Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-путешествие.
Основной вопрос урока: Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?
Проблемные вопросы урока:
- Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?
- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
- Что такое Зодиак?
Дидактические цели урока: Формировать мышление, воображение, умение видеть проблему и находить пути её решения.
Методические задачи урока:
- Расширить представление учеников о звёздном небе, о созвездиях в частности.
- Научить приёмам работы с атласом – определителем “От земли до неба”.
Темы самостоятельного исследования:
- Природа небесных тел.
- Сравнительный размер звёзд.
- Форма созвездий.
- Истории созвездий.
- Путешествие по Зодиаку.
- Графические символы созвездий.
Необходимый дидактический и организационный материал:
Для фронтальной работы: СD проигрыватель, СD диски, проектор, экран для демонстрации слайдов, табло- “копилка” для демонстрации итогов выполнения заданий, нарезанные макеты звёздочек для награждения.
Для индивидуальной работы: учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 2 класс, атлас – определитель “От земли до неба”, образцы 6 заданий урока для самостоятельного исследования, таблички с названиями команд.
Планируемый результат:
- Развитие интереса к изучению звёздного неба.
- Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.
- Самостоятельное составление “Карты – путешествия по Зодиаку”.
Ход урока
I. Формулирование обучающимися темы и цели урока.
Все учащиеся сидят за 4 столами, образуя 4 рабочие группы – “небесные обсерватории” с названиями “Альдебаран”, “Регул”, “Солнце”, “Сириус”.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Звучит музыка, и одновременно с музыкой на экране проектора появляются слайды с изображением звёздного неба, созвездий, небесных тел.
Учитель: Ребята, какую тему урока Вам навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки?
Ученики: ………………. (предлагают свои варианты).
Учитель: Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звёзд – всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в XXI веке, зрелище звёздного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звёзд. А вот знаете ли вы природу звёзд, сейчас я проверю.
II. Подготовительная работа. Повторение изученного 1 классе.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №1.
ЗАДАНИЕ №1 “Природа небесных тел”
Учитель: Предлагаю Вам, ребята, выполнить задание №1. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. Нужно стрелкой соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Из каждой группы выходят по 1 представителю и демонстрируют выполненное задание.
Учитель: Ребята, вы, верно определили природу солнца. Солнце – это звезда. А скажите мне, как вы понимаете, что такое звёзды?
Ученики: Звезды – это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца (знания программы 1 класса).
Учитель: И вот настало время поговорить о названиях ваших групп. Что обозначают эти названия “Альдебаран”, “Регул”, “Солнце”, “Сириус”?
Ученики: Это названия звёзд (знания программы 1 класса).
Учитель: Верно. И вот путешествуя по звёздному небу, мы проведём соревнования звёзд 2 “А” класса.
Учитель подводит итоги выполнения задания №1 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.
Учитель: Ребята, вы сказали, что многие звёзды гораздо больше Солнца. Сейчас я проверю, как вы помните из программы 1 класса размеры звёзд.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №2.
Учитель: И вот задание №2. Ребята, на слайде вы видите изображения 4 звёзд и их названия. Вам необходимо узнать их по цвету и размеру, а затем расположить в порядке возрастания их сравнительного размера. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.
ЗАДАНИЕ №2 “Природа небесных тел”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.
Учитель подводит итоги выполнения задания №2 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.
Учитель: Верно, ребята. Звёзды отличаются размерами. Бывают звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики. А вот Солнце – самая маленькая из представленных звёзд. Так почему же тогда Солнце светит нам днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками?
Ученики: Солнце – это ближайшая к Земле звезда (знания программы 1 класса).
Учитель: Верно. Солнце не просто светит днём, оно и создаёт день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда солнца на небе нет, они становятся видны. А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд?
Ученики: ………………. (предлагают свои варианты).
Учитель: Да, обитательницы безграничного космоса – звёзды – давным – давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу. А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?
