Классный час "Целеполагание, как важный этап развития психологической саморегуляции у студентов педагогического колледжа"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…

Педагогический колледж – учреждение среднего профессионального образования, направленное на создание оптимальных условий для личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания подрастающего поколения. Как показывает практика, эффективность данной профессионализации формирующихся педагогов напрямую зависит от направленности учебно-воспитательного процесса колледжа на развитие их личностных способностей и образований, которые являются в рамках присущего им возрастного этапа сенситивными. Основным новообразованием старшего школьного и раннего юношеского возраста, типичного для наших студентов, является сформированная у них психологическая готовность к самоопределению. В свою очередь, эта направленность на самоопределение зависит от развитой способности юношей и девушек к целеполаганию как одному из важнейших звеньев саморегуляции, позволяющему увидеть собственные содержательно наполненные личностные и профессиональные перспективы будущего.

Как следствие, реализация в учебно-воспитательном процессе Ангарского педагогического колледжа со стороны педагогов, психологов и кураторов механизмов для развития способности студентов к целеполаганию и саморегуляции рассматривается нами как важное направление обеспечения психического здоровья обычных, одаренных, делинквентных подростков и юношей. Приведенный в материале классный час на тему “” – один из реализуемых нами подходов. Он показывает некоторые способы активизации и организации процесса целеполагания, развития временной перспективы у студентов колледжа, которые могут использоваться и в работе со старшими школьниками.

Прежде чем раскрыть технологию проведения классного часа, конкретизируем его целевые установки и теоретические основания.

Саморегуляция в переводе с латинского - “приводить в порядок”, налаживать. Важнейшим качеством человека, позволяющего ему устанавливать порядок и нормы своей жизни является способность к постановке цели деятельности, или “рефлексия цели” (по И.П.Павлову). В связи с этим развитие у студентов - будущих педагогов умения ставить и осознавать цели своей деятельности стало основной идеей классного часа.

Предлагаемый классный час на тему “Целеполание как важный этап развития психологической саморегуляции у студентов педагогического колледжа” является начальным этапом в создании условий для простраивания студентами педагогического колледжа своей жизненной стратегии, направленной на успешную адаптацию к условиям профессионального обучения, самопознание, развитие субъектной позиции, выработку единых целей, ценностей жизни в коллективе. В приложении № 1 дается рабочая тетрадь как учебно-методическое обеспечение классного часа.

Положения, заложенные в основу работы по развитию у студентов навыков целеполагания и временной перспективы:

  • построение жизненных планов и планирование жизни является ведущей потребностью юношеского возраста (Ж.Ж. Руссо, Э. Эрик сон, Л.И. Божович, И.С. Кон, И.В. Дубровина);
  • отсутствие содержания цели жизни, сегодня является основным психотравмирующим фактором, причиной неогенного невроза (В. Франкл, А. Маслоу, Ш. Бюлер, С.Л. Мольц, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон);
  • период юности сензитивен для развития умений целеполагания и развития “фантазий” подростка в дальние и ближние цели юноши (Ж.Ж. Руссо, Э. Эрик сон, Л.И. Божович, И.С. Кон, И.В. Дубровина).

Круг проблем, решаемых средствами классного часа:

  • несформированность способов самопознания (определение своих достоинств, сильных и слабых сторон);
  • невидение студентами масштаба и этапов собственного становления на протяжении жизни, как следствие, проблемы в выборе и обосновании жизненных и профессиональных целей в контексте жизненной стратегии ;
  • неумение планировать свою деятельность, рационально расходовать время;

Основные индикаторы эффективности классного часа, позволяющие дать оценку качества формирования у студентов задатков рефлексивной, коммуникативной, психолого-педагогической компетентности:

  • включенность в классный час, активность и заинтересованность;
  • наличие сформированных целей и осознание сильных и слабых сторон своей личности;
  • осознание стратегии достижения цели;
  • признаки формирующейся рефлексии (анализ целей по параметрам: формальные, смысловые и творческие).

Цель классного часа: создание условий для выявления студентами собственных жизненных, в том числе и образовательных, целей, определения путей и индивидуальных возможностей их достижения.

Задачи:

  • способствовать адаптации студентов к профессиональному обучению через определение личных целей, ценностей, в том числе образовательных и жизненных;
  • научить будущих педагогов способам самопознания индивидуальных особенностей;
  • развивать у студентов активную жизненную позицию через проектирование жизненной стратегии;
  • формировать в масштабах жизненной стратегии студентов навыки целеполагания, рефлексии и саморегуляции.

Обеспечение:

  1. Рабочая тетрадь: “Развитие целеполагания и временной перспективы как условие успешной социальной и профессиональной адаптации студентов”;
  2. Средства аудио- сопровождения: динамичная современная инструментальная музыка, музыка для релаксации.
  3. Изобразительные средства (бумага и карандаши для рисования).

Содержание и структура классного часа:

Организационный этап

1. Приветствие студентов - участников классного часа. Обозначение проблемной области, связанной со способностью человека к постановке цели своей деятельности, целеполаганию. Реализуемые установки:

  • целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности, стабилизации этого процесса, диагностики результатов и т.д.;
  • умение проводить целеполагание позволяет планировать деятельность видеть ее перспективы и варианты совершенствования.

Создание поисковой ситуации “ Когда человек задумывается о смысле и цели жизни и деятельности, об ожидаемых результатах самореализации?”

Психотехническое упражнение “Два некролога”.

