Человек рождается, растёт и очень быстро овладевает языком, Не зная его строения, очень рано вступает в общение с окружающими. Но потом, уже в школе, он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует. Как же научить детей лучше понимать друг друга, окружающих его людей? Проблема общения для детей не менее значима и драматична по своим последствиям, чем для взрослых. Одиночество дома, одиночество в классе приводит к нервному расстройству.
Опрос ребят в моём классе показал, что на первом месте по переживаниям у них стоят конфликты с товарищами, происходящие часто из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание. На втором месте причиной детских переживаний являются конфликты с родителями, на третьем месте — с учителями.
Овладение принципами культуры общения, конечно, не освобождает нас ни от проблемы выбора, ни от ошибок, но может помочь сделать выбор более осмысленным.
Культура общения - понятие многогранное. Это и вежливость (до XVI века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает приличия - условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям) и тактичность (умение понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место) и культура речи (умение владеть языком, речью, словом). Культура общения не бывает вне культуры поведения, и наоборот.
В УМК “Перспективная начальная школа” учебно-воспитательный процесс построен таким образом, что дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказываются также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их применению на практике.
Неправильно учить детей культуре общения и поведения в часы “от” и “до”. Время этому - всегда, место - везде. Мы, учителя начальных классов, я думаю, находимся немного в более выгодном положении, потому что целый день проводим в одном ученическом коллективе и можем работать над этими вопросами целенаправленно и систематически - каждый день. И не только на уроках, но и на переменах. Это даёт больше возможности наблюдать за детьми и корректировать их поведение.
Хочу немного познакомить вас с моими учениками. Я учу 27 детей. Из них 8 пришли к нам учиться во втором классе. Очень трудно было мне, моим ученикам, которые 1 сентября увидели так много новых лиц, и тем 8 детям, которым предстояло влиться в новый коллектив, Новеньким было сложнее всех потому, что они пришли в другой кабинет, к новому учителю, к незнакомым детям, а самое главное - им предстояло учиться по новым учебникам, ведь в 1 классе они учились по другой программе. Их родители долго не могли привыкнуть к учебникам. Помощи от них я не ждала. Мы каждый день учились учиться по-новому, учились дружить, учились прощать и понимать друг друга” Это очень трудная и кропотливая работа. Но у меня было и есть много помощников - это и Маша с Мишей, и любимая волшебница Анишит Йокоповна, и Асырк с Торком, и Михаил Потапович, и Летучая Мышь, которая всегда спешит на помощь.
Комплект учит моих учеников не бояться делать ошибки, ведь Маша и Миша тоже ошибаются, а Лнишит Йокоповпа помогает им во всём разобраться. Дети стали терпимее относиться к ошибкам одноклассников, спешат на помощь. В ГПД очень часто можно услышать вопрос: “Кому нужна помощь?” Я рада, что в 3 классе этот вопрос нередко задавали и слабые ученики. На мой взгляд, очень сплачивает детей работа в парах, Дети к 3 классу научились выслушивать друг друга, отстаивать свою точку зрения, доказывая фактами, а не перекрикивая соседа. Такой вид работы вселяет уверенность в слабых детей. Очень радует, когда ребёнок понимает, что поднять руку и ответить ему тоже по - силам.
Дети очень любят в курсе “Развитие речи” раздел “Азбука вежливости”, когда разыгрываются ситуации из жизни. Здесь поднимаются вопросы взаимоотношений мальчиков и девочек. Правила вежливости в школе, дома, на улице, этикет телефонного разговора, культура поведения в общественных местах, как правильно написать письмо. Используя полученные знания, дети с удовольствием пишут письма в клуб “Ключ и Заря”, “Мы и окружающий мир”. Когда им приходят ответы, они звонят мне домой, а на следующий день у нас в классе маленький праздник. Вы бы видели как были расстроены те, кто поленился написать письмо в клуб! 6 конце 3 класса письма написали все 27 человек!
