Использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Социальная психология – одна из дополнительных дисциплин психологической подготовки в системе среднего профессионального образования, как научная отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере человек – человек.

Учебная дисциплина “Социальная психология” является составной частью общепрофессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и направлена на изучение теории общения, психологии социальных групп, социализации ребенка, социальной виктимологии, социальной психологии в образовании, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента.

При планировании уроков предлагаем включение следующего материала.

При изучении темы “Место общения в жизни общества” учитель дает понятие общения; рассматривает виды, уровни, типы, структуру общения. Следует рассмотреть появление общения в процессе эволюции его значение в процессе развития личности. Особое внимание следует уделить особенностям общения русского и татарского народов, а так же особенностям общения в РТ – многонациональной республике.

При изучении темы “Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)” рассматриваются такие понятие как коммуникация – обмен информацией; коммуникатор и реципиент; коммуникативные процессы: вербальные, невербальные, коммуникативные барьеры. Важно остановится на двуязычии в РТ, которое является средством преодоления коммуникативных барьеров в общении между разными народами республики.

Тема “Психология больших групп” предполагает ознакомление с устойчивыми группами (этнические, гендерные, возрастные) и стихийными группами (толпа, масса, публика). Особое внимание следует уделить этническим группам, рассматривая понятия этнический характер, этнический стереотип, этническое самосознание. Целесообразно остановиться на способах формирования этнического самосознания русского и татарского народов с использованием элементов культуры татарского и русского народов (фольклора, современной музыки, литературных и художественных произведений). Актуальным для современного времени будет уделение особого внимания этноцентризму как качеству личности, которое лежит в основе формирования этнического конфликта. Следует оговорить, что население РТ устойчиво: люди проживают в течение долгого времени на одной территории, учатся и работают совместно.

Тема “Психология межгрупповых отношений” является продолжением предыдущей темы, на которой, рассматривая дифференциацию и интеграцию в межгрупповых отношениях, следует сказать, что РТ является составной частью РФ. Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей на территории РТ обладает общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства. Таким образом, на территории Казанской губернии совместно в течении почти VI веков живут две большие этнические группы, которые совместно занимаются земледелием, развивают торговлю и ремесло, архитектуру, декоративно-прикладное творчество.

Тема “Социализация” предполагает ознакомление студентов со стихийным и целенаправленным усвоением социальных норм. Рассматривая институты социализации необходимо остановится на элементах народной педагогики (фольклоре русского и татарского народа), которая является средством социализации личности.

При изучении темы “Социальный контроль” следует остановиться на формах социального контроля: закон, табу, обычаи, традиции, мораль, нравы, манеры, привычка, этикет. Необходимо, работая с конституцией РТ, проанализировать права и обязанности человека. Особого внимания заслуживают традиции и обычаи татарского и русского народов.

Тема “Социальная психология семьи” предполагает уделить особое внимание функции семьи, раскрыть современные проблемы семьи в РТ. Актуальным для подростков являются знания добрачных и послебрачных факторов, влияющих на стабильность брака, и каковы причины развода

В процессе изучения курса “Социальная психология” используются активные методы исследования обучения такие, как дискуссия, деловые игры, тренинги. Что дает возможность студентам быть не пассивными слушателями, а активными участниками процесса обучения.

Литература

  1. Андреева г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр.и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 364 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 264 с.
  3. Конституция Республики Татарстан. – Казань: ЗАО “Новое знание”, 2004. – 32 с.
  4. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг российской Федерации. – М.: Омега –Л, 2004. – 64. – (Б-ка российского законодательства).