Использование активных форм социально-психологической работы в развитии подросткового волонтерского движения

Разделы: Школьная психологическая служба


Одной из острейших проблем современного российского общества является решение проблем роста злоупотреблений алкоголем, наркотиками и роста преступности среди несовершеннолетних. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от влияния наркотиков. Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказали волонтерские организации – группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой злоупотребления ПАВ в системе “ровесник-ровеснику”.

В городе Старый Оскол подростковое волонтерское движение существует с 2002 года. Инициаторами создания первых волонтерских организаций выступили специалисты городского Центра психолого-медико-социального сопровождения и педагоги-психологи общеобразовательных учреждений. В настоящее время в городе существует более 20 волонтерских групп. В 2005 году ряды волонтеров пополнились представителями учреждений дополнительного образования, средних и высших учебных заведений.

За время существования добровольческих групп традиционными стали городские волонтерские слеты, на которых подростки-волонтеры получают возможность обобщить опыт проделанной работы, обменяться методическими новинками и просто пообщаться в дружеской атмосфере. Вашему вниманию предлагается методическая разработка общегородского мероприятия “Слет школьных волонтерских организаций”.

Путь к себе

Методическая разработка занятия для участников школьных волонтерских организаций

Цель: cоздание условий для формирования высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

Задачи:

  1. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
  2. Я – концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам).
  3. Умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы.
  4. Формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

Продолжительность занятия 2-2,5 часа.

Содержание.

I этап. Разминка.

Цели:

  1. Становление контакта между членами группы .
  2. Создание доверительной атмосферы.
  3. Включение в совместную деятельность.

Упражнение: “Здравствуйте, как...”

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я вам буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом: – правая рука к правой руке!; – нос к носу!; – спина к спине! И т.д.

Упражнение: “Вася – Вася”.

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям. Во время первых двух хлопков называют свое имя, во время 3-го и 4-го - имя другого человека, на которого смотрят, не сбиваясь с ритма.

Упражнение: “Компот”.

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: “Сейчас у нас будет возможность продолжить наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестры", – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге”.

Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: “Как вы себя чувствуете?” или “Как ваше настроение сейчас?”.

II этап. Основной этап работы.

Все упражнения основной части занятия объединены общим сюжетом и направлены на сплочение группы, нахождение эффективных способов коммуникации, выработку умения подчинять свои действия единой групповой задаче и активизацию лидерства

Ведущий обращается к членам группы с вступительным словом:

“Сегодня нам предстоит совершить необыкновенное путешествие в поисках клада, который таит в себе сокровища. Эти сокровища способны сделать жизнь человека счастливой, а самого человека – добрым и мудрым.

Путешествие будет непростым, на пути возможны неожиданные трудности и препятствия. Но дружба, взаимопомощь и взаимопонимание способны преодолеть все. Выбрать верную дорогу к кладу нам поможет карта с маршрутом путешествия.

Итак, мы отправляемся в путь с волшебной поляны, на которой находимся. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки, для того чтобы почувствовать поддержку друзей.

А вот и первое препятствие, которое необходимо преодолеть...”

Упражнение: “Обруч”.

Оборудование: обруч из корсажной ленты диаметром 1 м.

Инструкция: все участники игры стоят в кругу, держась за руки. Ленточный обруч висит на руке у ведущего. Задача для игроков: ленточный обруч должен пройти по кругу и вернуться на прежнее место. При этом игроки не могут рассоединить руки.

Второй раз обруч проходит по кругу через препятствия:

  • один игрок сидит на стуле - инвалид
  • второй закрывает глаза - слепой
  • третий не может говорить - немой

Ведущий: Мы прекрасно справились с первым заданием. Далее нам предстоит продолжить путешествие вниз по волшебной реке.

Упражнение: “Щепки на реке”.