Цель: актуализация проблемы целеполагания.

Процедура:

Участникам предлагается бланк “Некролог 1” необходимо на основе этого бланка написать свой собственный некролог, “Если бы я умер вчера”. Время – около 5 мин.

После этого участники закрывают первый бланк и работают с бланком “Некролог 2” - “Если бы я умер через 10 лет” - Время – около 5 мин.

По истечении еще 10 минут участникам предлагается сравнить свои некрологи, определить тенденции своего предполагаемого личностного развития, за ближайшее десятилетие.

2. Обсуждение и выполнение проективного упражнения на определение индивидуальных позиций и взглядов на роль цели и жизненной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении и становлении определении - “Мой эпиграф”.

Проективное упражнение “Мой эпиграф”.

Цель: определение индивидуальных позиций и взглядов на роль цели и жизненной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении и становлении определении.

Процедура:

Участникам необходимо прочитать предложенные в рабочей тетради эпиграфы и выбрать наиболее подходящие к их внутреннему состоянию на данный момент (на данный период жизни). По часовой стрелке каждый участник называет выбранный эпиграф, при желании комментирует его.

Основной этап

Выполнение упражнений на овладение навыками целеполагания, развитие умения определять пути достижения цели с учетом индивидуальных особенностей, на раскрытие личностного потенциала, “подстройка к будущему”, закрепление выявленных целей разных уровнях осознания.

Психотехническое упражнение “Определение своей жизненной стратегии” (вариант В.Вульфа).

Цель: овладение навыками целеполагания, развитие умения определять пути достижения цели с учетом индивидуальных возможностей.

Процедура:

Участникам необходимо заполнить предложенную в рабочей тетради таблицу “План действий и условия его выполнения”. При заполнении таблицы на первом этапе, необходимо обратить вынимание на выделение цели (хочу) на следующих уровнях: физический, межличностный, социальный и образовательный. Следующим этапом заполнения таблицы будет анализ индивидуальных возможностей необходимых для достижения цели (могу) и определение основных препятствий для ее достижений (мешает). На заключительном этапе ставится задача на определение плана действий по достижению поставленной цели на отрезках от одного дня – недели – месяца – года – пяти лет.

Психотехническое упражнение “Визуализация цели”.

Цель: раскрытие личностного потенциала, “подстройка к будущему”, закреплению выделенных целей на подсознательном уровне через использование аутотренинга.

Процедура:

Информирование: аутотренинг один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Для усиления эффекта данного упражнения рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

Текст аутотренинга:

  1. Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали... Выдох удлиняется... После выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения...
  2. Мышцы расслаблены, веки опущены... Вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются...
  3. Ваше сознание, как мягкое облачко над лучезарным морем... Море красиво, волны катятся, бьются о берег... Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн... Белая чайка в небе спокойно кружит... Пахнет свежестью и морем...
  4. Вы – птица... Ваши крылья – это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность,
  5. Ваше сердце мерно стучит... Вам легко дышится... Медленно повторяйте следующие фразы: “Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей... Энергия восстанавливается с избытком... Мне становится все лучше и лучше... Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым... Я бодр и творчески настроен... Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании…Я могу достигнуть поставленных перед собой целей…..”

Сеанс подходит к концу: “Я считаю с трех до одного “…три” – сонливость проходит, “два” – я потягиваюсь, “один” – я бодр и полон сил!”

…Потянитесь …Глубже подышите... Улыбнитесь!

Участникам предлагается в рабочих тетрадях отразить свое состояние во время выполнения упражнения.

Психотехническое упражнение “Росток”.

Цель: раскрытие личностного потенциала, “подстройка к будущему”, закреплению выделенных целей на психосоматическом уровне, через “включение” участников в работоспособное состояние, формирование установки на личностный рост

Процедура:

Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают “расти”: “Представьте себе, что Вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию Вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета "восемь", а на счет "девять" и "десять" постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше”.

После окончания “роста” участникам предлагается сесть на стул и максимально расслабиться.

Заключительный этап

Проведение самооценки активности, включенности, заинтересованности при выполнении упражнений, ранжирование целей, определение собственных резервов.

Процедура:

Информирование: рефлексию можно считать ключевым моментом развития личности. Сегодня Вам предлагается освоить рефлексию, как технику осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, сознание как бы “со стороны”. Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.

Учиться рефлексии трудно, начинать нужно с того, что задать себе вопрос: “Почему это происходило?”, “Что стоит за том или иным моим действием?”. Условно можно этот процесс изобразить так:

“Я” осуществляю рефлексию, то есть вижу ситуацию из вне.

“Я” нахожусь в рефлексивной позиции, то есть занимаю позицию внешнего наблюдателя, по отношению к самому себе и своей ситуации.

“Я” осуществляю рефлексивное отношение, то есть отношусь к себе, своей ситуации как к целому, смотрю с позиции рефлексии, смотрю на себя как бы со стороны.

Участникам предлагается осуществить письменную рефлексию по следующим аспектам:

1. Оцени по десятибалльной шкале свою включенность, заинтересованность и активность на классном часе.

2. Что нового я узнал о себе?

3. Проранжируй свои цели:

  • формальные (цели стихийного осуществления);
  • смысловые (цели активной саморегуляции);
  • творческие (цели деятельностной самореализации);

4. Чем я могу в себе сегодня гордиться?

5. Что мешает мне в достижении цели?

6. Я желаю себе….

Приложение