Цель. Оказать эффективную поддержку учащимся 5-х классов в период адаптации в среднем звене.
Задачи:
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Повышение учебной мотивации.
- Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
Участники: Учащиеся 5 класса.
Оборудование: Листы формата А-4, цветные карандаши, плакат «Чемодан качеств», релаксационная музыка «Звуки моря», сердечки на каждого ученика.
Ход занятия.
Все стоят в кругу.
Здравствуйте, мы рады снова встретиться с вами. Предлагаем сейчас поздороваться с соседом справа и сообщить о чем-то приятном (ученики по кругу выполняют это упражнение). Спасибо! По команде «Хлопок» сейчас меняются местами те, кто:
- пришел в школу в хорошем настроении;
- имеет много друзей;
- рад, что он ученик 5 класса;
- любит путешествовать.
(Дети меняются местами по команде психолога).
Хорошо! Так как многие из вас любят путешествовать, то давайте отправимся в круиз по морю. Предлагаем вам занять свои места.
(Звучит шум прибоя и дети проходят за парты)
Мы отправимся в круиз на корабле, который каждый построит сам. Возьмите карандаш любого цвета и на листе нарисуйте корпус корабля, где каждая линия обозначает дело, которое вы можете делать самостоятельно, без помощи взрослых.
(Дети рисуют на своих листах). Теперь приступим к оформлению корабля. Во-первых, нарисуем флаги. Их будет столько, сколько любимых дел в школе. Во-вторых, нарисуем столько иллюминаторов, сколько уроков вам нравится в 5 классе. В-третьих, нарисуем якорь. Их может быть несколько на вашем корабле, и обозначать они будут школьные дела, которые вам не хочется или не нравится делать.
(Обсудить, что произойдет с кораблем, если якорей будет слишком много. Подвести к выводу о том, что в школе есть дела, которые надо выполнять, даже если они не нравятся).
Якоря держат корабль на месте, а чтобы вы смогли отправиться в путешествие, давайте нарисуем топорик под названием «Должен». Им вы перерубаете якоря и говорите «Я не люблю это делать, но я должен, потому что…. » (каждый зачеркивает свои якоря, проговаривая фразу).
Звучит музыка «Звуки моря» в течение 5 минут.
А теперь, когда корабли готовы, пора отправляться в плаванье. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте 3 глубоких вдоха и представьте, как ветер стремительно несет наши корабли, наполняя паруса своими мощными выдохами. Вокруг синяя вода, пронзительной голубизны небо, и ласковое яркое солнце. (Дети, закрыв глаза, представляют море ).
Ребята откройте глаза, перед вами остров под названием «Начальная школа».
Здесь мы с вами вспомним, чему научились за годы учебы в начальных классах.
По цепочке закончите, пожалуйста, фразу: «Я научился…» (ответы детей). В конце 4 класса мы с вами собирали «Чемодан качеств», необходимых для дальнейшей учебы. Кто помнит, какие это качества? (Учащиеся высказывают свое мнение).
Молодцы, вы вспомнили обо всем, что помогает вам учиться и делает вашу школьную жизнь интересной и привлекательной. Отправляясь дальше, напишите на сердечках, который я вам сейчас раздам, пожелания своему первому учителю. (Ученики заполняют сердечки).
Звучит релаксоционная музыка «Звуки моря».
Отправляемся дальше в путь, закройте глаза и представьте: как ветер вновь стремительно несет наши корабли. Вокруг все такое солнечное и радостное. Стайка дельфинов приветствует нас и указывает нам на новый остров. Это остров «5 класс». Он вам немного знаком. Расскажите о своих первых впечатлениях. (Ответы детей, обсуждение).
Учителя, обучающие вас в 5 классе, приготовили небольшое испытание. Расшифруйте слова, обозначающие человеческие качества, необходимые в учебе и в жизни каждого класса:
б т ь л о з а о ю н л е ь т н (любознательность)
о с р а ь т а н т е л с т ь (старательность)
р д ж у а б (дружба)
Зашифрованные слова пишутся на доске по очереди, ученики расшифровывают у себя на листочках, а затем хором произносят их вслух.
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ваше знакомство с этим островом только начинается. «5 класс» очень интересный, незабываемый, сложный и увлекательный. Расскажите: чему бы вы хотели здесь научиться и о чем хотели бы узнать? (свое мнение высказывает каждый ученик).
У вас много новых предметов, напишите на своих листочках, какие из них больше всего вам понравились и почему. (Дети работают с листочками).
Ребята, наше путешествие подошло к концу, но ваше плавание по увлекательному морю Знаний будет длиться еще не один год, вы изучите много новых островов-классов, где будете пополнять свой багаж новыми качествами и знаниями.
В добрый путь!