Школьная психологическая служба
-
Использование положительных эмоций для развития способностей ученика при индивидуально-психологическом подходе 2004
Можно утверждать: без искусства общения учитель не сможет успешно работать в школе, даже если он прекрасно владеет методикой преподавания своего предмета. Умение организовать общение с учениками и на уроке, и вне его совершенно необходимо для реализации методических замыслов и учебных планов. Искусство общения - существенный и непременный элемент профессионализма учителя. Педагогически правильное общение вызывает всплеск эмоций. Какую же роль играют эмоции в учебе?
-
Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя 2004
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться, в первую очередь, на ценностных основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально профессиональную роль (и то и другое можно делать вне ценностного отношения). С цель простороения верного пути рабаты проводиться диагностика изучения успешности классного руководителя.
-
Интегрированный урок информатика + психология по теме: "Темперамент" 2004
Сегодня избежать проблемы компьютерной зависимости у подростков, проявляющих способности в области программирования и информационных технологий, по нашему мнению, возможно через создание комфортной коммуникативной среды там, где воспитанник проводит немало времени за компьютером. Для нас комфортная коммуникативная среда - это среда, в которой психологически каждому комфортно, действуют принципы гуманистических отношений, существует возможность для творческого самовыражения, компьютер выступает средством обеспечения содержательного взаимодействия людей, а не причиной их отчуждения. На проводимом занятии ребята обсуждают типы темперамента, в группах придумывают ситуации, в которых они проявляются особенно наглядно, и представляют эти ситуации в виде мультфильмов в графическом редакторе Flash. Ребята защищают свои проекты, проходят компьютерный тест для определения своего типа темперамента.
-
Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" 2004
Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях, формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей. Программа составлена на основе семейной циклограммы.
-
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление" 2004
Настоящая комплексная программа предназначена для индивидуальной коррекционной работы психолога с подростком, имеющим проблемы в поведении. Индивидуальная программа может применяться тогда, когда работа с подростком в группе невозможна, когда проблемы носят индивидуальную особенность, а не межличностного характера, когда необходимо постоянное наблюдение психолога за процессом развития личности подростка. Индивидуальная психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая, что является наиболее эффективным методом воздействия на сознание подростка, которому необходима помощь взрослого, которому он доверяет.
-
Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 2004
Нами разработана и применяется программа в работе с учащимися 1-4-х классов. Это цикл занятий, в проведении которых используется ряд психологических тренинговых методик, информирование детей о вредных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Завершается работа по данной программе спектаклем по обозначенной тематике. Программа была награждена на областном конкурсе "В ХХI век возьмем самое лучшее".
-
Комплексная помощь ребенку шестилетнего возраста с трудностями в обучении и воспитании в условиях речевой школы-интерната 2004
Система работы специальных школ-интернатов нуждается в изменениях, которые помогли бы обеспечить эффективную интеграцию детей в общество. В Корочанской речевой школе-интернате создана "Программа психолого-медико-педагогической реабилитации детей подготовительной группы в условиях школы-интерната и подготовки их к школе". Программа координирует усилия всех школьных служб, составлен особый режим первой половины дня для шестилеток: "Учить, играя". Работа над совершенствованием Программы продолжается.
-
Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?" 2004
Как измерить достижения учащихся при переходе из начальной в основную школу? Можно провести традиционные контрольные работы, и мы получим информацию об уровне сформированности знаний, умений, навыков. Но только ли это должно нас интересовать? Контрольная работа "Что я жду от пятого класса" позволяет оценить уровень психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения, выявить уровень социальной зрелости выпускников начальной школы.
-
Родительское собрание "Знаю ли я своего ребенка?" (Ученик глазами педагогов и родителей) 2004
Представленная схема родительского собрания позволяет классным руководителям проанализировать суть имеющихся в классе проблем, родителям - расширить представления о характере детей, получить конструктивную обратную связь.
-
Программа развития рефлексивных навыков подростков 2004
Существует множество программ и тренингов, в которых один из этапов занятия - рефлексия (обсуждение итогов занятия). Данная же программа для 6-7-х классов направлена на развитие рефлексивных навыков в течение всего занятия. Цели программы: расширение знаний о себе и других людях, развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие критического мышления. В результате занятий учащиеся повышают свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, способность к рефлексии.
-
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся 2004
Организация групповой работы в совместной деятельности учащихся. Цель статьи - ознакомление психологов и педагогов с особенностями одного из способов организации взаимодействия учащихся на основе сотрудничества. Автор, опираясь на собственный опыт работы, даёт описание условий эффективной работы учащихся в группе, основных приёмов организации групповой работы. В статье содержится методика диагностики уровня сформированности мотивации совместной деятельности учащихся в группе.
-
От увиденного в Великобритании 2004
В статье, написанной после посещения Великобритании, автор обращает внимание на нестандартные элементы воспитания обучающихся в английских учебных заведениях.
-
Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения 2004
В данной работе предлагается методика проведения исследований в педагогическом коллективе на выявление преобладающего стиля педагогического общения, а также факторов, оказывающих влияние на становление определенного стиля общения учителя. Полученные результаты послужат основой эффективной психологической помощи учителям в профилактике конфликтов учитель - ученик.
