Цели.
- Познакомить с согласным звуком [ж], буквой ж.
- Познакомить с правописанием жи.
- Формировать навыки чтения.
- Прививать любовь к природе.
Оборудование.
- схемы-“человечки”;
- слоги;
- карточки со словами;
- карточки для теста;
- рисунки пенька, осы, ужа, муравьёв, жучков, мышки, ужа.
Деятельность учителя. Вопросы. | Деятельность учащегося. Предполагаемые ответы |
|||
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний учащихся. Тест. Звуки можно разделить: а) на гласные, б) на согласные, в) на гласные и согласные, г) на звонкие. Поются, воздух во рту не встречает преграды, образуют слог: а) мягкие звуки, б) гласные звуки, в) звонкие звуки, г) согласные звуки. Не поются, воздух во рту встречает преграду, не могут образовать слог: а) мягкие звуки, б) гласные звуки, в) звонкие звуки, г) согласные звуки. Ударение падает: а) только на гласный звук, б) только на согласный звук, в) может падать и на гласный и на согласный звук. - Работа со схемами – “человечками” Почему согласные взялись за руки? Какая пара лишняя? Какая пара у буквы с? Какая пара у буквы ш? 3. “Открытие” нового знания. Как жужжит шмель? Звук [ж] обозначается буквой ж. (Показ иллюстрации) Это буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: Ж – ж – ж – ж – ж – ж. (Расскажите это стихотворение, используя, “маленькие” слова ах, ох, ух). Звук [ж] - звонкий или глухой? (Работа по иллюстрации). Найдите слова, в которых звук [ж] твёрдый. Найдите слова, в которых звук [ж] мягкий. Какой вывод можно сделать? Гимнастика для губ, языка, глаз. - Чтение слогов и сочетаний. Аж, ож, уж,ёж. Жу, жа, жи, же. Прочитайте слова, состоящие из 1 слога. Жу –жу –жу – молоко дадим ежу. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. Жи – жи – жи – здесь живут ежи. Же – же- -же – дождь прошёл уже. - Чтение слов.
Как вы думаете, кто такие мураши? 1-й столбик. Что интересного заметили? Есть ли разница в словах недожарить и пережарить. 2-й столбик. Что здесь заметили? 3-й столбик. А здесь что за слова написаны? Какие звуки вы слышите? Какие буквы пропущены? Что нужно делать, чтобы правильно написать парную согласную? Физ пауза. (под музыку) 4. Работа с текстом “Домик – пенёк”. Что такое гараж, шалаш? Прочитайте заглавие к тексту. Сегодня на уроке знакомый нам мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий…. Я смотрю на иллюстрацию на кубике и удивляюсь…. Посмотрите – вы удивитесь! Чему можно удивиться? Интересно, чей это домик? (Иллюстрация пенька, на который прикрепляются “герои” произведения. ) 1-е предложение: Кто нам рассказывает эту интересную историю? 2-е предложение: Куда присел рассказчик? Как это замшелый? Давайте узнаем дальше, каким ещё был пенёк? 3-е предложение: Каким ещё был пенёк? 4-е предложение: Каким был рассказчик? Каким был домик – пенёк? Чем заняты насекомые у пня? 5-е предложение: Как называют муравьёв? Почему? 6-е предложение: Чем были заняты жуки? Какие они? 7-е предложение: Как это прошествовала семья ежей? Покажите. Почему они не идут, а шествуют? 8 -9-е предложения: Какой увидели мы мышку? Кого она боится? Где её норка? 10-е предложение: Кто это мог быть? 11-е предложение: Кого испугался автор? Почему? Какой он? 12-е предложение: Как это монотонно? 13-е предложение: Что заметили? О чём мог задуматься? Как автор назвал этот домик по-другому? Вопросы после чтения: Для кого пенёк стал домиком? Чему радуется рассказчик, когда наблюдал за жизнью в пеньке – теремке? Какие пословицы подходят к этому произведению: Новых друзей наживай, А старых не теряй. Семеро одного не ждут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Мир строит, а война разрушает. Итог урока: Чему мы можем научиться у насекомых, у животных. Спасибо за урок. Дома нарисуйте пенёк. А кто ещё мог находиться у пенька? Дорисуйте его. |
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? в) на гласные и согласные б) гласные звуки г) согласные звуки а) только на гласный звук Взаимопроверка Буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки. Пара С-Ш. Оба согласные звуки – глухие. Буква з. Буква ж. Ж –ж –ж. Звук [ж] - звонкий. Жук, журнал. Таких слов нет. Звук [ж] - всегда твёрдый.
Уж, ёж. Чтение шёпотом. Чтение с усилением голоса. Мураши – мелкие муравьи. Это родственные слова. У них корень жар, который имеет одинаковое значение в этих словах. (Корень выделяют) Есть. Пережарить – когда продукт “горелый”, а недожарить – кода он “сырой”. Мы уже знали правило ши пиши с буквой и, а здесь ещё и жи с буквой и. (Выделяют буквы и). Слышим звук [ш]. Гараж пропущена буква ж, так как проверочное слово гаражи. Шалаш пропущена буква ш, так как проверочное слово шалаши. Слово поставить во мн. числе или употребить его в уменьшительно-ласкательном значении. Гараж – помещение для стоянки, ремонта машин. Шалаш - постройка из палок, сверху ветки, трава, солома. Предположение детей. Автор, рассказчик. На пенёк. Заросший мхом. Мёртвым, трухлявым – рассыпающийся от гнили. Внимательным, наблюдательным. Гостеприимным. Копошились – медленно шевелились. Мураши, так как они мелкие. Бегали по своим делам. Они усатые рыжие. Идти важно, торжественно. Испуганной. Её норка под корнями. Ужика с жёлтыми пятнами. От неожиданности, т. к ужик решил отдохнуть. Однообразно. Пенёк – теремок. Дружбе между животными, взаимопониманию в мире природы. Новых друзей наживай, А старых не теряй. Мир строит, а война разрушает. |