Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д.. И причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных. Но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в плоскости общественных работ.
Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда, серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования.
Фаза выбора профессии и формирования профессиональных намерений недостаточно изучена, так как изменились внешние условия, и она должна реализоваться с учетом развития техники, технологии общественного устройства, спроса и предложений на рынке труда и других факторов. Например, завтра появляются новые технологии и не только в так называемой сфере производства, но и в других сферах: информационных, социальных, образовательных. А, следовательно, появляются и новые виды труда, новые профессии, новые трудовые посты и перспективы профессионального роста. Содержание труда меняется настолько, что даже при сложившихся названиях профессий, оно не адекватно означенной профессии.
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает разделение данного процесса на периоды или стадии.
Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (до 12 лет). Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (училище, техникум, вуз). Это стадия профессиональной подготовки. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.
Учащиеся музыкального, художественного, хореографического отделений Государственной общеобразовательной школы-интерната “Гимназия искусств при Главе Республики Коми” проходят данные стадии практически одновременно, поскольку обучаются в стенах нашего учебного заведения с 1-5 класса (т.е. с 7-12 лет). Подробнее о гимназии см. <Приложение>.
Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться, школьнику нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.
Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт, который можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических:
- между склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;
- осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
- притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
- склонностью и представлениям о престиже профессии;
- желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;
- несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
В консультационной практике мы сталкиваемся с такими проблемными ситуациями профессионального выбора, как:
- низкая самооценка, слабые склонности, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;
- заниженная самооценка, слабые склонности;
- заниженная самооценка, яркие интересы, высокая требовательность к себе;
- завышенная самооценка, слабые склонности, ориентация на материальный статус;
- завышенная самооценка, выраженные склонности, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.
Во всех этих ситуациях оптанты испытывают затруднения в построении профессионального плана, когда осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или другой формы приобретения профессии и профессионального становления.
Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) и является его личный профессиональный план, то есть план профессионального старта дальнейших шагов по осваиванию профессий.
Проведенное в гимназии искусств исследование профессионального самоопределения выпускников 11 классов 2005 года выявило наличие нескольких ситуаций выбора профессии, в результате чего вся выборка разделилась на три группы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты анализа профессиональных планов
(в %-ном соотношении к общему количеству оптантов каждого класса)
% от выборки |
Выпускники художественного отделения (%) |
Выпускники гуманитарного отделения (%) |
|
Уверенный профплан | 50 |
61,5 |
33 |
Неуверенный профплан | 31 |
9 |
47 |
Необоснованный профплан | 19 |
18 |
20 |
Первую группу составили 50% всех обследованных (13 человек), чей профессиональный план отличается высоким уровнем сформированности: испытуемые показали хорошее владение информацией о выбранной профессии и профессионально важных качествах, соответствие выбора познавательным интересам и личностным особенностям, сформирован путь профессионализации, включены запасные варианты, т.к. планируется поступление на конкурсные специальности. На основании этого мы констатируем, что профессиональные планы оптантов данной группы сформированы и отличаются уверенностью.
Уверенный профплан более присущ выпускникам художественного отделения, сделавшим свой профессиональный выбор (в рамках профессиональной сферы “изобразительное искусство”) в младшем звене и занимающимся допрофессиональной подготовкой практически все школьные годы. Все выпускники ориентируются на профессии данной сферы: художник, дизайнер, архитектор, технолог-конструктор. Выбраны соответствующие вузы, имеющие данные специализации: Ухтинский государственный технический университет, Сыктывкарский государственный университет, Санкт-Петербургский Университет технологии и дизайна и др.
Выпускниками гуманитарного отделения были выбраны профессии: учителя, биолога, филолога, менеджера, и соответственно учебные заведения: КГПИ, СГУ, РГПУ им. А.И.Герцена.
Вторую группу составил 31% всех обследованных (8 человек), чей профессиональный план отличается средним уровнем сформированности. Они показали хорошее владение информацией о выбранной профессии и профессионально важных качествах, сделанный выбор соответствует их познавательным интересам, но путь профессионализации не сформирован. Оптанты не владеют информацией об учебных заведениях: выбранные вузы не соответствуют избранной специализации. В данной ситуации профессиональный план отличается неуверенностью.
Подавляющее большинство этой группы составляют выпускники гуманитарного отделения: успешные по многим учебным предметам, подтверждающие познания и умения во внеучебной деятельности (выступлениями на конференциях различного уровня), они пытаются расставить приоритеты в своих интересах, что, как видим, дается им непросто.
В третью группу вошли 19% всех обследованных (5 человек). У испытуемых также имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов, либо индивидуальные свойства оптанта не соответствуют выбранной профессии (например, при выборе как основного варианта профессии медработника, оптант собирался поступать в Театральную академию “на актрису”).
Данная группа представлена двумя выпускниками художественного отделения и тремя – гуманитарного. Причем все эти дети обучались в стенах гимназии по два года: из добора в 10-е классы.