-
Характер и здоровье 2004
Цикл уроков-тренингов по здоровью проводится с целю развития у учащихся сознательного отношения к своему физическому и психическому здоровью, побуждения у учащихся внутреннего потенциала к формированию здорового образа жизни. Занятия можно провести во всех классах (1-11 кл.), учитывая возрастные особенности.
-
Занятие по программе "Навыки жизни". Тема: "Критика. Навыки критического мышления" 2004
Цели тренингового занятия: выработка навыков поведения при обращенной критике; умение критиковать; формирование навыков критического мышления; сформировать критическое отношение к товарам, продуктам питания, рекламе; выявить причины критики и уметь критиковать другого, применяя метод "Я-отношения"
-
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей 2004
Школьная психологическая служба является активным звеном педагогического процесса школы. Её деятельность направлена на реализацию образовательной программы школы как целостной системы мер по гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания в школе, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, педагогов и социума.
-
Программа психологической поддержки часто болеющих первоклассников в период адаптации к школе 2003
В представленном материале дается обоснование необходимости психологической поддержки часто болеющих детей на этапе их адаптации к школьному обучению. Специфика и направления такой поддержки определены на основе результатов многолетнего исследования. Разработанная нами комплексная программа профилактики школьной дезадаптации часто болеющих первоклассников предполагает вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), причем ведущая роль в ее реализации принадлежит школьному психологу.
-
Влияние эмоционального благополучия на интеллектуальный уровень развития личности ребенка младшего школьного возраста 2003
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности , входят во многие психические сложные состояния человека. Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального напряжения. Если учитывать и знать уровень эмоционального развития ребенка, то это позволит создать оптимальные условия для эффективного обучения.
-
Как воспитать Созидателя 2003
Групповая форма работы, направленная на гармонизацию души. Психологический час построен на примере сценариев развивающих занятий.
-
День рождения ослика Иа (обобщающий урок по различным аспектам логического мышления). Конспект коррекционного занятия для учащихся 1-го класса (КРО) 2003
Конспект коррекционного занятия для учащихся 1-го класса (КРО). Длительность занятия - 20-25 минут.
-
Практическая работа педагога-психолога в начальной школе 2003
В статье отражены основные направления работы педагога-психолога в организации специальных психотренинговых занятий с учащимися младшего школьного возраста в условиях гимназии. Новые интересные находки практического психолога.
-
Детско-родительские собрания "Семья и школа XXI века" 2003
Данные детско-родительские собрания организуются в форме деловой игры, само построение которой представляет собой модель разрешения конфликтной ситуации. В процессе личностного, неформального, эмоционально-положительного общения учащиеся, их родители и учителя вместе обсуждают и решают проблемы межличностного взаимодействия, выходя на новый уровень понимания друг друга.
-
Психологический КВН для старшеклассников: "Психология — это серьезно!" 2003
Предлагается сценарий психологического КВН для старшеклассников "Психология - это серьёзно?!"
-
Психологический семинар для учителей "Речевые и неречевые средства общения" 2003
Предлагаю разработку игрового семинара для педагогов по теме "Речевые и неречевые средства общения".
-
Дифференцированный подход в развитии познавательной сферы учащихся с учетом индивидуально-личностных особенностей 2003
Количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Начиная со второго класса, создаются классы коррекционно-развивающего обучения. В этих классах три раза в неделю проводятся уроки развития познавательной сферы учащихся. На уроках развития познавательной сферы в первую очередь учитываются индивидуальные особенности ребенка.
-
Основы психологического менеджмента 2003
Тренинговые занятия с подростками. Цель: Помочь старшекласснику стать более социально-адаптированным через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.
-
Комплексное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наш город" 2003
Тема: "Наш город" Конспект комплексного занятия для младших школьников, имеющих проблемы в обучении. Занятие включает в себя различные виды заданий, игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и речи детей. Материалы занятия могут быть использованы в работе педагогов-дефектологов, психологов и учителей начальных классов.
-
Сказкотерапия "Лесной охотник" 2003
Сказкотерапия одна из популярных форм развития личности, тем более развития личности детей, имеющих задержку психического развития. Сказка актуализирует в сознании осмысление жизненных основных ценностей, пороков и добродетелей человека, заставляет фантазировать, формирует представления, развивает эмоциональную сферу. Мое занятие имеет цель помочь ребенку видеть ярче, чувствовать острее. Стать добрее и счастливее.
-
Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста 2003
Работа по проблеме "Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста" не может быть ограничена только рамками психологической работы. Для решения проблемы необходимо введение занятий с детьми и их родителями. Педагог должен управлять им на всех стадиях: и в школе, и в семье. Таким образом, можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональные проблем и их предупреждении.
-
Программа тренинга: "Развитие чувства уверенности в себе" 2003
Программа составлена на основе запроса обучающихся и рассчитана на 4 - 4,5 часа в день, в течение 4-х дней. 1-й день - предварительная встреча - для определения направления работы; 2-й день направлен на обеспечение участников средствами самопознания и на укрепление чувства собственного достоинства; 3-й день - на развитие навыков, необходимых для уверенного поведения; 4-й день - на развитие навыков, необходимых для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.