Цель: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи. Совершенствование фонематических процессов, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти; Уточнение и активизация словаря.
Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки Б-П, карточки с буквами Б-П, фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЙ МОМЕНТ
Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.
Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).
А) Дыхательное упражнение. Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Б) Звуком Э поём мелодию песни “Во поле берёза стояла”.
В) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание), “Маляр”, “Лошадки”.
Л-д:
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты
Пищат: “Пи-пи-пи!”Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: “Бух!”
Ребята, как мышонок пищит? (Ответ детей.) Как пистолет пугает?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
А)
Л-д: Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б-П. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки Б,П. Чем они похожи? (Эти звуки согласные, во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык не подвижен, струя воздуха — короткая, прерывистая.) Чем звуки отличаются? (П — глухой звук, Б — звонкий.)
Б)
Л-д: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Шуба, банка, полка, банан, репа, бусы.)
В)
Л-д: Поднимите карточку с буквой Б, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой П, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Б-П В СЛОГАХ.
Г)
Л-д: Прослушайте, запомните и повторите за мной слоги: па-ба-ба, пы-пы-бы, бу-пу-бу, по-бо-по, ба-па-ба-па, би-пи-би, бе-пе-бе, пя-бя-пя.
В следующем задании нам необходимо заменить звук П на звук Б в слогах. Па, по, апо, упы, пу, пэ, пых.
А теперь заменим звук П на звук Б в словах почка (бочка), запор (?) …, палка (?) ….
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ И БУКВ Б-П НА ПИСЬМЕ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
Л-д: Ребята, вставьте пропущенные буквы б или п в слова. (Ка_ ачки, ка_уста, ру_ашка, са_оги, _ара_ан, о_пушка). Проверяем.
Напишите названия картинок: (шуба, банка, полка, банан, репа, бусы).
ФИЗМИНУТКА.
Все выходят по порядку, (ходьба на месте)
Дружно делают зарядку.
Влево — вправо, влево — вправо, (наклоны)
Назад — вперед, назад — вперед.
Можно и на оборот.
Встали ровно! Подтянулись!
На места свои вернулись!
РАБОТА У ДОСКИ
Л-д: Назовите картинки (картинки с изображением овощей и фруктов) и разложите их под буквами П и Б. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать часть картинок? (Овощи, фрукты.) Назовите овощи, в названии которых есть звук П. Назовите фрукты, в названии которых есть звук Б. Запишите под диктовку слова с буквами П и Б в два столбика. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: репа, капуста, банан, яблоко.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Л-д: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово с учетом стихотворного размера.
Вова Миркин очень рад
У него есть старший ….(брат).
Раз в театр на балет
Папа нам купил…(билет).
Наша Таня громко ….(плачет),
Уронила в речку мячик.
В этой речке утром рано
Утонули два …(барана).
ФИЗМИНУТКА: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук Б, дети разводят руки в стороны, если П — руки опущены.
Портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка. (Дети садятся).
ИТОГ
Ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.
Зачем мы это всё делали?
Дети:
Мы учились различать звуки и буквы Б и П.