Ученики: Учёные-астрономы.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии известных людей, сделавший большой вклад в развитии астрономии: Аристотель, Клавдий Птолемей, Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Учитель: Астрономия – это очень серьёзная трудная, но и самая удивительная из всех наук. И только в 11-ом классе вы частично будете знакомиться с основами науки астрономии. Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо?
Ученики: Телескоп.
Учитель открывает следующий слайд на экране, где демонстрируются различные виды телескопов.
Учитель: Телескоп появился в 1609 году, почти 400 лет назад и назывался он прибор – дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в ясную безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. Можно при нормальном зрении увидеть около 6000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала Ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо?
Ученики: Я видел (видела) ……………… (предлагают свои варианты).
III. Физминутка №1.
IV. Изучение нового материала. 1 часть – “Понятие о созвездиях”.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде фотографии созвездий.
Учитель: Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек-звёзд, астрономы назвали созвездиями. Одни созвездия напоминали им изображения любимых героев, другие – фигуры животных и предметы. Теперь учёные делят всё звёздное небо на участки. Эти участки они называют созвездиями.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №3.
Учитель: Итак, задание №3 для команд. Воображаемое звёздное небо поделили на 4 участка – созвездия, каждое из которых состоит из нескольких точек. С помощью атласа-определителя “От земли до неба”, находящегося в рабочей тетради по окружающему мира на стр.38, нужно соединить звезды линиями, чтобы получились знакомые вам созвездия: Большая Медведица, Лебедь, Орион, Кассиопея. На столах у каждой группы есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты.
ЗАДАНИЕ №3 “Форма созвездий”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания, сверяют свою работу с образцом и демонстрируют учителю.
Учитель подводит итоги выполнения задания №3 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильный ответ.
Учитель: Сейчас мы на воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые мы можем наблюдать в своей части света. На самом деле созвездий очень много – 88 и каждое имеет своё название. История названия созвездий очень интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования рассмотренных созвездий.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №4.
Учитель: Итак, задание №4 для наших небесных обсерваторий. На столе у каждой команды находится листочек с информацией об одном их созвездий. Вы должны внимательно прочитать предложенный текст, а затем ответить на вопросы. Каждый правильный ответ добавит в вашу звёздную копилку новую победу и дополнительную звёздочку. На работу 3 минуты.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №4 “Истории созвездий”
Информация для команды №1 о созвездие “Большая Медведица”
7 ярких звёзд, расположенных в виде ковша, образуют созвездие Большая Медведица. Одна из семи звёзд называется Мицар, рядом с ней едва заметна звезда Алькор. По этим звёздам проверяют зрение, их обычно видно невооружённым глазом отдельно. У киргизов раньше это созвездие называли “Конь на привязи”, а у египтян “Гиппопотам”
Информация для команды №2 о созвездие “Кассиопея”. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за “ножки” букву “М”. Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.
Информация для команды №3 о созвездие “Лебедь”
Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает силуэт прекрасной птицы с широко раскинутыми крыльями, летящую вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на небе, имеющей название Денеб.
Информация для команды №4 о созвездие “Орион”
Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! По форме похоже на бант. Посредине цепочка из трёх звёзд, расположенных по прямой линии. А названо по имени охотника древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют – Пояс Ориона.
Учитель: Ребята, сейчас каждая команда изучила свои созвездия, а теперь нужно правильно ответить на мои два вопросы, получив звёздочку в копилку побед команды.
Вопросы, составленные по материалам задания №4.
Для команды №1 “Альдебаран” о созвездие “Большая Медведица”
1. Как созвездие “Большая Медведица” раньше называли киргизы и египтяне?
2. Сколько звёзд в созвездие “Большая Медведица” и на что похож образ созвездия?
Для команды №2 “Регул” о созвездие “Кассиопея”
1. В какое время года можно на небе увидеть созвездие “Кассиопею”?
2. По имени кого получило своё название созвездие?
