Начальная школа
-
Система работы по формированию словаря у учащихся начальных классов школы VIII вида 2008
Развитие речи детей с нарушениями интеллекта - одна из важнейших задач, которая решается в специальной (коррекционной) школе в процессе обучения. Столь пристальное внимание к формированию словаря не случайно. Работая над исправлением речи, формируя словарь, развивая речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Предлагаемая мною схема будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать ее более эффективной.
-
Урок трудового обучения во 2-м классе. Оригами "Рыбки в аквариуме" 2008
На уроке трудового обучения во 2-м классе учащиеся знакомятся с историей оригами, учатся с помощью техники оригами делать оригинальные поделки.
-
Урок литературного чтения 2008
На уроке дети знакомятся с текстом "Домик - пенёк". Основное внимание уделяется речевой деятельности учащихся, обогащается словарный запас. Этот текст углубляет знание учеников о жизни животных, прививает любовь к природе.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного материала" 2008
Урок построен на обобщении и систематизации знаний учащихся о частях речи - местоимении, используются разные виды заданий по этой теме.
-
Открытый урок по русскому языку во 2-м классе "Обобщение знаний об имени существительном. Части речи" 2008
Урок во 2-м классе обобщает знания учащихся об имени существительном.
-
Урок русского языка во 2-м классе "Перенос слов с двойными согласными" 2008
Основной целью урока является совершенствование знаний учащихся о правилах переноса слов с двойными согласными. Вид урока - взаимное обучение. В данном уроке учтены дидактические ценности отдельных элементов урока и распределены в соответствии с динамикой работоспособности учащихся – смена видов и форм работы (индивидуальные, групповые, коллективные), логическая последовательность. Считаю главным на уроке - создание эмоционально-интеллектуального фона.
-
Безударные личные окончания глаголов, 4-й класс 2008
В начале урока использовалась аудиозапись (шум моря), что способствовало снятию напряжения у детей. Урок проводился в игровой форме. Это позволило активизировать познавательные способности школьников. Занятие построено на основе произведений А.С.Пушкина; развивает связную речь учащихся, обогащает их активный словарь, воспитывает любовь к родному языку. При построении урока учтены психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста: использовались иллюстрации, происходила частая смена деятельности.
-
Технология природосообразной педагогики — одно из направлений качественного обучения чтению и письму младших школьников 2008
Вопросы, вопросы, вопросы... Они возникают перед учителем с того момента, когда он отважился шагнуть в эту заманчивую и таинственную науку - педагогику. Они не оставляют его в покое ни на день, ни на час. Он пытается найти на них ответы, но вопросы возникают вновь, еще более сложные, чем прежде. И вновь поиски. А вопрос: "Как трудный процесс чтения сделать интересным и полезным?" - волновал и волнует всех учителей начальной школы. Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить читать? Что нужно сделать, чтобы дети полюбили книгу, научились красиво и грамотно писать? Попробовала я найти ответы с помощью природосообразной технологии Алексея Михайловича Кушнира, главного редактора журналов "Народное образование", "Школьные технологии", кандидата психологических наук.
-
Урок познания мира "Круговорот воды в природе". 4-й класс 2008
Урок познания мира по теме "Круговорот воды в природе" составлен по технологии критического мышления, согласно которой, урок имеет трехфазовое строение: I этап - Evocation - побуждение интереса, мотивирование к познанию; II этап - Realization - реализация, познание, добывание информации; III этап - Reflection - рефлексия, осмысление познанного.
-
Конспект урока грамоты в 1-м классе. "Буква У, у. Звуковой анализ слов "труба", "стул" 2008
Представленный урок разработан по УМК "Школа XXI века". Урок знакомит с написанием новой буквы; учит звуковому и сравнительному анализу слов; развивает фонематический слух; воспитывает культуру поведения на уроке.
