Обучение грамоте. Урок письма

Разделы: Начальная школа


I. Организационный момент. Ребята, начинаем наш урок.

Скажите, какое сегодня число?

Ученик: 1 февраля.

- Наступил последний месяц зимы. Он встречает нас снегом, морозом, метелью. Мы отправляемся в страну Грамматику. И в стране Грамматике тоже бывает зима.

Ветер северный завыл,
Дверь нам в классе приоткрыл.
Вдруг метели засвистели,
К нам снежинки прилетели.
На снежинки посмотри-
И заданья там найди.

II. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы будем выполнять задания, которые нам принес Северный Ветер из страны Грамматики.

(Один из учащихся приглашается к доске. На доске находится несколько снежинок, каждая имеет свой номер.)

III. Подготовка к письму. Прочитай задание, которое принесла первая снежинка.

Ученик: Выполните упражнения для развития пальцев рук. (4-е любых упражнения пальчиковой гимнастики показывают дети).

Четверо учащихся по очереди показывают упражнения “Колодец”, “Бабочка”, “Столик”, “Две улитки”.

- А теперь прочитаем задание, которое нам принесла вторая снежинка.

Ученик: Обведите рисунок по пунктирной линии и выполните вертикальную штриховку.

- Посмотрите на рисунок. Кто к нам сегодня пришел? (Пингвин.) Где он живет? (В Антарктиде, где не бывает лета и всегда очень холодно.)

- Хорошо, ребята. Давайте, выполним это задание.

IV. Закрепление изученного материала.

А теперь прочитаем задание, которое задаст нам третья снежинка.

Ученик: Следующее задание нужно выполнить в прописи.

1. Первое задание из прописи.

Подул Северный Ветер и унес у букв гласных их элементы. Допиши буквы гласных. (В прописи не дописаны строчные буквы Я, И, А, У, Э, буква Ы, Ё.)

- Какие буквы гласных вы написали? (Учащиеся называют буквы, которые они дописали.)

- Какие ты еще буквы гласных знаешь?

Учащиеся: Ю, О, Е.

Напишите их.

- А сейчас распределите эти буквы на две группы. Запишите полученные группы. (Дети самостоятельно пишут.)

- По какому признаку вы разделили эти буквы?

Дети: 1-я группа- буквы, обозначающие мягкость согласных (я, и, е, ё, ю), 2-я группа - буквы, обозначающие твердость согласных (а, о, ы, у, э).

- Кто сделал по-другому?

Дети: 1-я группа - буквы, выходящие за границы рабочей строки (у,ё); 2- я – буквы, не выходящие за границу рабочей строки (я, и, е, ю, а, о, ы, э).

- Молодцы. А теперь немного отдохнем. (Проводится физ. минутка).

Физкультминутка.

Все буквы гласных живут в стране Грамматике в своих домиках парами.(На доске прикрепляются цветные домики с двумя окошками. В каждом окошке закреплена буква, обозначающая гласный звук.) Прочитайте.

Дети: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И; Э-Е.

Как вы думаете, почему именно так они поселились?

Ученик: - Одна буква обозначает твердость согласной, идущей перед ней, другая - мягкость согласной, стоящей перед ней.

- Какие же буквы на письме обозначают твердость впереди стоящего согласного?

- А, О, У, Ы, Э.

- А мягкость согласного звука?

- Я, Е, Ю, И, Е.

2. Следующее задание. Прочитайте слоги первого столбика.

ма

лу

мы

но

сэ

- Прочитайте слова, записанные во втором столбике

МАЛ

ЛУК

МЫЛ

НОС

СЭР.

- Назовите первые звуки в слогах и словах.

- /м/, /л/, /м/, /н/, /с/.

- Какие они?

- Согласные твердые.

- Преобразуй первый согласный звук в слогах и словах в мягкий согласный. Какие буквы гласных нам помогут?

Дети: Буквы гласных второго ряда: Я.Ю. И, Е, Ё.

- Какие слоги получатся?

Дети: МЯ, ЛЮ, МИ, НЁ, СЕ.

- Какие слова образуются?

Дети-МЯЛ, ЛЮК, МИЛ, НЁС, СЕР.

- Запишите их.

МА - МЯ МАЛ - МЯЛ
ЛУ – ЛЮ ЛУК- ЛЮК
МЫ - МИ МЫЛ- МИЛ
НО - НЁ НОС - НЁС
СЭ - СЕ СЭР - СЕР

- Молодцы.

Физ. Минутка.

Следующее задание. Прочитайте слова.

- Рая, Юлия, Елена.

- Что это?

Ученик: Рая, Юлия, Елена – это женские имена.

- Какие буквы в данных словах обозначают два звука?

Учеик: Рая - я, Юлия - Я, Ю; Елена - Е.

- Определите количество букв и звуков и самостоятельно составьте схемы данных слов в прописи. Задание выполняем по группам.

Дети самостоятельно выполняют это задание. Затем один учащийся из каждой группы выполняет его на доске с последующей проверкой учащимися.

V. Задание на развитие внимания “Найди буквы”.

(На доске прикрепляется плакат, на котором изображен тот же пингвин, что и в упражнении – штриховке, но только в увеличенном виде и красным цветом на нем выделены письменные буквы у, а, о, е, ы.)

- Молодцы. Все задания выполнили. И теперь нас встречает необычный преобразившийся пингвин. Что вы заметили?

- На пингвине есть какие-то буквы.

- Отгадайте их.

VI. Итог урока. Итак, ребята. Что мы сегодня вспоминали? Что сравнивали?

VII. Задание на дом. Напишите по строчке каждое из имен - Рая, Юлия, Елена.