Одной из острейших проблем современного российского общества является решение проблем роста злоупотреблений алкоголем, наркотиками и роста преступности среди несовершеннолетних. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от влияния наркотиков. Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказали волонтерские организации – группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой злоупотребления ПАВ в системе “ровесник-ровеснику”.
В городе Старый Оскол подростковое волонтерское движение существует с 2002 года. Инициаторами создания первых волонтерских организаций выступили специалисты городского Центра психолого-медико-социального сопровождения и педагоги-психологи общеобразовательных учреждений. В настоящее время в городе существует более 20 волонтерских групп. В 2005 году ряды волонтеров пополнились представителями учреждений дополнительного образования, средних и высших учебных заведений.
За время существования добровольческих групп традиционными стали городские волонтерские слеты, на которых подростки-волонтеры получают возможность обобщить опыт проделанной работы, обменяться методическими новинками и просто пообщаться в дружеской атмосфере. Вашему вниманию предлагается методическая разработка общегородского мероприятия “Слет школьных волонтерских организаций”.
Путь к себе
Методическая разработка занятия для участников школьных волонтерских организаций
Цель: cоздание условий для формирования высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.
Задачи:
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- Я – концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам).
- Умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы.
- Формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
Продолжительность занятия 2-2,5 часа.
Содержание.
I этап. Разминка.
Цели:
- Становление контакта между членами группы .
- Создание доверительной атмосферы.
- Включение в совместную деятельность.
Упражнение: “Здравствуйте, как...”
Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я вам буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом: – правая рука к правой руке!; – нос к носу!; – спина к спине! И т.д.
Упражнение: “Вася – Вася”.
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям. Во время первых двух хлопков называют свое имя, во время 3-го и 4-го - имя другого человека, на которого смотрят, не сбиваясь с ритма.
Упражнение: “Компот”.
Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: “Сейчас у нас будет возможность продолжить наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестры", – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге”.
Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: “Как вы себя чувствуете?” или “Как ваше настроение сейчас?”.
II этап. Основной этап работы.
Все упражнения основной части занятия объединены общим сюжетом и направлены на сплочение группы, нахождение эффективных способов коммуникации, выработку умения подчинять свои действия единой групповой задаче и активизацию лидерства
Ведущий обращается к членам группы с вступительным словом:
“Сегодня нам предстоит совершить необыкновенное путешествие в поисках клада, который таит в себе сокровища. Эти сокровища способны сделать жизнь человека счастливой, а самого человека – добрым и мудрым.
Путешествие будет непростым, на пути возможны неожиданные трудности и препятствия. Но дружба, взаимопомощь и взаимопонимание способны преодолеть все. Выбрать верную дорогу к кладу нам поможет карта с маршрутом путешествия.
Итак, мы отправляемся в путь с волшебной поляны, на которой находимся. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки, для того чтобы почувствовать поддержку друзей.
А вот и первое препятствие, которое необходимо преодолеть...”
Упражнение: “Обруч”.
Оборудование: обруч из корсажной ленты диаметром 1 м.
Инструкция: все участники игры стоят в кругу, держась за руки. Ленточный обруч висит на руке у ведущего. Задача для игроков: ленточный обруч должен пройти по кругу и вернуться на прежнее место. При этом игроки не могут рассоединить руки.
Второй раз обруч проходит по кругу через препятствия:
- один игрок сидит на стуле - инвалид
- второй закрывает глаза - слепой
- третий не может говорить - немой
Ведущий: Мы прекрасно справились с первым заданием. Далее нам предстоит продолжить путешествие вниз по волшебной реке.
Упражнение: “Щепки на реке”.
Инструкция: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого, на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе–- вода одной реки. По реке сейчас “поплывут” Щепки. Щепкой будет каждый из вас. Каждая щепка сама решает как ей двигаться: медленно или быстро, прямо или кругами. Вода плавно помогает Щепке руками дойти до конца Реки, где Щепки становятся рядом с последующим ребенком и ждет следующую щепку, которая встает напротив. Так постепенно Щепки удлиняют Реку, пока все дети не проплывут по реке.
Ведущий: По тихим и спокойным водам Реки добрались до следующего этапа путешествия –волшебного Лабиринта. Вход в волшебный лабиринт охраняет змея. Чтобы проникнуть в лабиринт, нам нужно обмануть змею, и на некоторое время тоже превратиться в змею.
Упражнение “Змейка”.
Оборудование:
- воздушные шары, соответствующие числу членов группы,
- длинная веревка.
Инструкция: Встаньте в затылок друг другу, поместите каждый свой воздушный шар между собой и стоящим впереди человеком, так, чтобы он удерживался между вами без помощи рук. Задача всей группы–- пройти по обозначенному веревкой или стульями маршруту, так, чтобы воздушные шары не лопнули и не упали. При этом поддерживать шары руками нельзя. В случае, если шар лопается или падает, группа возвращается к началу лабиринта и начинает путь заново.
Ведущий: Мы опять прекрасно справились, но оказалось, что волшебный лабиринт вывел нас прямо к топкому болоту, через которое нужно перебраться.
Упражнение “Болото”.
Оборудование: 36 листов бумаги формата АЗ или газетных страниц.
Инструкция: Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начинать заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали,–- это кочка, ведущий промолчит. Если – трясина, ведущий скажет: “Буль!”–-участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они – “кочки” (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую “кочку”. Он будет продвигаться вперед, пока не услышит “Буль!”. “Утонув”, он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные – либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото.
Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег.
Ведущий. Большая часть пути пройдена, потрачено много сил. Мы с вами добрались до большой поляны, которая как нельзя лучше подходит для привала. Но время, которое мы с вами здесь проведем, не должно быть потрачено впустую (ведущий произвольно делит всех участников на 3 команды).
III этап. Работа в творческих группах,
Цели:
- Формирование у учащихся осознанного отношения к проблеме злоупотребления ПАВ,
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Оборудование:
- ватман (1 на команду),
- клей,
- ножницы,
- цветная бумага,
- карандаши,
- краски.
Инструкция: участникам команд предлагается в течение 15-20 минут создать на бумаге с использованием предложенных средств эмблему волонтерской организации. После завершения работы команды представляют творческие отчеты.
Ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Судя по карте, нам осталось преодолеть последнее препятствие – перейти горный тоннель, который выведет нас к конечной цели путешествия – месту, где спрятан клад.
Упражнение "Волшебный тоннель" .
Оборудование: модуль "Тоннель".
Инструкция. Все участники должны по-одному перебраться через "горный тоннель ". У входа в тоннель каждый сообщает остальным участникам группы, какое личностное качество необходимое в жизни, он хотел бы приобрести.
Например: “Мне бы хотелось приобрести уверенность в своих силах”.
IV Этап. Завершение работы.
Цели:
- Сплочение группы,
- Развитие навыков,
- Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.
Ведущий. Вот мы и добрались до конечной цели нашего путешествия. Оглянитесь вокруг. Видите воздушные шары, которые принес сюда волшебный ветер? Клад находится в них. Давайте посмотрим, что спрятано?
Участники прокалывают воздушные шары, в которых находятся отдельные маленькие листочки бумаги с разбитой на части надписью:
“Бесценнейшее / сокровище мира / сокрыто в душе / человека; /разгадавший загадку / своей души / становится / его обладателем”.
Ведущий. Клад – это дружба и взаимопонимание, клад – это вы сами. Клад – это то, что вы
приобрели за время путешествия. Давайте сядем в круг на волшебной поляне и поделимся друг
с другом впечатлениями о сегодняшней игре.
Рефлексия. Подведение итогов занятия.