-
Урок обучения грамоте в 1-м классе "Путешествие по лесу. Звуки [л], [л,], буква Л–л" 2008
Работа на уроке основана на личностно-ориентированном, деятельностном подходе и ситуациях "включения". Поэтому тема урока заявлена в интересной для детей формулировке, мотивирующей учеников к изучению фонетики. В ходе урока учтены особенности восприятия младших школьников, необходимость регулярной смены видов деятельности. Включены также парные и групповые виды работы, которые имеют большое воспитательное значение.
-
"Звёздное небо. Путешествие по Зодиаку". Урок окружающего мира для 2-го класса 2008
Представленный сценарий урока содержит необходимый материал для полноценного проведения урока по курсу "Окружающий мир" и ориентирован, прежде всего, на работу с учебным комплектом А.А.Плешакова. Материалы урока освещают следующие тематические вопросы: природа небесных тел, сравнительный размер звёзд, форма созвездий, истории созвездий, путешествие по Зодиаку, графические символы созвездий. Ввиду универсального характера материала и всестороннего освещения данной темы предлагаемый сценарий может быть заимствован полностью или использоваться частично учителями, работающими по программам А.А.Вахрушева, О.Т.Поглазовой, Н.Р.Виноградовой. Значительную часть разработки урока составляет дополнительный материал для учителя, который можно взять для подготовки внеклассных мероприятий.
-
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов" 2008
Урок основан на методике обучения русскому языку средствами субъективизации. Основным постулатом методики является сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности.
-
Использование орфографического словаря на уроках обучения грамоте 2008
После знакомства с согласными звуками и буквами, мы с ребятами в игровой форме познакомились с орфографическим словарём. Работа нас увлекла. И по возможности этот вид работы я стала включать в урок. Предлагаю один фрагмент урока обучения грамоте с использованием орфографического словаря.
-
Урок русского языка в 3-м классе "Род имён существительных" 2008
Представлен конспект урока русского языка в начальной школе. Урок посвящен теме "Родина".
-
Растения весной. Первоцветы. Окружающий мир 2008
На уроке дается представление об изменениях в жизни растений весной; говорится о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растений и растительного мира нашей Родины, нашего края. Учащиеся знакомятся с растениями, которые занесены в Красную книгу. На уроке используются разнообразные формы работы: отгадывание загадок, защита рефератов, составление деформированных слов, разгадывание кроссворда, слушание грамзаписи, чтение стихотворений.
-
Урок развития речи во 2-м классе 2008
Большое место в системе развивающего обучения Л.В. Занкова уделяется урокам развития речи. Я убедилась, как важно научить детей осознанно пользоваться словарями, самостоятельно искать нужную информацию в дополнительных справочниках. Считаю, данная работа расширяет кругозор ребенка, укрепляет у детей "вкус к языку", формирует опыт активного познания новых слов, развивает языковое чутье, интуицию, обогащает словарный запас.
-
В гостях у буквы "П" 2008
Занятие рассчитано на учащихся с задержкой психического развития, может быть использовано для детей с общим недоразвитием речи. Работа позволяет детям легко запоминать изучаемые буквы, пополняет словарный запас слов. Развивает мыслительную деятельность, и помогает детям в дальнейшем.
-
Конспект урока по математике в 1-м классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решение простых задач" (закрепление) 2008
Большое значение в организации работы с шестилетками, в предупреждении утомляемости, в формировании у детей некоторых сложных логических операций приобретает игра на уроках математики. Чем больше у ребенка желания участвовать в игре, тем с большим интересом он воспринимает изучаемый материал. Кроме этого, игра предполагает создание атмосферы коллективных отношений, нравственного переживания за товарища. Предлагаю конспект урока математики в 1-м классе с использованием игровых моментов.
-
Урок развития речи в 1-м классе "Составление вопроса и ответа" (2 часа) 2008
На спаренных уроках развития речи дети учатся строить предложения, сравнивать вопрос и ответ, находить их отличительные свойства, делать связные высказывания, составлять вопросы, давать на них полные ответы.
