Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.
Задачи классного часа:
- определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”;
- рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;
- на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
Основные понятия: конфликтология, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.
Дидактическое пространство:
- схемы “модель конфликта”, “функции конфликта”,
- алгоритм действия в конфликтной ситуации,
- конфликтные ситуации, набор карточек-плакатов
- “Толерантная школа”. – М.: Изд-во БОНФИ, 2002.
Методы обучения:
- КСО, метод проектов, метод ЛОК, социологический опрос,
- игровые методики.
Эпиграф:
“Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”.
Польский сатирик Станислав Ежи Лец.
I. Приветствие.
II. Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.
Ученица. Проблема межличностных взаимоотношений была поднята в первом номере школьной газеты. Проведя социологический опрос, мы убедились, что она является актуальной и для многих учащихся нашей школы. Были опрошены 55 респондентов от 13 до 17-и лет. Результаты исследования показали, что основными причинами конфликтов учащиеся считают поведенческий и интеллектуальный. Самым же прискорбным оказалось то, что 50% учащихся не видят выхода из сложившейся ситуации.
Социолог. Было проведено повторное анкетирование среди учащихся 10-11-х классов.
Приводятся результаты анкетирования учащихся. Приложение 1.
Психолог. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это сделать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.
Социолог. Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, “толерантность”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
III. Ход мероприятия.
Учащиеся садятся по группам.
Просим вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт:
Положительно. | Не знаю. | Отрицательно. |
Психолог. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон
(Учащиеся знакомятся с основными понятиями.) Приложение 2.
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
(По ходу рассказа на экране появляется модель конфликта.) Приложение 2.
МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.
Социолог. Прошу вас обратить внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека? Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта. Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая? Правильно, в фазе возникновения разногласий. В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться “отлавливать” конфликты еще до их начала! Здесь уместно вспомнить слова, польского сатирика Станислава Ежи Леца, которые стали эпиграфом нашего урока: “Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь!”
Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Учащиеся дополняют схему и проверяют ее. (Схема может быть воспроизведена на доске или на экране). Приложение 2.
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Позитивные | Негативные |
1. Познание друг друга | 1. ______________________ |
2 .__________________ | 2. Социальная пассивность |
3. __________________ | 3. Снижение качества деятельности |
4. Развитие личности | 4. Депрессия. Угроза здоровью |
5. Ослабление психической напряженности | 5. Ощущение насилия, давления |
6. Повышение авторитета, самооценки | 6. ________________________ |
Психолог. По данным социологического опроса, проведенного психологом в нашей школе, причинами конфликтов чаще всего являются: 1) неумение людей общаться, 2) разница в интеллектуальном уровне, 3) расовые и национальные различия. Если вторая и третья причина объективна, то неумение людей общаться – это тот субъективный фактор, который человек всегда может восполнить. Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия. Приложение 2.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
- Выделить суть проблемы.
- Увидеть ее со стороны.
- Поставить себя на место другого человека.
- Найти конструктивное решение проблемы.
Сейчас мы рассмотрим конкретные жизненные ситуации, которые предлагают учащиеся, и попробуем с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них.
Ситуация 1. | Ситуация 2. | Ситуация 3. |
Предлагаются любые типичные конфликтные ситуации.
Социолог. Давайте подведем итоги практикума и завершим работу над схемой “Модель конфликта”. (Учащиеся под руководством психолога дополняют схему, отмечают в ней пути разрешения конфликта). Приложение 2.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
|
|
|
|
Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили,
как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.
На доске демонстрируется схема “Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений”.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА И ОТНОШЕНИЙ.
Обратите внимание, что от вас самих зависят ваши отношения с окружающими, а значит и ваше настроение. К счастью, мы живем в XXI, а не в каменном веке.
Социолог. Тем не менее, многие из нас предпочитают старый испробованный веками способ решения конфликтов силовыми методами: кто - кого. Что ж, ничто человеческое нам не чуждо! Но лучше пусть это будет только игра.
Игра “Армрестлинг”.
Проводится в зависимости от возраста и психологических особенностей учащихся.
(Для участия в игре приглашаются по двое учащихся).
Победитель получает сладкий приз, а проигравший – аплодисменты!
А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?
Подведение итогов игры. Как называется такое поведение, когда человек терпимо относится к чужому образу жизни, мнению, ценностям?
Правильно, такое поведение называется толерантным. Проверим теперь, можете ли вы проявлять толерантное поведение.
Игра “Толерантность”.
Задание. Расположите карточки так, чтобы у вас получился рассказ на тему “Толерантная школа”. (Для участия в игре приглашаются две группы по два ученика).
Подведение итогов игры. Вы видите, что каждая группа составила из одинаковых карточек две различные версии рассказа “Толерантная школа”. Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием.
IV. Подведение итогов .
-- Беседа:
* Что нового для себя вы узнали сегодня?
* Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Психолог. В завершении нашего мероприятия мы предлагаем вам, если ваше мнение о конфликте изменилось, пересесть.
Список использованной литературы:
1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996;
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;
3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993.
4. Кичанова И. Конфликт: за или против.- М.: Молодая гвардия, 1978.
5. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! – Красноярская гимназия “УНИВЕРС”, М., 2001.
6. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Разрешение конфликтов и ведение переговоров.
Красноярская гимназия “УНИВЕРС”, М., 2001.