Для команды №3 “Солнце” о созвездие “Лебедь”
1. Где находится самая яркая звезда в созвездие и как она называется?
2. Куда летит силуэт прекрасной птицы, составляющей созвездие?
Для команды №4 “Сириус” о созвездие “Орион”
1. В честь кого названо созвездие?
2. Сколько звёзд составляет пояс охотника?
Учитель подводит итоги выполнения задания №4 и вешает звёздочки в копилки командам, давшим правильные ответы.
Учитель: Знание созвездий – азбука астрономии. Она необходима и любителю – астроному, и астроному – учёному. Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики. Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?
Ученики: …………..(предлагают свои варианты).
Учитель: Верно. Это созвездия Зодиака. Буквальный перевод слова “зодиак” означает “круг животных”. И действительно почти все зодиакальные созвездия носят названия животных. А кто знает, сколько всего созвездий включает созвездия зодиака?
Ученики: …………..(предлагают свои варианты).
Учитель: Созвездия Зодиака одни из самых древних. Их изображения археологи находят на многих памятниках, нередко вместе с изображением Солнца, Луны и планет. Пояс зодиака разбит на 12 созвездий, а число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, в индии колёса изготавливали их 12 спиц, герои и полубоги совершали по преданиям 12 подвигов. Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года “гостит” у каждого созвездия примерно один месяц.
V. Физминутка №2.
VI. Изучение нового материала. 2 часть – “Путешествие по Зодиаку”.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №5.
Учитель: И вот мы подошли к заданию №5. Зодиак – это пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется солнышко. Каждая команда, двигаясь за солнышком, должна составить “Карту путешествия” по зодиаку, начиная, с созвездия Овен. Для выполнения задания использовать материал учебника на стр.33 или слайд на экране. Макет карты и фигурки, изображающие созвездия, у всех находятся на столе. Изображение знака зодиака нужно приклеить на соответствующее ему место в поясе созвездий зодиака. Правильно выполненное задание добавит в вашу звёздную копилку новую звёздочку. На работу 4 минуты. Приступаем.
МАКЕТ “КАРТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗОДИАКУ” ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №5 “Путешествие по Зодиаку”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания. Свои “Карты путешествия по зодиаку” ребята вывешивают для демонстрации на доску.
Учитель подводит итоги выполнения задания №5 и вешает звёздочки в копилки командам, верно составившим “Карты путешествия по зодиаку”.
Учитель: Учёные астрономы в звёздных атласах, каталогах звёзд, на звёздных картах изображают знаки зодиака не в виде рисованных образов, а с помощью графического символа.
Учитель открывает следующий слайд на экране. На слайде предлагается задание №6.
Учитель: Задание №6 проверит не знания темы, а вашу интуицию и воображение, ведь изучать звёздное небо могут люди, обладающие не только глубокими знаниями, но и имеющие хорошую интуицию и богатое воображение. Каждая команда должна выполнить следующее задание. Нужно стрелкой соединить название созвездия и соответствующий ему графический символ. Правильно выполненное задание добавит в вашу звёздную копилку звёздочку. На работу 3 минуты. Приступаем.
ЗАДАНИЕ №6 “Графические символы созвездий”
Учитель после отведённого времени осуществляет проверку, открывает следующий слайд на экране, на котором ребята видят вариант правильно выполненного задания.
Учитель подводит итоги выполнения задания №6 и вешает звёздочки в копилки командам, верно выполнившим задание №6.
VII. Подведение итогов урока. Подведение итогов соревнования команд.
Вопросы, составленные учителем для подведения итогов урока:
- Как вы считаете, мы смогли ответить на вопрос: “Как солнышко в течение года совершает путешествие по Зодиаку?”
- Почему Солнце светит нам днём, а звёзды ночью?
- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
- Что такое Зодиак?
- Что удалось на уроке?
- Что не получилось, над чем нужно поработать?
VIII. Домашнее задание: определить по дате рождения знак зодиака всех членов своей семьи, друзей.