Инструкция: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого, на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе–- вода одной реки. По реке сейчас “поплывут” Щепки. Щепкой будет каждый из вас. Каждая щепка сама решает как ей двигаться: медленно или быстро, прямо или кругами. Вода плавно помогает Щепке руками дойти до конца Реки, где Щепки становятся рядом с последующим ребенком и ждет следующую щепку, которая встает напротив. Так постепенно Щепки удлиняют Реку, пока все дети не проплывут по реке.

Ведущий: По тихим и спокойным водам Реки добрались до следующего этапа путешествия –волшебного Лабиринта. Вход в волшебный лабиринт охраняет змея. Чтобы проникнуть в лабиринт, нам нужно обмануть змею, и на некоторое время тоже превратиться в змею.

Упражнение “Змейка”.

Оборудование:

  1. воздушные шары, соответствующие числу членов группы,
  2. длинная веревка.

Инструкция: Встаньте в затылок друг другу, поместите каждый свой воздушный шар между собой и стоящим впереди человеком, так, чтобы он удерживался между вами без помощи рук. Задача всей группы–- пройти по обозначенному веревкой или стульями маршруту, так, чтобы воздушные шары не лопнули и не упали. При этом поддерживать шары руками нельзя. В случае, если шар лопается или падает, группа возвращается к началу лабиринта и начинает путь заново.

Ведущий: Мы опять прекрасно справились, но оказалось, что волшебный лабиринт вывел нас прямо к топкому болоту, через которое нужно перебраться.

Упражнение “Болото”.

Оборудование: 36 листов бумаги формата АЗ или газетных страниц.

Инструкция: Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начинать заново.

Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали,–- это кочка, ведущий промолчит. Если – трясина, ведущий скажет: “Буль!”–-участника засасывает болото, и он возвращается на берег.

Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они – “кочки” (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую “кочку”. Он будет продвигаться вперед, пока не услышит “Буль!”. “Утонув”, он вернется на берег и уступит место следующему участнику.

На поле может находиться только один человек. Остальные – либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото.

Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег.

Ведущий. Большая часть пути пройдена, потрачено много сил. Мы с вами добрались до большой поляны, которая как нельзя лучше подходит для привала. Но время, которое мы с вами здесь проведем, не должно быть потрачено впустую (ведущий произвольно делит всех участников на 3 команды).

III этап. Работа в творческих группах,

Цели:

  1. Формирование у учащихся осознанного отношения к проблеме злоупотребления ПАВ,
  2. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Оборудование:

  1. ватман (1 на команду),
  2. клей,
  3. ножницы,
  4. цветная бумага,
  5. карандаши,
  6. краски.

Инструкция: участникам команд предлагается в течение 15-20 минут создать на бумаге с использованием предложенных средств эмблему волонтерской организации. После завершения работы команды представляют творческие отчеты.

Ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Судя по карте, нам осталось преодолеть последнее препятствие – перейти горный тоннель, который выведет нас к конечной цели путешествия – месту, где спрятан клад.

Упражнение "Волшебный тоннель" .

Оборудование: модуль "Тоннель".

Инструкция. Все участники должны по-одному перебраться через "горный тоннель ". У входа в тоннель каждый сообщает остальным участникам группы, какое личностное качество необходимое в жизни, он хотел бы приобрести.

Например: “Мне бы хотелось приобрести уверенность в своих силах”.

IV Этап. Завершение работы.

Цели:

  1. Сплочение группы,
  2. Развитие навыков,
  3. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Ведущий. Вот мы и добрались до конечной цели нашего путешествия. Оглянитесь вокруг. Видите воздушные шары, которые принес сюда волшебный ветер? Клад находится в них. Давайте посмотрим, что спрятано?

Участники прокалывают воздушные шары, в которых находятся отдельные маленькие листочки бумаги с разбитой на части надписью:

“Бесценнейшее / сокровище мира / сокрыто в душе / человека; /разгадавший загадку / своей души / становится / его обладателем”.

Ведущий. Клад – это дружба и взаимопонимание, клад – это вы сами. Клад – это то, что вы

приобрели за время путешествия. Давайте сядем в круг на волшебной поляне и поделимся друг

с другом впечатлениями о сегодняшней игре.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.