Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить с согласным звуком [ж], буквой ж.
  2. Познакомить с правописанием жи.
  3. Формировать навыки чтения.
  4. Прививать любовь к природе.

Оборудование.

  • схемы-“человечки”;
  • слоги;
  • карточки со словами;
  • карточки для теста;
  • рисунки пенька, осы, ужа, муравьёв, жучков, мышки, ужа.
Деятельность учителя. Вопросы. Деятельность учащегося.

Предполагаемые ответы

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Тест.

Звуки можно разделить:

а) на гласные,

б) на согласные,

в) на гласные и согласные,

г) на звонкие.

Поются, воздух во рту не встречает преграды, образуют слог:

а) мягкие звуки,

б) гласные звуки,

в) звонкие звуки,

г) согласные звуки.

Не поются, воздух во рту встречает преграду, не могут образовать слог:

а) мягкие звуки,

б) гласные звуки,

в) звонкие звуки,

г) согласные звуки.

Ударение падает:

а) только на гласный звук,

б) только на согласный звук,

в) может падать и на гласный и на согласный звук.

- Работа со схемами – “человечками”

Почему согласные взялись за руки?

Какая пара лишняя?

Какая пара у буквы с?

Какая пара у буквы ш?

3. “Открытие” нового знания.

Как жужжит шмель?

Звук [ж] обозначается буквой ж. (Показ иллюстрации)

Это буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж – ж.

(Расскажите это стихотворение, используя, “маленькие” слова ах, ох, ух).

Звук [ж] - звонкий или глухой?

(Работа по иллюстрации).

Найдите слова, в которых звук [ж] твёрдый.

Найдите слова, в которых звук [ж] мягкий.

Какой вывод можно сделать?

Гимнастика для губ, языка, глаз.

- Чтение слогов и сочетаний.

Аж, ож, уж,ёж.

Жу, жа, жи, же.

Прочитайте слова, состоящие из 1 слога.

Жу –жу –жу – молоко дадим ежу.

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.

Жи – жи – жи – здесь живут ежи.

Же – же- -же – дождь прошёл уже.

- Чтение слов.

жар

жарить

недожарить

пережарить

шипит

мураши

рыжие

ёжик

гара…

шала…

Как вы думаете, кто такие мураши?

1-й столбик. Что интересного заметили?

Есть ли разница в словах недожарить и пережарить.

2-й столбик. Что здесь заметили?

3-й столбик. А здесь что за слова написаны? Какие звуки вы слышите? Какие буквы пропущены?

Что нужно делать, чтобы правильно написать парную согласную?

Физ пауза. (под музыку)

4. Работа с текстом “Домик – пенёк”.

Что такое гараж, шалаш?

Прочитайте заглавие к тексту. Сегодня на уроке знакомый нам мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий…. Я смотрю на иллюстрацию на кубике и удивляюсь…. Посмотрите – вы удивитесь! Чему можно удивиться? Интересно, чей это домик?

(Иллюстрация пенька, на который прикрепляются “герои” произведения. )

1-е предложение:

Кто нам рассказывает эту интересную историю?

2-е предложение:

Куда присел рассказчик?

Как это замшелый?

Давайте узнаем дальше, каким ещё был пенёк?

3-е предложение:

Каким ещё был пенёк?

4-е предложение:

Каким был рассказчик?

Каким был домик – пенёк?

Чем заняты насекомые у пня?

5-е предложение: Как называют муравьёв? Почему?

6-е предложение:

Чем были заняты жуки? Какие они?

7-е предложение:

Как это прошествовала семья ежей? Покажите. Почему они не идут, а шествуют?

8 -9-е предложения:

Какой увидели мы мышку? Кого она боится? Где её норка?

10-е предложение:

Кто это мог быть?

11-е предложение:

Кого испугался автор? Почему? Какой он?

12-е предложение:

Как это монотонно?

13-е предложение:

Что заметили? О чём мог задуматься? Как автор назвал этот домик по-другому?

Вопросы после чтения:

Для кого пенёк стал домиком?

Чему радуется рассказчик, когда наблюдал за жизнью в пеньке – теремке?

Какие пословицы подходят к этому произведению:

Новых друзей наживай,

А старых не теряй.

Семеро одного не ждут.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Мир строит, а война разрушает.

Итог урока:

Чему мы можем научиться у насекомых, у животных.

Спасибо за урок.

Дома нарисуйте пенёк. А кто ещё мог находиться у пенька? Дорисуйте его.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

в) на гласные и согласные

б) гласные звуки

г) согласные звуки

а) только на гласный звук

Взаимопроверка

Буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки.

Пара С-Ш. Оба согласные звуки – глухие.

Буква з.

Буква ж.

Ж –ж –ж.

Звук [ж] - звонкий.

Жук, журнал.

Таких слов нет.

Звук [ж] - всегда твёрдый.

 

 

Уж, ёж.

Чтение шёпотом.

Чтение с усилением голоса.

Мураши – мелкие муравьи.

Это родственные слова. У них корень жар, который имеет одинаковое значение в этих словах. (Корень выделяют)

Есть. Пережарить – когда продукт “горелый”, а недожарить – кода он “сырой”.

Мы уже знали правило ши пиши с буквой и, а здесь ещё и жи с буквой и. (Выделяют буквы и).

Слышим звук [ш]. Гараж пропущена буква ж, так как проверочное слово гаражи. Шалаш пропущена буква ш, так как проверочное слово шалаши.

Слово поставить во мн. числе или употребить его в уменьшительно-ласкательном значении.

Гараж – помещение для стоянки, ремонта машин.

Шалаш - постройка из палок, сверху ветки, трава, солома.

Предположение детей.

Автор, рассказчик.

На пенёк.

Заросший мхом.

Мёртвым, трухлявым – рассыпающийся от гнили.

Внимательным, наблюдательным.

Гостеприимным.

Копошились – медленно шевелились.

Мураши, так как они мелкие.

Бегали по своим делам. Они усатые рыжие.

Идти важно, торжественно.

Испуганной. Её норка под корнями.

Ужика с жёлтыми пятнами. От неожиданности, т. к ужик решил отдохнуть.

Однообразно.

Пенёк – теремок.

Дружбе между животными, взаимопониманию в мире природы.

Новых друзей наживай,

А старых не теряй.

Мир строит, а война разрушает.