Цели:
- развитие и совершенствование устной речи учащихся;
- воспитывать стремление обращаться к словарям и справочникам в целях повышения культуры речи;
- редактирование текста посредством использования синонимов.
Оборудование урока:
- выставка словарей русского языка
- блоки слов
- тексты для редактирования (на каждого учащегося).
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем заниматься развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.
II. Письмо по памяти.
На доске поговорка: (закрыта)
Говори мало,
Слушай много,
А думай еще больше.
Работа над поговоркой:
- Учитель открывает запись.
- Дети стоят и 10-15 секунд молча читают и запоминают.
- Учитель закрывает запись.
- Дети садятся и пишут. Кто написал – встает. (Дожидаются всех).
- Самопроверка. Самооценка. (Учитель открывает запись.)
Учитель:
- Кто выполнил на “отлично”? “хорошо”? Кто не доволен своей работой?
- Прочитайте поговорку. Как сказано в поговорке, что надо делать мало?; что надо делать много?; а что следует делать больше всего? (думать.)
- Надеюсь, сегодня вы будете думать, прежде чем отвечать и выполнять задания.
III. Орфоэпическая разминка.
Учитель: Подумайте, как правильно произносятся слова. (На доске блоки слов).
звонит звонят строчная красивые магазин |
искра свёкла ремень столяр шофёр |
торты банты шарфы творог щавель |
Работа над произношением:
- Чтение слов про себя.
- Чтение вслух. (1 ученик).
- Исправление ошибок.
- Хоровое чтение.
Учитель: Важно не только правильно произносить слова, но и уметь объяснять их лексическое значение. Давайте попробуем объяснить значение слов : строчная, магазин, искра, столяр, шофёр, торты, творог. Где можно найти, как правильно произносятся слова и их лексическое значение? (в словарях).
Не всегда надо доверять своему чутью и интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарям – лучшим друзьям и помощникам всех тех, кто хочет знать в совершенстве русский язык. Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует грамотного человека. Давайте посмотрим на те словари и справочники, что есть в нашей школьной библиотеке. (Работа с выставкой словарей и справочников).
IV. Работа со словарями (Фразеологический словарь русского языка).
Учитель: Попытаемся сами объяснить значение этих словосочетаний.
Бить баклуши. Засучив рукава.
Комар носа не подточит.
Работа над словосочетаниями:
- Чтение про себя.
- Чтение вслух 1 учащимся.
- Хоровое чтение.
- Объяснение значения.
Учитель: А как в русском языке называют такие словосочетания? (Фразеологизмы).
Фразеологизм – это устойчивые постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной. Сейчас мы послушаем ребят, которые работали с фразеологическим словарем. Как этот словарь объясняет значение этих фразеологизмов.
1 ученик. “Бить баклуши.”
Когда-то на Руси ели щи и каше только деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то и вовсе не умел. Тогда ему поручали раскалывать полено на части, которые называли баклуши. Дело это считалось лёгким. Теперь о лентяе говорят, что он бьёт баклуши.
2 ученик. “Засучив рукава.”
В старину одежда на Руси имела очень длинные рукава, так что закрывала кисти рук. Чтобы рукава не мешали в работе, их приходилось заворачивать кверху, т.е. засучивать. Засучив рукава, работать удобно, а значит, и сделать можно больше и лучше.
3 ученик. “Комар носа не подточит.”
Это выражение появилось в русском языке из речи столяров, деревянных дел мастеров. В столярном деле важно, чтобы изделие из дерева было гладкое, без заноз и шероховатостей. Такое гладкое, чтобы и комариному носу не за что было задеть. Теперь мы так говорим об отличной работе.
Учитель: Так как мы объясним значение фразеологизмов: “бить баклуши”, “засучив рукава”, “комар носа не подточит”?
Дети:
Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.
Засучив рукава – работать много и хорошо.
Комар носа не подточит – сделать работу на “отлично”.
Учитель: Итак, продолжаем работать, не бить баклуши, а, засучив рукава, так, что комар носа не подточит.
V. Редактирование текста.
Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. _____________ наслаждался последними яркими днями. ________ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.
Учитель: Перед вами текст. Его нужно отредактировать и отправить в детский журнал, чтобы его напечатали. А кто такой редактор?
Дети: Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.
Работа над текстом:
- Прочитать текст про себя.
- Прочитать вслух (1 учащийся).
Учитель:
О ком идёт речь в тексте? (о медведе).
Вместо пропущенного слова - черта. Вставьте вместо неё слово “медведь” и прочитайте текст.
Вам это нравиться?
А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы)
Давайте воспользуемся словарём синонимов. 1 учащийся зачитывает синонимический ряд из словаря синонимов.
Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь.
VI. Самостоятельная работа.
Дети записывают текст, используя слова синонимического ряда.
VII. Проверка.
Заслушиваются работы 2-3 учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Во фразеологическом словаре найти объяснение значения фразеологизмов:
- “медведь на ухо наступил”
- “ходить как медведь”
- “медвежий угол”.
Составить и записать с ними 3 предложения.