I. Организационный момент. Ребята, начинаем наш урок.
Скажите, какое сегодня число?
Ученик: 1 февраля.
- Наступил последний месяц зимы. Он встречает нас снегом, морозом, метелью. Мы отправляемся в страну Грамматику. И в стране Грамматике тоже бывает зима.
Ветер северный завыл,
Дверь нам в классе приоткрыл.
Вдруг метели засвистели,
К нам снежинки прилетели.
На снежинки посмотри-
И заданья там найди.
II. Сообщение темы и целей урока. Сегодня мы будем выполнять задания, которые нам принес Северный Ветер из страны Грамматики.
(Один из учащихся приглашается к доске. На доске находится несколько снежинок, каждая имеет свой номер.)
III. Подготовка к письму. Прочитай задание, которое принесла первая снежинка.
Ученик: Выполните упражнения для развития пальцев рук. (4-е любых упражнения пальчиковой гимнастики показывают дети).
Четверо учащихся по очереди показывают упражнения “Колодец”, “Бабочка”, “Столик”, “Две улитки”.
- А теперь прочитаем задание, которое нам принесла вторая снежинка.
Ученик: Обведите рисунок по пунктирной линии и выполните вертикальную штриховку.
- Посмотрите на рисунок. Кто к нам сегодня пришел? (Пингвин.) Где он живет? (В Антарктиде, где не бывает лета и всегда очень холодно.)
- Хорошо, ребята. Давайте, выполним это задание.
IV. Закрепление изученного материала.
А теперь прочитаем задание, которое задаст нам третья снежинка.
Ученик: Следующее задание нужно выполнить в прописи.
1. Первое задание из прописи.
Подул Северный Ветер и унес у букв гласных их элементы. Допиши буквы гласных. (В прописи не дописаны строчные буквы Я, И, А, У, Э, буква Ы, Ё.)
- Какие буквы гласных вы написали? (Учащиеся называют буквы, которые они дописали.)
- Какие ты еще буквы гласных знаешь?
Учащиеся: Ю, О, Е.
Напишите их.
- А сейчас распределите эти буквы на две группы. Запишите полученные группы. (Дети самостоятельно пишут.)
- По какому признаку вы разделили эти буквы?
Дети: 1-я группа- буквы, обозначающие мягкость согласных (я, и, е, ё, ю), 2-я группа - буквы, обозначающие твердость согласных (а, о, ы, у, э).
- Кто сделал по-другому?
Дети: 1-я группа - буквы, выходящие за границы рабочей строки (у,ё); 2- я – буквы, не выходящие за границу рабочей строки (я, и, е, ю, а, о, ы, э).
- Молодцы. А теперь немного отдохнем. (Проводится физ. минутка).
Физкультминутка.
Все буквы гласных живут в стране Грамматике в своих домиках парами.(На доске прикрепляются цветные домики с двумя окошками. В каждом окошке закреплена буква, обозначающая гласный звук.) Прочитайте.
Дети: А-Я; У-Ю; О-Ё; Ы-И; Э-Е.
Как вы думаете, почему именно так они поселились?
Ученик: - Одна буква обозначает твердость согласной, идущей перед ней, другая - мягкость согласной, стоящей перед ней.
- Какие же буквы на письме обозначают твердость впереди стоящего согласного?
- А, О, У, Ы, Э.
- А мягкость согласного звука?
- Я, Е, Ю, И, Е.
2. Следующее задание. Прочитайте слоги первого столбика.
ма
лу
мы
но
сэ
- Прочитайте слова, записанные во втором столбике
МАЛ
ЛУК
МЫЛ
НОС
СЭР.
- Назовите первые звуки в слогах и словах.
- /м/, /л/, /м/, /н/, /с/.
- Какие они?
- Согласные твердые.
- Преобразуй первый согласный звук в слогах и словах в мягкий согласный. Какие буквы гласных нам помогут?
Дети: Буквы гласных второго ряда: Я.Ю. И, Е, Ё.
- Какие слоги получатся?
Дети: МЯ, ЛЮ, МИ, НЁ, СЕ.
- Какие слова образуются?
Дети-МЯЛ, ЛЮК, МИЛ, НЁС, СЕР.
- Запишите их.
МА - МЯ | МАЛ - МЯЛ |
ЛУ – ЛЮ | ЛУК- ЛЮК |
МЫ - МИ | МЫЛ- МИЛ |
НО - НЁ | НОС - НЁС |
СЭ - СЕ | СЭР - СЕР |
- Молодцы.
Физ. Минутка.
Следующее задание. Прочитайте слова.
- Рая, Юлия, Елена.
- Что это?
Ученик: Рая, Юлия, Елена – это женские имена.
- Какие буквы в данных словах обозначают два звука?
Учеик: Рая - я, Юлия - Я, Ю; Елена - Е.
- Определите количество букв и звуков и самостоятельно составьте схемы данных слов в прописи. Задание выполняем по группам.
Дети самостоятельно выполняют это задание. Затем один учащийся из каждой группы выполняет его на доске с последующей проверкой учащимися.
V. Задание на развитие внимания “Найди буквы”.
(На доске прикрепляется плакат, на котором изображен тот же пингвин, что и в упражнении – штриховке, но только в увеличенном виде и красным цветом на нем выделены письменные буквы у, а, о, е, ы.)
- Молодцы. Все задания выполнили. И теперь нас встречает необычный преобразившийся пингвин. Что вы заметили?
- На пингвине есть какие-то буквы.
- Отгадайте их.
VI. Итог урока. Итак, ребята. Что мы сегодня вспоминали? Что сравнивали?
VII. Задание на дом. Напишите по строчке каждое из имен - Рая, Юлия, Елена.