Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
- что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс “Профессия и карьера”, который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Цели курса:
- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
- повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий курса “Профессия и карьера” опирается на использование следующих важных принципов:
- свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Особенности организации:
Место проведения занятий: кабинет профориентации, учебный кабинет психологии.
Оптимальное число учащихся: 12-14 человек.
Продолжительность курса: 17 академических часов.
Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.
Преподавание курса ведет школьный психолог, имеющий опыт работы в профессиональной диагностике и консультировании, организации групповой деятельности.
Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.
В то же время, для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
- информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Поэтому содержание курса направлено на осознание учащимися основного принципа успешного выбора профессии, так называемого, “Принципа трех “В””:
“Успешный выбор профессии обеспечивается наличием и совпадением трех факторов, начинающихся на букву “В”: Возможности, Влечение (интерес) и Востребованность”.
Курс разбит на 3 раздела, раскрывающих технологию профессионального выбора и планирования карьеры.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, видеотренинг. Широко применяется работа в парах и в группах.
Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки.
Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.
По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.
Тематическое планирование
№ | Тема. Содержание. | Кол-во часов |
Раздел 1. Секреты выбора профессии (3 ч.) | ||
1. | Вводное занятие “Наступает время выбора” | 1 |
2. | Предмет, цели, средства, условия труда | 1 |
3. | Психологические основы выбора профессии | 1 |
Раздел 2. Индивидуально-психологические особенности человека (7 ч.) | ||
4. | Определение темперамента. Типы темперамента | 1 |
5. | Темперамент и профессии | 1 |
6. | Черты характера и профессиональный выбор | 1 |
7. | Карточная бланковая игра “Профессиональные черты характера” | 1 |
8. | Самооценка и уровень притязаний личности | 1 |
9. | Виды способностей. Способности и профессиональный выбор | 1 |
10. | Профдиагностика. Профориентационная компьютерная система PROFI | 1 |
Раздел 3. Современный рынок труда (7 ч.) | ||
11. | Рейтинг профессий. Особенности современного молодежного рынка труда | 1 |
12. | Семинар “Новые профессии нашего времени” | 1 |
13. | На пути к профессиональной сфере | 1 |
14. | Деловая игра “Кадровый вопрос” | 1 |
15. | Профдиагностика. Активизирующий опросник “Перекресток” | 2 |
16. | Итоговое занятие. Составление индивидуального (личного) профессионального плана | 1 |
ИТОГО: |
17 часов |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. –СПб.: Питер, 2005.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
- Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина..–М.: Народное образование, 2001.– .(Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности).
- Организация профориентационной работы с учащимися старших классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Департамент ФГСЗН, ГУ ДО ЦПНПИ.–Челябинск., 2001.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Профориентационные игры из приложения к УТ “Школьный психолог”.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры. Упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1.–М.: Владос, 2001.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. –М.:ВАКО, 2005.
- Справочник содействия занятости молодёжи.– Челябинск: ЦПНПИ, 2001.
- Черняховская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.
- Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.–М., 1998.
- Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”.–М., 1998.
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
- “PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.