Обозначение углов. Многоугольник, 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • научить чертить, обозначать и называть углы, записывать название углов при помощи знака “? ” и букв;
  • развивать математическую речь учащихся, умение устанавливать закономерности;
  • совершенствовать навык использования чертежного инструмента - линейки, умение измерять и чертить отрезок заданной длины;
  • воспитывать интерес к изучению математики.

Оборудование: аппликации из геометрических фигур, таблицы.

Ход урока

1. Актуализация знаний. - Посмотрите на аппликации и скажите, из каких геометрических фигур сделаны человечки? (Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник.)

- На какие группы можно разделить данные фигуры? (Фигуры с углами и фигуры без углов.)

- Назовите геометрические фигуры “без углов”, т.е. фигуры, ограниченные кривыми замкнутыми линиями. (Овал и круг.)

Назовите фигуры из группы тех, что “с углами”. (Квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник.)

Как по-другому можно назвать квадрат и прямоугольник? (Четырехугольники.)

Как назвать одним термином геометрические фигуры “с углами”? (Многоугольники.)

Назовите виды многоугольников. (Четырехугольник, треугольник, пятиугольник, шестиугольник.)

От чего зависит название многоугольника? (От количества углов в нем.)

- Итак, угол - это элемент многоугольника, но все-таки нужно уточнить, какая фигура называется многоугольником. Являются ли многоугольниками фигуры, изображающие шляпы человечков?

2. Выравнивание знаний.

Незнайка приготовил задание, какие линии он начертил.' назовите их по именам. (Прямая а, отрезок АВ, луч ОМ.)

Какая линия называется прямой, отрезком, лучом? (Прямая -это линия, не имеющая начала и конца, которую нужно чертить по линейке. Отрезок-это часть прямой, которая имеет начало и конец. Луч-это часть прямой, которая имеет начало.)

Как по-другому можно прочитать имя данного отрезка? (Отрезок ВА, имя отрезка можно читать слева направо и справа налево.)

А можно ли по-другому прочитать название данного луча? (Нельзя, называем первую букву, которая обозначает начало луча.)

Что общего между прямой, лучом, отрезком? (Луч и отрезок являются частью прямой.)

Чем они различаются? (Отрезок можно измерить, а прямую и луч измерить нельзя, они бесконечны.)

Чем отличаются прямая и луч? (Прямую можно продолжить в двух направлениях, а луч - только в одном. Ведь с другой стороны он ограничен точкой. Это начало луча.)

3. Построение углов.

Какие фигуры: прямую, луч или отрезок - нужно выбрать для построения угла? (Нужно выбрать два луча.)

Незнайка выбрал два луча.

Построил ли он угол? (Нет.)

Почему? (Незнайка не совместил начало лучей.)

- Как должны располагаться лучи? (Лучи должны выходить из одной точки.)

Как называется эта точка? (Вершина угла.)

Как называются лучи? (Сторонами угла.)

Итак, что необходимо выбрать для построения угла? (Нужно выбрать точку и провести из нее два луча.)

Сейчас каждый из вас построит угол в тетради.

Каким инструментом будете пользоваться? (Линейкой.)

Обозначьте вершину красным карандашом, стороны - синим и зеленым.

- Давайте попробуем дать формулировку углу. Что такое угол? (Угол - это геометрическая фигура, для построения которой нужно выбрать точку и провести из нее два луча.)

4. Постановка учебной задачи и ее решение.

- Я очень рада, что сегодня на уроке присутствуют все 27 учеников нашего класса. Сколько углов вы построили? (Столько же, 27.)

Как же различать такое количество углов между собой? (Нужно дать углам имена.)

Как вы думаете, как можно обозначить угол? (Можно назвать вершина.)

Назовите угол, (Угол А)

А если я начерчу несколько углов с вершиной в точке А, то как их различать? (Надо как-то “полнее обозначать углы.)

