Цели:
- учить учащихся работать со справочной литературой, ориентироваться в “Орфографическом словаре”;
- развивать у учащихся фонематический слух, логическое мышление, память, внимание;
- воспитывать у учащихся интерес к родному языку.
Оборудование: “Орфографический словарик” автор: П.А.Грушников, тетрадь для печатания.
Ход урока
Работа с “Орфографическим словарём”,
Звуко-буквенный анализ слов.
Индивидуальная работа для четырёх учащихся. Они выполняют работу у доски,
указывают количество слогов в слове, количество звуков и букв.
Слова для разбора: ежи, семена, хвоя, сосулька.
- Ребята, а мы с вами будем отгадывать загадки.
По всем странам славится
Стройная красавица.
Белые одёжки, золото – серёжки.
С расплетенною косой
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит
Заплетать их не велит.
- Что это?
(Берёза)
- Как ласково называет её русский народ?
(Берёзка)
- Давайте напечатаем это красивое слово в тетрадь для печатания.
(А как писать: берёзка или бирёзка?)
- Ребята, а вы как думаете, как нам поступить?
(Надо обратиться за помощью к орфографическому словарю. Он нам подскажет, как правильно написать это слово.)
- Ребята, а какой секрет орфографического словаря вы уже знаете?
(Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.)
- На какую букву вы будете искать слово? Где вы будете искать слово: в начале, в середине или в конце книги? Почему?
(Будем искать слово на букву “б”, в начале словаря, потому что буква “б” в алфавите стоит второй по счёту.)
- Кто же быстрей найдёт слово и подскажет всем остальным как правильно написать?
(Слово пишется с безударной гласной е, найти его можно на стр. 7, в первом столбике)
- Прочитайте это слово ещё раз по слогам. Найдите в этом столбике слово, которое указывает на признак предмета: березка, какая?
(Берёзка белоствольная)
- Какой согласный звук вы слышите в середине слова? Какой буквой обозначен этот звук?
(Парный согласный звук [с] обозначен буквой “з”)
- Какой вывод можно сделать?
(Это ошибкоопасное место. Парный согласный звук в середине слова тоже может посылать на работу разные буквы)
- А можно ли проверить написание этого согласного? Как проверите?
- Послушайте другую загадку:
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос
- Что это?
(Морковь)
- Давайте напечатаем и это слово.
- Ребята, а почему вы стали искать слово в словаре?
(В этом слове тоже не знаем, какую букву написать. И проверить слово нельзя)
- Кто уже нашёл слово, подскажите другим страницу.
(Страница 32)
- Прочитайте слово по слогам, запишите его.
- Кто назовет, сколько в слове слогов, сколько звуков и сколько букв.
(Морковь – 2 слога, 6 звуков, 7 букв)
- Охарактеризуем каждый звук.
- Почему в слове 6 звуков, а букв 7?
(В слове есть буква мягкий знак, она не обозначает никакого звука)
- Как можно назвать слова, с которыми мы сейчас работали? Почему?
(Это словарные слова, их написание нужно запомнить, или, если забудем, посмотреть в словарь)
- Ребята, наш друг Незнайка тоже научился работать со словарём. Ему дали задание правильно написать вот эти слова. Он долго искал эти слова в словаре, но не нашёл их. Давайте поможем Незнайке.
На доске записаны слова:
з…мля | р…ка | м…ря |
тр…ва | г…ра | гр…бы |
- Прочитайте слова. В каком месте слова пропущена буква?
(Пропущены гласные в середине слова.)
- Как по – другому можно сказать?
(В корне слова)
- Какая это гласная: ударная или безударная?
- Почему же Незнайка не нашёл этих слов в словаре?
(Этих слов не найдёшь в словаре, потому что их написание можно проверить)
- Как вы проверите написание этих слов?
(Надо изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным)
- Подберите проверочные слова.
- Какой совет вы дадите Незнайке?
(Обращаться к Орфографическому словарю надо тогда, когда слово нельзя проверить.)
Проверка самостоятельной работы учащихся у доски. Проверка по сигнальным карточкам.