На литературном чтении самые любимые уроки, когда посещаем “Музейный дом”. Анализируя картины, дети учатся быть не только внимательными, но и чуткими, учатся видеть радость и грусть, усталость, веселье, учатся сопереживать. У них развивается культура чувств, Ребёнок уже понимает, что такое хорошо, что такое плохо, что такое добро, что такое зло. Закладывает стойкость этих чувств.
Формирует культуру общения с окружающим миром курс “Наш мир”. Расскажу об этом подробнее. Важнейшая роль в развитии ребёнка в течении всех четырёх лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Дети сталкиваются с ситуациями, требующими бережного отношения к деревьям, цветам, насекомым. Ребята с удовольствием рассказывают, где можно встретить то или иное растение, чем они отличаются, чем нравятся, что напоминают. Но главное здесь то, что каждый цветок напоминает какое-то любимое место, с которым связаны наши воспоминания; место, где ты родился; место, с которым связаны первые детские впечатления и чувства. Это наша Родина. Пусть цветы растут; не рвите их, любуясь; берегите их красоту, пусть они украшают нашу Родину.
Вот мы и подвели детей к ознакомлению с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу, о которых дети готовят доклады. При работе над докладами многие использовали в начале года лишь свои знания и то, что подскажут родители. Потом, увидев с какими интересными сообщениями выступают дети, поработавшие с дополнительной литературой, стали относится к заданию более творчески. Следует обратить внимание и ещё на один момент: ребёнок сам не сможет написать интересный доклад и правильно его оформить, поэтому зовёт на помощь родителей, что очень важно при сегодняшнем дефиците общения в семье.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, её столице, о разных странах мира и нашей планете в целом. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины - России на планете Земля. В начале учебного года у нас была экскурсия по городу Дмитрову. Её провела бабушка моей ученицы, которая работает в туристическом агентстве. В конце года я попросила детей подготовить сообщения о любимых местах Дмитрова. Когда дети принесли доклады, мы разработали маршрут нашей экскурсии. И в этот раз ученики сами стали экскурсоводами, с удовольствием слушали друг друга. Ребята поняли, как трудно удерживать внимание слушателей, ведь мало написать сообщение; надо так рассказать, чтобы всем было интересно. Мы с грустью подходили к последнему пункту нашего маршрута - школе. Прощаясь, дети сказали, что им очень понравилось вести самим урок и жаль, что экскурсия уже подошла к концу. Но на этом данный опыт не закончился. Мои ученики могут почувствовать себя взрослыми на каждом заседании клуба. Если на первых заседаниях я сама выбирала председателя и распределяла материал докладчикам, то к концу 3 класса дети с нетерпением ждали этих уроков, заранее смотрели, когда будет заседание клуба, на какую тему, и сами выбирали докладчиков и председателя.
По наблюдениям школьного психолога у детей моего класса при поступлении в школу было выявлено сниженное настроение, ощущение подавленности, импульсивность, тревожность, недостаточно тесные эмоциональные связи в семье, т.е. у них недостаточно была развита социально-коммуникативная и личностная готовность к школе. Некоторые дети быстро вошли в детское общество, установили взаимоотношения с другими детьми. Но были дети которым тяжело было влиться в коллектив, учиться уступать другим, сопереживать, многие проблемы решались только с помощью драки. В конце 3 класса тесты выявили хорошие результаты. Сильно снизилась агрессивность, Дети учатся воспринимать других учащихся в их самоценности, соотносить свои интересы, желания с таковыми у других людей.
Я считаю, что логика комплекта позволяет более свободно получать новые знания, снимает комплексы, формирует мотив обучения, интерес к книге, рассказу, формирует исследовательские умения, формирует культуру человека в целом. Это помогает перевести конфликтные ситуации в плоскость конструктивного обсуждения с детьми волнующих их проблем, ведёт к изменению самочувствия ребят. У них развивается чувство восприятия товарища, как равноценного себе, приобретается умение вести диалог. И, конечно же, происходит перемена в общении с окружающим миром.