Сценарий занятия с подростками на тему: "Эмоциональное здоровье"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: повышать чувствительность и восприятие, обогащать внутренний мир, расширять знания о самом себе и об окружающих его людях.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Ребята стоят в кругу, взявшись за руки. Хором произносят: “Здравствуйте!”. На последнем слоге “те” хлопают в ладоши.

2. Разминка.

Перебрасывание друг другу мяча по кругу. Тот, у кого в руках мяч, называет имя того, кому бросает и называет цвет, начинающийся с первой буквы имени (например, Гриша – голубой, Катя – красный и т.д.)

3. Слово психолога.

Цвета действуют на душу. Они, по словам Гёте, могут вызвать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют.

Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно-белым …

- Какова бы была наша жизнь?

(Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной…)

Цвет – “витамин души”, “ласка красоты”.

Значение цвета для нас важно, но мы не всегда осознаём это. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности, от него зависит и то, как будут нас воспринимать окружающие, и многое другое.

О психологическом воздействии цвета на человека известно давно.

Кора головного мозга связана с органом зрения человека: в ней происходит переработка сигналов, поступающих от наружных рецепторов (глаз). При восприятии сигнал от сетчатки глаза идёт в головной мозг, и мы различаем и называем цвета. Но любой цвет не только воспринимается, он также определённым образом оказывает влияние на нервную систему. Мозг не только порождает цвет, но и находится под его влиянием.

Человеку дан прекрасный дар – цветовое зрение.

Психологическое воздействие цвета очень многообразно. Воспринимаемый цвет может вызвать различные ощущения и чувства: температурные (тёплые и холодные), пространственные (выступающие, отдаляющие, глубокие и т. п.), (лёгкие, тяжёлые, воздушные и т.д.), акустические (тихие, громкие, кричащие, спокойные, безразличные), эстетические (красивые, безобразные).

Цвета оказывают влияние на человеческие чувства: блеклый, серый, тёмный цвет напоминает о монотонности, скуке, печали, а яркий, светлый, розовый – о радости, бодрости.

Вывод: светлые тона – более весёлые, лёгкие, тёмные – более печальные и тяжёлые, тёплые цвета возбуждают, а холодные – успокаивают, очень яркие цвета – кричащие, приглушённые – спокойные.

Игры и упражнения

1. Игра-конкурс “Кто лучше знает гамму цветов”

Напишите у себя на листочках все оттенки цветов, какие вы знаете. Время для работы 4 минуты. Теперь подведём итог и определим победителя.

2. Телепатия.

Телепатия – это передача и приём мысли, образа, действия от одного человека к другому на расстоянии. Один ученик выходит к доске и отворачивается. Ведущий показывает классу какой – нибудь цвет. Затем все мысленно стараются представить себе этот цвет, связывают с яркой образной картинкой, например: зелёный можно представить цветовым пятном, вообразить сочную зелень газона или поле и т.д. (описание характеристики цвета), голубой – небо или поле с незабудками. Тот, кто у доски, старается отгадать цвет.

3. Психотехническая игра.

Среди участников назначается водящий. Ему сообщается, что пока он будет за дверью, класс выберет один из цветов: белый, чёрный, жёлтый, зелёный, голубой, красный, коричневый. Цель участников телодвижениями выразить задуманный цвет. Водящий отгадывает.

4. Видиотренажёр.

Видиотренажёр можно изготовить самим из цветных ниток, бумаги самых разных оттенков. Чем их больше, тем лучше. Регулярно перебирая эти цвета, и составляя из них мозаику, мы улучшаем цветовую чувствительность, снижаем общее и мозговое утомление.

5. Эксперимент.

Какого цвета звуки?

Испытуемым раздаётся по 6 квадратиков следующих цветов: красный, белый, голубой, жёлтый, зелёный, чёрный и предлагается на каждом написать одну из букв: а, о, ы, у, и, э.

Результаты эксперимента сопоставить. Дети, для которых родным является русский язык, “а” – пишут на красном квадратике, “и” – на голубом, “у” – на зелёном, “о” – на жёлтом или белом, “ы” – на чёрном, “э” – на жёлтом или зелёном.

