Урок развития речи во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие и совершенствование устной речи учащихся;
  • воспитывать стремление обращаться к словарям и справочникам в целях повышения культуры речи;
  • редактирование текста посредством использования синонимов.

Оборудование урока:

  • выставка словарей русского языка
  • блоки слов
  • тексты для редактирования (на каждого учащегося).

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.

II. Письмо по памяти.

На доске поговорка: (закрыта)

Говори мало,

Слушай много,

А думай еще больше.

Работа над поговоркой:

  1. Учитель открывает запись.
  2. Дети стоят и 10-15 секунд молча читают и запоминают.
  3. Учитель закрывает запись.
  4. Дети садятся и пишут. Кто написал – встает. (Дожидаются всех).
  5. Самопроверка. Самооценка. (Учитель открывает запись.)

Учитель:

- Кто выполнил на “отлично”? “хорошо”? Кто не доволен своей работой?

- Прочитайте поговорку. Как сказано в поговорке, что надо делать мало?; что надо делать много?; а что следует делать больше всего? (думать.)

- Надеюсь, сегодня вы будете думать, прежде чем отвечать и выполнять задания.

III. Орфоэпическая разминка.

Учитель: Подумайте, как правильно произносятся слова. (На доске блоки слов).

звонит

звонят

строчная

красивые

магазин

искра

свёкла

ремень

столяр

шофёр

торты

банты

шарфы

творог

щавель

Работа над произношением:

  1. Чтение слов про себя.
  2. Чтение вслух. (1 ученик).
  3. Исправление ошибок.
  4. Хоровое чтение.

Учитель: Важно не только правильно произносить слова, но и уметь объяснять их лексическое значение. Давайте попробуем объяснить значение слов : строчная, магазин, искра, столяр, шофёр, торты, творог. Где можно найти, как правильно произносятся слова и их лексическое значение? (в словарях).

Не всегда надо доверять своему чутью и интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарям – лучшим друзьям и помощникам всех тех, кто хочет знать в совершенстве русский язык. Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует грамотного человека. Давайте посмотрим на те словари и справочники, что есть в нашей школьной библиотеке. (Работа с выставкой словарей и справочников).

IV. Работа со словарями (Фразеологический словарь русского языка).

Учитель: Попытаемся сами объяснить значение этих словосочетаний.

Бить баклуши.

Засучив рукава.

Комар носа не подточит.

Работа над словосочетаниями:

  1. Чтение про себя.
  2. Чтение вслух 1 учащимся.
  3. Хоровое чтение.
  4. Объяснение значения.

Учитель: А как в русском языке называют такие словосочетания? (Фразеологизмы).

Фразеологизм – это устойчивые постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной. Сейчас мы послушаем ребят, которые работали с фразеологическим словарем. Как этот словарь объясняет значение этих фразеологизмов.

1 ученик. “Бить баклуши.”

Когда-то на Руси ели щи и каше только деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то и вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части, которые называли баклуши. Дело это считалось лёгким. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши.

2 ученик. “Засучив рукава.”

В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывала кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава, работать удобно, а значит, и сделать можно больше и лучше.

3 ученик. “Комар носа не подточит.”

Это выражение появилось в русском языке из речи столяров, деревянных дел мастеров. В столярном деле важно, чтобы изделие из дерева было гладкое, без заноз и шероховатостей. Такое гладкое, чтобы и комариному носу не за что было задеть. Теперь мы так говорим об отличной работе.

Учитель: Так как мы объясним значение фразеологизмов: “бить баклуши”, “засучив рукава”, “комар носа не подточит”?

Дети:

Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.

Засучив рукава – работать много и хорошо.

Комар носа не подточит – сделать работу на “отлично”.

Учитель: Итак, продолжаем работать, не бить баклуши, а, засучив рукава, так, что комар носа не подточит.

V. Редактирование текста.

Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. _____________ наслаждался последними яркими днями. ________ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.

Учитель: Перед вами текст. Его нужно отредактировать и отправить в детский журнал, чтобы его напечатали. А кто такой редактор?

Дети: Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

Работа над текстом:

  • Прочитать текст про себя.
  • Прочитать вслух (1 учащийся).

Учитель:

О ком идёт речь в тексте? (о медведе).

Вместо пропущенного слова - черта. Вставьте вместо неё слово “медведь” и прочитайте текст.

Вам это нравиться?

А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы)

Давайте воспользуемся словарём синонимов. 1 учащийся зачитывает синонимический ряд из словаря синонимов.

Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь.

VI. Самостоятельная работа.

Дети записывают текст, используя слова синонимического ряда.

VII. Проверка.

Заслушиваются работы 2-3 учащихся.

VIII. Домашнее задание.

Во фразеологическом словаре найти объяснение значения фразеологизмов:

  • “медведь на ухо наступил”
  • “ходить как медведь”
  • “медвежий угол”.

Составить и записать с ними 3 предложения.