки глаза идёт в головной мозг, и мы различаем и называем цвета. Но любой цвет не только воспринимается, он также определённым образом оказывает влияние на нервную систему. Мозг не только порождает цвет, но и находится под его влиянием.
Человеку дан прекрасный дар – цветовое зрение.
Психологическое воздействие цвета очень многообразно. Воспринимаемый цвет может вызвать различные ощущения и чувства: температурные (тёплые и холодные), пространственные (выступающие, отдаляющие, глубокие и т. п.), (лёгкие, тяжёлые, воздушные и т.д.), акустические (тихие, громкие, кричащие, спокойные, безразличные), эстетические (красивые, безобразные).
Цвета оказывают влияние на человеческие чувства: блеклый, серый, тёмный цвет напоминает о монотонности, скуке, печали, а яркий, светлый, розовый – о радости, бодрости.
Вывод: светлые тона – более весёлые, лёгкие, тёмные – более печальные и тяжёлые, тёплые цвета возбуждают, а холодные – успокаивают, очень яркие цвета – кричащие, приглушённые – спокойные.
Игры и упражнения
1. Игра-конкурс “Кто лучше знает гамму цветов”
Напишите у себя на листочках все оттенки цветов, какие вы знаете. Время для работы 4 минуты. Теперь подведём итог и определим победителя.
2. Телепатия.
Телепатия – это передача и приём мысли, образа, действия от одного человека к другому на расстоянии. Один ученик выходит к доске и отворачивается. Ведущий показывает классу какой – нибудь цвет. Затем все мысленно стараются представить себе этот цвет, связывают с яркой образной картинкой, например: зелёный можно представить цветовым пятном, вообразить сочную зелень газона или поле и т.д. (описание характеристики цвета), голубой – небо или поле с незабудками. Тот, кто у доски, старается отгадать цвет.
3. Психотехническая игра.
Среди участников назначается водящий. Ему сообщается, что пока он будет за дверью, класс выберет один из цветов: белый, чёрный, жёлтый, зелёный, голубой, красный, коричневый. Цель участников телодвижениями выразить задуманный цвет. Водящий отгадывает.
4. Видиотренажёр.
Видиотренажёр можно изготовить самим из цветных ниток, бумаги самых разных оттенков. Чем их больше, тем лучше. Регулярно перебирая эти цвета, и составляя из них мозаику, мы улучшаем цветовую чувствительность, снижаем общее и мозговое утомление.
5. Эксперимент.
Какого цвета звуки?
Испытуемым раздаётся по 6 квадратиков следующих цветов: красный, белый, голубой, жёлтый, зелёный, чёрный и предлагается на каждом написать одну из букв: а, о, ы, у, и, э.
Результаты эксперимента сопоставить. Дети, для которых родным является русский язык, “а” – пишут на красном квадратике, “и” – на голубом, “у” – на зелёном, “о” – на жёлтом или белом, “ы” – на чёрном, “э” – на жёлтом или зелёном.
Возможно, что звуки для многих окрашены одинаково. У кого много совпадений? Необходимо сесть вместе и поискать, что может быть общего (работа в группе). Составить звуковое сопровождение.
6. Медитация голубого цвета.
Медитация – это сосредоточенное размышление.
Голубой – один из самых духовных цветов, ибо этот цвет тишины и покоя. Это цвет отдыха и расслабления. Ребята смотрят на что-нибудь голубое – небо, картину, стену, цветы, лист бумаги и т.д.
Задание: представьте внутри себя голубое сочетание и вы расслабитесь. Это принесёт вам успокоение, снимет раздражительность и вы почувствуете, а что – расскажите после.
7. Какого цвета ваши чувства?
Тоска – (зелёная)
Скука – (серая)
Любовь – (красная)
Счастье – (яркое)
Покой – (голубой)
Ревность – (жёлтая) и т.д.
А какого цвета
Гнев –
Доброта –
Горе –
Печаль –
Восторг –
Радость –
Удивление –
Сострадание-
8. Цветовая таблица.
Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться у человека под влиянием различных факторов, хотя у каждого имеются собственные устойчивые предпочтения, составляющие “личную цветовую шкалу”. В.С. Лобзин и М.М. Решетников (1986) предложили оригинальную таблицу, позволяющую учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека. Знание воздействия чувственного тона на человека имеет большое практическое значение.
Цвет |
Расположение цветового объекта |
||
вверху |
на уровне глаз |
внизу |
|
Красный | Возбуждает, мобилизирует | Возбуждает | Воспринимается неестественно, может “обжигать” |
Розовый | Вызывает ощущение лёгкости, счастья | Вызывает чувство нежности | Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями |
Оранжевый | Способствует концентрации внимания | Вызывает ощущение тепла, способствует релаксации | Вызывает эффект “принадлежности” и ощущение тепла, иногда воспринимает- ся неестественно |
Жёлтый | Вызывает приятные ощущения разрядки, способствует расслаблению | Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения | Вызывает эффект “приподнятости”, иногда парения |
Зелёный | Воспринимается неестественно | Успокаивает | Успокаивает, “охлаждает”, может оказывать снотворное действие |
Голубой | Вызывает ощущение лёгкости, способствует расслаблению | “Охлаждает”, вызывает отчуждение | “Охлаждает” (более выраженно, чем зелёный) |
Синий | Вызывает тревож- ность, беспокойство |
Вызывает отчуждение в группе, в отношениях с руководством | Вызывает тревогу, “холод”, ощущение бездны |
Коричневый | Вызывает чувство тяжести, давления | Угнетает, усиливает болезненную настроенность | Вазывает ощущение уверенности, твёрдости |
Знание воздействия чувственного тона на человека имеет большое практическое значение (окраска помещений).
Даже, казалось бы, такая незначительная деталь, как цвет окружающих нас предметов, стен и пр., вызывает различные переживания. Простой пример: вряд ли вы согласились бы попробовать мертвенно-зелёную котлету с почерневшей картошкой, даже если вас станут наперебой уговаривать, что это безумно вкусно. Иногда мы тратим массу сил и средств, чтобы найти непременно те самые шторы, обои или одежду, которые “подходят нам по цвету”. Постоянно находясь в океане многоцветья, мы откликаемся на это своими эмоциональными переживаниями.
Предупреждение эмоционального напряжения требует учёта характера воздействия цвета на нас. Исследования Е.Б. Рабкина позволили установить цвета, наиболее благотворно влияющие на человека. К ним относятся зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые.
9. Заключение.
Дорогие ребята! На сегодняшней встрече мы попытались помочь вам расширить цветовое восприятие, повысить цветовую чувствительность, что будет способствовать развитию образного мышления, творческих способностей, а это, в свою очередь, приведёт вас к тому, что вы с большим вкусом будете выбирать цвета, – ведь то, в какой цвет “одет” человек о многом можно сказать, например, о его настроении и т.д. Скажите нам, что вам сегодня понравилось (не понравилось) и ваши предложения по занятию.