Таким образом, на основании анализа профессиональных планов выпускников мы можем сделать вывод о том, что ранняя профилизация обучения и глубокая допрофессиональная подготовка в стенах нашего инновационного учебного заведения способствуют более эффективному выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.
Мы сравнили итоги реализации профессиональных планов выпускников 9, 11 классов гимназии 2004 и 2005 годов по трем параметрам: продолжили обучение, обучаются по профилю отделения, реализуют свой личный профессиональный план, выстроенный в гимназии.
Как выяснилось, для преподавателей специальных дисциплин важнее второй параметр, и их можно понять. Но если ребенок осознает, что уровень его одаренности не позволит ему быть первым, преуспевающим в профессии, и он находит более подходящую по возможностям и интересам стезю и поступает в соответствующее учебное заведение… Тогда нам важен третий параметр, ведь в этом случае выпускник осознанно, не случайно делает свой выбор и несет за него ответственность перед самим собой.
Сравнение данных по выпускным классам одного отделения разных годов выпуска (см. диаграммы 1, 2) выявил следующую тенденцию: во всех классах снизился выбор профиля обучения, по которому выпускники получали допрофессиональную подготовку в стенах гимназии на протяжении многих лет, в основном это профессии сферы культуры, искусства и образования. Причины данной ситуации мы видим в снижении престижа данных профессий и невостребованность их представителей на рынке труда в современных социально-экономических условиях.
Диаграмма 1. Реализация личных профессиональных планов выпускников 2004 года
Диаграмма 2. Реализация личных профессиональных планов выпускников 2005 года
Как видим из диаграмм, реализация личных профессиональных планов значительно повысилась в 9 классе музыкального отделения и 11 классе гуманитарного. В обоих случаях произошло это за счет выбора учебного заведения не по профилю (у 9-классников это 10 класс общеобразовательной школы, гуманитарии выбрали естественнонаучное направление обучения).
Большая часть 9-классников 2005 года выпуска не поступили в профессиональные учебные заведения и вернулись в школы по месту жительства продолжать обучение в 10 классе. Причинами явились выбор учебного заведения не по профилю подготовки или завышенная самооценка собственных возможностей, когда для поступления выбирались училища и лицеи центральной части России и Москвы, но не учитывался конкурс в этих учебных заведениях.
Явное снижение реализации личных профессиональных планов у выпускников художественного отделения произошло за счет большого выбора профильных средних специальных и высших учебных заведений: запланировав 1-2 запасных варианта, ребята поступают в другой город или в учебное заведение выше или ниже по статусу.
Выпускники 11 класса гуманитарного отделения показывают снижение выбора профессий гуманитарного профиля, что не может не тревожить педагогов этого отделения. Учащиеся, получившие серьезную углубленную подготовку по коми языку и литературе, русскому языку и литературе, истории и культуре коми народа, не ориентируются на профессии, в которых данные знания и умения были бы наиболее востребованы – учителя, преподавателя, историка, филолога. Часть ребят выбрала профессии из сферы медицины, экономики и менеджмента, но без соответствующей подготовки они не смогли выдержать конкурсный отбор в вузах.
Позитивным в данной ситуации считаем то, что за редким исключением наши выпускники все же продолжают обучаться.
Планы выпускников 2005-2006 учебного года (см. диаграмму 3) пока достаточно оптимистичны: большинство учащихся выбирает продолжение обучения по профилю в средних специальных и высших учебных заведениях.
Диаграмма 3. Выбор профиля обучения выпускниками 2006 года
Анализ проблем, с которыми сталкиваются наши выпускники при выборе профессии, достаточно типичны:
- рассогласование идеального и реального образа профессии
- рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
- не соответствие представлений о своих личных ценностных ориентациях представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных условиях
- неадекватная самооценка
Решению этих проблем способствует индивидуальная консультативная и коррекционная работа, проводимая психологической службой гимназии, профориентационная работа воспитателей и преподавателей. И, тем не менее, проблемы, стоящие сегодня перед выпускниками и педагогами гимназии искусств шире, нежели просто выбор профессии. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в сфере культуры и образования, не понаслышке, а из первых рук известная нашим учащимся, не способствует ориентации выпускников и их родителей на профессии этих многострадальных сфер. В связи с этим одной из задач, стоящих сегодня перед администрацией гимназии, является разработка системы мероприятий по поднятию престижа профессий сферы образования и культуры на современном этапе социального развития общества. Очевидно, что к реализации этой задачи необходимо подключать практически все социальное окружение гимназии искусств при Главе Республики Коми. А педагогическому коллективу гимназии искусств в реально сложившейся ситуации необходимо направить свои усилия не только на развитие профессиональных знаний и умений учащихся, но и на оказание им помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, расширение знаний выпускников о возможностях реализации себя в других профессиональных сферах, смежных профилю отделения.