У кого есть другие варианты обозначения? (Можно обозначить лучи: луч АВ и луч АС.)

- Итак, мы обозначили угол, попробуйте назвать его, прочитайте имя. (Угол ВАС, угол CAB, угол АСВ, угол ABC, угол А.)

- Нам нужно выбрать из предложенных вами правильные названия из данных. Для этого я предлагаю выйти к доске и показать угол.

(Дети по-разному показывают углы.)

Ребята, в математике принято показывать угол от одной из сторон к вершине и от вершины к стороне. Как вы думаете, какие из названных вами имен угла будут верными? (Угол ВАС, угол CAB, угол А.)

Правильно. Нужно запомнить, что букву, которой мы обозначаем вершину угла, необходимо называть второй.

Слово “угол” в математике обозначается таким знаком “? ”.

Итак, сколько букв может быть в имени угла? (Одна буква или три.)

Запишите название начерченного вами в тетради угла. Я запишу названия того угла, что на доске, а вы мне подскажете. (Угол ВАС, угол CAB, или просто угол А.)

Как записать названия углов, когда одна точка является началом нескольких лучей? (Сначала надо обозначить лучи, расставить буквы М, К, С, Д.)

Сколько углов получилось у нас? (Два, три, даже больше.)

Чтобы показать, какие углы нужно назвать, их обозначают дугами. Назовите и запишите углы, которые я обозначаю. (Угол МАК, угол САД, угол MAC.)

Есть ли еще углы на этом чертеже? (Да, угол МАД, угол КАД, угол САМ.)

При затруднении учитель показывает угол, и дети его называют. Это задание для “сильных” учеников, для их развития. Вслед за ними учатся и остальные.

5. Обобщение. Углубление знаний о многоугольнике.

Что надо помнить, называя и записывая углы? (Букву, обозначающую вершину, называем посередине.)

Как показывать угол? (Указкой надо “пройти” по лучу - от стороны к вершине, а потом от вершины - по другой стороне.)

6. Физминутка.

- Я покажу карточки с геометрическими фигурами. Увидев многоугольник, вы должны присесть. Увидев фигуру, не являющуюся многоугольником, вы должны встать.

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

7. Закрепление по учебнику.

Стр. 29 № 68. Запиши имена углов, используя этот знак “? ”. Данное задание выполняется комментировано.

- Сколько имен может иметь один угол? (Три имени.)

8. Закрепление нового материала в группах. (Семь групп).

Каждой группе предлагается дать три варианта названия угла.

После выполнения задания командир группы отчитывается. Например:

9. Совершенствование устных вычислительных навыков.

Игра “Расшифруй слово”. Каждому значению выражения соответствует определенная буква. 4 - Г, 5 - Л, 6 - У, 7 - О.

10-8 + 4 = 6 У
2+7-5=4 Г
8-3+2=7 О
1+9-5=5 Л

- Прочитайте слово. (Угол.)

10. Поиск углов в окружающей действительности.

- Посмотрите внимательно вокруг и назовите предметы, в которых есть углы. (Доска, тетрадь, парта, окно и т.д.)

11. Итог.

- Чему новому научились на уроке? (Научились обозначать углы.)

Сколько имен может иметь угол? (Три.)

Что обозначает буква, которая по счету называется второй? (Эта буква обозначает вершину угла.)

Все ли было понятно на уроке? Сможет ли каждый из вас назвать угол и правильно прочитать имя угла? Если да - поднимите карточку с восклицательным знаком, если нет - с вопросительным знаком.

Сегодня на уроке все активно помогали Незнайке помочь усвоить новую тему “Угол”, но еще и уточняли знания о многоугольниках. Что каждый из вас узнал нового о них? (Как удобнее чертить, какая у угла граница. Как показать угол. Чтобы показать многоугольник, его надо закрашивать.)

- Дома начертите 3 угла и дайте им названия. Еще постройте многоугольник и покажите в нем углы, дайте имя.