Возможно, что звуки для многих окрашены одинаково. У кого много совпадений? Необходимо сесть вместе и поискать, что может быть общего (работа в группе). Составить звуковое сопровождение.

6. Медитация голубого цвета.

Медитация – это сосредоточенное размышление.

Голубой – один из самых духовных цветов, ибо этот цвет тишины и покоя. Это цвет отдыха и расслабления. Ребята смотрят на что-нибудь голубое – небо, картину, стену, цветы, лист бумаги и т.д.

Задание: представьте внутри себя голубое сочетание и вы расслабитесь. Это принесёт вам успокоение, снимет раздражительность и вы почувствуете, а что – расскажите после.

7. Какого цвета ваши чувства?

    Тоска – (зелёная)

    Скука – (серая)

    Любовь – (красная)

    Счастье – (яркое)

    Покой – (голубой)

    Ревность – (жёлтая) и т.д.

    А какого цвета

    Гнев –

    Доброта –

    Горе –

    Печаль –

    Восторг –

    Радость –

    Удивление –

    Сострадание-

8. Цветовая таблица.

Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться у человека под влиянием различных факторов, хотя у каждого имеются собственные устойчивые предпочтения, составляющие “личную цветовую шкалу”. В.С. Лобзин и М.М. Решетников (1986) предложили оригинальную таблицу, позволяющую учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека. Знание воздействия чувственного тона на человека имеет большое практическое значение.

Цвет

Расположение цветового объекта

вверху

на уровне глаз

внизу

Красный Возбуждает, мобилизирует Возбуждает Воспринимается неестественно, может “обжигать”
Розовый Вызывает ощущение лёгкости, счастья Вызывает чувство нежности Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями
Оранжевый Способствует концентрации внимания Вызывает ощущение тепла, способствует релаксации Вызывает эффект “принадлежности” и ощущение тепла, иногда воспринимает- ся неестественно
Жёлтый Вызывает приятные ощущения разрядки, способствует расслаблению Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения Вызывает эффект “приподнятости”, иногда парения
Зелёный Воспринимается неестественно Успокаивает Успокаивает, “охлаждает”, может оказывать снотворное действие
Голубой Вызывает ощущение лёгкости, способствует расслаблению “Охлаждает”, вызывает отчуждение “Охлаждает” (более выраженно, чем зелёный)
Синий Вызывает тревож-

ность, беспокойство

Вызывает отчуждение в группе, в отношениях с руководством Вызывает тревогу, “холод”, ощущение бездны
Коричневый Вызывает чувство тяжести, давления Угнетает, усиливает болезненную настроенность Вазывает ощущение уверенности, твёрдости

Знание воздействия чувственного тона на человека имеет большое практическое значение (окраска помещений).

Даже, казалось бы, такая незначительная деталь, как цвет окружающих нас предметов, стен и пр., вызывает различные переживания. Простой пример: вряд ли вы согласились бы попробовать мертвенно-зелёную котлету с почерневшей картошкой, даже если вас станут наперебой уговаривать, что это безумно вкусно. Иногда мы тратим массу сил и средств, чтобы найти непременно те самые шторы, обои или одежду, которые “подходят нам по цвету”. Постоянно находясь в океане многоцветья, мы откликаемся на это своими эмоциональными переживаниями.

Предупреждение эмоционального напряжения требует учёта характера воздействия цвета на нас. Исследования Е.Б. Рабкина позволили установить цвета, наиболее благотворно влияющие на человека. К ним относятся зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые.

9. Заключение.

Дорогие ребята! На сегодняшней встрече мы попытались помочь вам расширить цветовое восприятие, повысить цветовую чувствительность, что будет способствовать развитию образного мышления, творческих способностей, а это, в свою очередь, приведёт вас к тому, что вы с большим вкусом будете выбирать цвета, – ведь то, в какой цвет “одет” человек о многом можно сказать, например, о его настроении и т.д. Скажите нам, что вам сегодня понравилось (не понравилось) и ваши предложения по занятию.