Использование орфографического словаря на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить учащихся работать со справочной литературой, ориентироваться в “Орфографическом словаре”;
  • развивать у учащихся фонематический слух, логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать у учащихся интерес к родному языку.

Оборудование: “Орфографический словарик” автор: П.А.Грушников, тетрадь для печатания.

Ход урока

Работа с “Орфографическим словарём”,

Звуко-буквенный анализ слов.

Индивидуальная работа для четырёх учащихся. Они выполняют работу у доски,

указывают количество слогов в слове, количество звуков и букв.

Слова для разбора: ежи, семена, хвоя, сосулька.

- Ребята, а мы с вами будем отгадывать загадки.

По всем странам славится
Стройная красавица.
Белые одёжки, золото – серёжки.
С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит
Заплетать их не велит.

- Что это?

(Берёза)

- Как ласково называет её русский народ?

(Берёзка)

- Давайте напечатаем это красивое слово в тетрадь для печатания.

(А как писать: берёзка или бирёзка?)

- Ребята, а вы как думаете, как нам поступить?

(Надо обратиться за помощью к орфографическому словарю. Он нам подскажет, как правильно написать это слово.)

- Ребята, а какой секрет орфографического словаря вы уже знаете?

(Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.)

- На какую букву вы будете искать слово? Где вы будете искать слово: в начале, в середине или в конце книги? Почему?

(Будем искать слово на букву “б”, в начале словаря, потому что буква “б” в алфавите стоит второй по счёту.)

- Кто же быстрей найдёт слово и подскажет всем остальным как правильно написать?

(Слово пишется с безударной гласной е, найти его можно на стр. 7, в первом столбике)

- Прочитайте это слово ещё раз по слогам. Найдите в этом столбике слово, которое указывает на признак предмета: березка, какая?

(Берёзка белоствольная)

- Какой согласный звук вы слышите в середине слова? Какой буквой обозначен этот звук?

(Парный согласный звук [с] обозначен буквой “з”)

- Какой вывод можно сделать?

(Это ошибкоопасное место. Парный согласный звук в середине слова тоже может посылать на работу разные буквы)

- А можно ли проверить написание этого согласного? Как проверите?

- Послушайте другую загадку:

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос

- Что это?

(Морковь)

- Давайте напечатаем и это слово.

- Ребята, а почему вы стали искать слово в словаре?

(В этом слове тоже не знаем, какую букву написать. И проверить слово нельзя)

- Кто уже нашёл слово, подскажите другим страницу.

(Страница 32)

- Прочитайте слово по слогам, запишите его.

- Кто назовет, сколько в слове слогов, сколько звуков и сколько букв.

(Морковь – 2 слога, 6 звуков, 7 букв)

- Охарактеризуем каждый звук.

- Почему в слове 6 звуков, а букв 7?

(В слове есть буква мягкий знак, она не обозначает никакого звука)

- Как можно назвать слова, с которыми мы сейчас работали? Почему?

(Это словарные слова, их написание нужно запомнить, или, если забудем, посмотреть в словарь)

- Ребята, наш друг Незнайка тоже научился работать со словарём. Ему дали задание правильно написать вот эти слова. Он долго искал эти слова в словаре, но не нашёл их. Давайте поможем Незнайке.

На доске записаны слова:

з…мля р…ка м…ря
тр…ва г…ра гр…бы

- Прочитайте слова. В каком месте слова пропущена буква?

(Пропущены гласные в середине слова.)

- Как по – другому можно сказать?

(В корне слова)

- Какая это гласная: ударная или безударная?

- Почему же Незнайка не нашёл этих слов в словаре?

(Этих слов не найдёшь в словаре, потому что их написание можно проверить)

- Как вы проверите написание этих слов?

(Надо изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным)

- Подберите проверочные слова.

- Какой совет вы дадите Незнайке?

(Обращаться к Орфографическому словарю надо тогда, когда слово нельзя проверить.)

Проверка самостоятельной работы учащихся у доски. Проверка по сигнальным карточкам.