Цели: Дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растений и растительного мира нашей Родины, нашего края.
Знать: какие растения занесены в красную книгу.
Уметь: правильно вести себя в природе.
Оборудование: Пьеса П.И.Чайковского “Подснежник” (из цикла “Времена года”); книги о растениях, набор открыток из “Красной книги”, плакат с эпиграфом, пословицы, кроссворд, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, улыбнулись, подарили свои улыбки гостям. Учитель читает стихотворение:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Всё ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
II. Актуализация знаний.
Беседа по вопросам:
- Какие признаки в неживой природе вы наблюдали? Как изменился снег с приходом весны? Какие осадки сейчас выпадают? Чем отличается ледоход от половодья? Какие художественные произведения рассказали нам о половодье?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений - цветов, о необходимости их охранять и беречь.
В помощь возьмите с собой внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
1. Объяснение нового материала.
Беседа:
- Этот урок я хотела бы начать со стихотворения.
С чего это всюду
Такое веселье.
Такое -
С зари до зари
Торжество?
И только всего,
Что так прежде красна
Пришла, прилетела, вернулась... весна!
- Весна замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Прослушав отрывки из стихотворений, отгадайте о каких весенних месяцах говорится, соотнесите их с иллюстрациями, которые расположены на доске.
Яростно река ревет
И разламывает лед
В домик мой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся. (март)
Дует теплый нежный ветер,
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это? (май)
2. Отгадывание загадок.
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. А кто они, вы узнаете, прослушав загадки.
Первый вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (одуванчик)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (ландыш)
- Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка, ландыш, одуванчик.( показ растений).
3. Разговор о весенних цветах:
- Сегодня мы поговорим о первых цветах - первоцветах. Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом
первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.
Слушание сказки.
- А сейчас прослушайте сказку (грамзапись) и скажите, о каком цветке идет речь.
Жила-была Старуха Зима. Она не хотела отдать посох красавице Весне. В лесу было темно. Везде лежал снег.
Но вдруг выглянуло Солнышко. Его ласковые лучи согрели холодную землю. И вот около дерева появилась луночка. И из этой луночки появился очень хрупкий, но нежный цветок. Но не смотря на то, что Старуха Зима продолжала проказничать, этот первый весенний цветок выжил.
4. Беседа.
- О каком цветке шла речь? Действительно это первый весенний цветок, который открывает дорогу Весне. Его правильное название - пролесса сибирская. Несмотря на название, в Сибири этот цветок не растет. Ученый Карл Линней, давая ей название ошибся. Тонкий, хрупкий цветок способен пробивать небольшой слой снега и прорасти еще в конце зимы. Еще этот цветок называют символом надежды.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок ... (А.Майков)
Физкультминутка “Просыпается цветок”.
5. Доклады детей о раннецветущих растениях.
- Одуванчик
- Мать-и-мачеха
- Медуница
- Торопливая хохлатка
- Ветреница дубравная и лесная
- Первоцвет
6. Игра “Составь слово”. Какое слово лишнее и почему?
7. Сообщение о первоцветах, занесенных в “Красную книгу”.
- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
Ведь недаром говориться:
“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”
Показ открыток: цветы, занесенные в “Красную книгу” и краткая характеристика каждого растения.
Ландыш майский, ветреница лесная, ветреница дубравная, первоцвет лекарственный, хохлатки, печеночница, горицвет весенний, любка двулистная, подснежник белый.
Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”
8. Чтение стихотворений детьми.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны
И не будет красоты.Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.
Я должен над цветами наклониться. Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
9. Отгадывание кроссворда.
- Цветок, получивший в народе название “золотые ключики”.
- Цветок, дарящий мед.
- Цветок, в жизни которого три страницы.
- На зеленом шнурочке - белые звоночки.
- Цветок, который всегда спешит.
- Цветок, символ надежды.
10. Чтение детьми стихотворений о раннецветущих растениях:
ландыш, одуванчик, подснежник.
11. Знакомство с выставкой книг: Плешаков “Зеленые страницы”, журналом “Юный натуралист”, “Времена года”, “Наша Родина”.
12. Итог урока. Выставление оценок.
13. Рефлексия.
На доске круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое поле. У каждого ребенка по 4 сердечка.
- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;
- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите его на желтую часть круга;
- если на уроке вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;
- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.
Спасибо за урок!