-
Викторина, посвященная творчеству А.Л. Барто "Мир, в котором живут дети" 2008
В течение месяца дети читали книги А.Барто, рисовали иллюстрации к полюбившимся стихам, в группах разыгрывали названия стихов и репетировали сценки из стихов, писали заметки и выпустили газету "Имя, знакомое всем". Викторина проходит как телеигра "Счастливый случай". Образуются две команды по пять человек в каждой.
-
Органы чувств, их значение и гигиена 2008
Урок проводится после изучения строения тела человека, что позволяет учителю опереться на имеющиеся знания ребят. Используются различные приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Кроме этого, разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, парная). Важное место на уроке занимает практическая работа.
-
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2008
В начальной школе большое внимание уделяется изучению литературных сказок, они способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивают интерес к чтению, литературный кругозор, общую культуру и т.д. Приемами развития творческого мышления учащихся при чтении литературных сказок являются: использование литературных игр, художественных экспериментов, драматизации, викторин, литературно-творческих заданий, других видов художественно-прикладной деятельности. Также на уроке внимание учителя должно быть сосредоточено на аналитической работе, ему необходимо обратить внимание учащихся на фольклорные традиции, учить детей видеть в литературных сказках "следы" народного творчества.
-
Обучение грамоте. Урок письма 2008
Урок является закрепляющим в системе уроков по теме "Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя". Задания располагаются по мере увеличения сложности выполнения. Дети сравнивают языковые единицы, находят общее и различное, делят на группы по различным признакам, образуют новые слова. Существует межпредметная связь с уроками чтения, проводится звуко-буквенный анализ слова и составление схем.
-
Открытый урок по русскому языку во 2-м классе. УМК "Перспективная начальная школа" 2008
На уроке русского языка дети учатся задавать вопросы к главным членам предложения.
-
Формирование культуры общения с окружающим миром в УМК "Перспективная начальная школа" 2008
Опрос ребят в моём классе показал, что на первом месте по переживаниям у них стоят конфликты с товарищами, происходящие часто из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание. На втором месте причиной детских переживаний являются конфликты с родителями, на третьем месте – с учителями. Овладение принципами культуры общения, конечно, не освобождает нас ни от проблемы выбора, ни от ошибок, но может помочь сделать выбор более осмысленным.
-
От слова печатного к сердцу ребенка 2008
Автор убеждён, что литературное чтение – любимый предмет в классе. Немалую роль в этом сыграла технология, идея которой была позаимствована у А.М. Кушнира ("Информационно-ценностный подход к чтению"). Усвоение прочитанного проверяется в ходе экспресс-опроса (теста). Ребятам нравится пение "с текста" на уроках литературного чтения. Оно способствует эмоциональному восприятию материала, более быстрому переходу на плавное и ускоренное чтение. Автором накоплен богатый песенный материал, собрана хорошая фонотека.
-
Решение комбинаторных задач с помощью "дерева возможностей", 2-й класс 2008
Урок математики учит детей решать задачи комбинаторики с помощью различных приемов систематического перебора вариантов, используя при этом "дерево возможностей", как один из инструментов систематического перебора, развивает вариативное мышление, речь, логику у детей. Урок построен в форме игры-путешествия по произведениям К.И. Чуковского, что позволяет осуществить межпредметную связь.
-
Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы 2008
В статье проанализирована ситуация с организацией СПД в начальной школе, вынесено предположение о возможности развития и формирования умений саморегуляции посредством работы с технологической картой. Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты. В технологическую карту мною заложена возможность работы с алгоритмами. В статье приводится разработка урока с использованием технологической карты. В приложении приводятся образцы опорных технологических карт.
-
Обозначение углов. Многоугольник, 1-й класс 2008
На данном уроке угол рассматривается как элемент многоугольника. Дети самостоятельно формулируют геометрическое понятие. Успешность урока обеспечивается необходимой наглядностью, атмосферой сотрудничества, игровыми ситуациями, в ходе которых решается учебная задача и происходит открытие детьми нового знания.