Цель: продолжать учить строить предложения, сравнивать вопрос и ответ, находить их отличительные свойства; формировать умение делать связные высказывания, составлять вопросы, давать на них полные ответы; развивать устную речь, коммуникативные умения, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать уважительное, внимательное отношение к окружающим.
Ход урока
I. Речевая разминка.
- С чего начинается каждый наш урок развития речи? (со скороговорки)
Сегодня мы будем делать речевую разминку таким же способом, как работали со скороговоркой, но проговаривать будем стихотворение:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Как вы думаете, почему некоторые слова написаны другим цветом?
- Зачем я так написала?
- Почему именно эти слова были выделены?
- Прочитайте только выделенные слова. Что получается? Как вы их понимаете?
II. Составление предложений.
1. Беседа
- В предложении слова могут стоять в любом месте? (нет, предложения строятся по определённым законам)
- Какое слово мы должны искать сначала? (главное слово, которое называет, того о ком или о чём говорится в предложении)
- К каким словам мы ставим вопрос что?, а к каким - вопрос кто?
- Какое слово мы ищем далее? (слово, которое называет действие, которое совершает главное слово)
- На каком месте в предложении могут стоять слова, обозначающие место и время действия?
Надо помнить, что предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место, все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу, предложение должно выражать законченную мысль.
2. Составление предложения из отдельных слов:
искала, мышиные, на, норки, лисица, полях
в, стриж, гнездо, сел, влетел
3. Составление схемы построения предложения
Схема построения предложения.
4. Самостоятельная работа: составить предложение.
в, медведь, сладко, берлоге, спит
Вывод:
- предложение строится по определённым законам, каждое слово в предложении имеет своё место,
- все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу,
- предложение должно выражать законченную мысль.
III. Физкультминутка
5. Продолжение работы над составлением предложений.
- Сейчас мы попробуем составить предложения, которые содержат глубокий смысл и заставляют нас задуматься о своём поведении, учат нас, как надо вести себя с окружающими людьми. В них не всегда есть главное слово.
добром, платят, добро, за (За добро платят добром)
пожалей ,тебя, ты, пожалеют, и (Ты пожалей – и тебя пожалеют).
человек, по, всякий, дел, познаётся (Всякий человек по делу познаётся)
(После составления каждого предложения проводится работа над содержанием).
Вывод:
- Чему учат нас эти пословицы? Как надо вести себя с окружающими людьми?
IV. Изучение нового материала.
1. Объявление темы и задач.
- Сегодня мы с вами будем учиться строить предложение-ответ на вопрос.
- Какой может быть ответ на вопрос? (полный или краткий)
- Каким из них вы чаще пользуетесь?
- Сегодня мы будем учиться давать полный ответ на вопрос.
2. Сравнение вопроса и ответа.
- Сначала нам необходимо выяснить, чем похожи и чем отличаются вопрос и ответ? Прочитайте вопрос и ответ на него.
Что нарисовал Миша?
Миша нарисовал берёзу.
Вывод: в ответе повторяются слова вопроса; начало ответа строится из последних слов вопроса.
3. Наблюдение за порядком слов в вопросе и ответе.
- Прочитайте вопросы. Что вы заметили? (В начале стоит слово, которое содержит сам вопрос)
Где зимует белка?
На что похоже её гнездо?
Как оно называется?
- Где стоят слова-вопросы?
- Какие ещё слова-вопросы вы знаете?
- Найдите правильный ответ на каждый вопрос.
Оно называется гайно.
Белка зимует в гнезде.
Гнездо белки похоже на шар.
- Где стоят слова-ответы?
- Есть ли в них слова из вопроса?
- Как построен ответ?
Вывод: слово-вопрос стоит в начале предложения, а слово-ответ – в конце; при составлении ответа используются слова вопроса.
V. Физкультминутка.
Игра “Пожалуйста”. Правила: учащиеся выполняют приказ учителя только тогда, когда он сказал волшебное слово “пожалуйста”.
VI. Работа над составлением вопроса и ответа.
1. Беседа о диалоге.
- Когда чаще всего человек задает вопросы? (во время разговора с другими людьми).
- Когда вы читали азбуку, то знакомились со словом, которое обозначает разговор двух и более человек. (диалог)
- Как называются слова каждого из участников диалога? (реплики)
- Реплики надо читать по очереди.
Чтение шуточного диалога учащимися в парах (на карточках). Учитель напоминает о соблюдении интонации вопроса и ответа при чтении.
1.
- Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
- Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу.
2.
Ира просит:
- Ёжик, ёж, ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под ёлки:
- Ниток нет – одни иголки.
3.
- Воробей, чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь?
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
4.
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю малыш.
2. Составление ответа на вопрос.
- Коллективная работа:
Что наступает после зимы?
Как зовут друга Чебурашки?
Что любит кушать Вини Пух?
3. Работа с дидактическим материалом
ПРОЧТИ, СПРОСИ, ОТВЕТЬ.
Жора нашёл под пнём норку ежа. Там лежали пять ежат. Они ждали маму. Жора только погладил ежат и ушёл. Ежихе это не понравилось, и она увела ежат. Когда Жора опять прибежал к старому пню, там ежат уже не было. |
Кто…? Чью …? Кто …? Что делали …? Кого …? Кто …? Кого…? Что сделал …? Кому …? Кого …? Кто …? Кого …? Когда …? |
У Вити много книжек. Они лежат на этажерке. Витя бережёт книжки. Иногда он даже меняет на них пожелтевшие обложки. |
У кого …? Чего …? Где …? Кто …? Что …? Что …? |
У Жени плюшевый медвежонок. Женя никогда не обижает его. |
У кого …? Что есть …? Кто …? Как относится …? |
4.Самостоятельная работа в парах:
Письменно задать вопрос соседу по парте, и ответить на вопрос соседа.
V. Итог урока.
- Чему мы научились сегодня?
- Как надо строить предложение?
- Как правильно дать полный ответ на вопрос?