Решение комбинаторных задач с помощью "дерева возможностей", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Сформировать способность к использованию дерева возможностей для решения комбинаторных задач.
  2. Закреплять преставления о систематическом переборе вариантов.
  3. Закреплять приемы внетабличного умножения и деления круглых чисел.
  4. Развитие вариативного мышления, речи, логики учащихся.

Оборудование:

  • картинка,
  • портрет К.И. Чуковского,
  • карточки с заданием, общая карта,
  • схема к задаче,
  • пальма,
  • обезьянки,
  • сундук,
  • витамины,
  • схема на логику,
  • учебник математики 2 класс (программа "Школа 2000…").

План 1. Организационный момент.

1. Гимнастическая настройка.

2. Добрые слова, улыбнулись.

- Вы любите сказки?

Сегодня мы проведём урок в гостях у одного известного

И доброго героя или человека из сказки.

1 задание.

Решим примеры и узнаем к кому в гости мы пойдём. Карточки с заданием у учащихся.

- Поставьте под числами буквы.

- Как зовут нашего героя?

- Как называется сказка, в которой он живёт?

- Кто написал?

- Какие сказки вы знаете?

Картинка Доктор Айболит.

Портрет К.И. Чуковский

Вот этот добрый с веселыми глазами человек написал:

"Мойдодыр"

"Тараканище"

"Муха Цокотуха"

"Краденое солнце"

"Крокодил"

"Бармалей"

И конечно "Айболит"

II. Работа над новым материалом.

- А как начинается сказка?

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит!

2 задание

- К Айболиту пришли лечится корова, медведь, волк.

- В каком порядке они могут придти на приём. Составьте варианты.

Корова К М В М К В В М К
Медведь К В М М В К В К М (на доске)
Волк

3 задание

а) Недавно в больнице у Айболита был праздник Новый год.

Животные пришли нарядить ёлку. Сначала вешали гирлянды: (на доске)

б) - Сколько комбинаций?

- Покажи цепочку "К - З - З - К - З"

Работа по учебнику с.104 № 1

4 задание

- Чем лечит Айболит своих больных? (шоколадом, гоголь-моголем)

- А ещё бананами, грушами.

- А как вы думаете, почему?

Учебник с. 104 № 2

(физкультминутка)

III. Повторение изученного.

1)

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма
"От гиппопотама"

- Что же случилось? (В Африке заболели животные)

- А почему они заболели?

  • не чистили зубы
  • пили холодную некипячёную воду
  • гуляли раздетыми

Что сделал Айболит?

Кто помогал ему добраться до Африки (волки, киты, орлы)

5 задание

Составьте задачи:

Схема

(на доске)

Айболиту нужно проехать 150 км. На волке он скакал 40 км, а на ките плыл в 2 раза больше. А остальной путь он летел на орле. Сколько км он пролетел на орле? (разобрать)

- Составьте выражения и запишите.

80     120

150 - (40 х 2 + 40) = 30 (км)

- Какие ещё вопросы можно задать к этой задаче?

На сколько К > В?
Во сколько раз К > В?
На сколько В > О?
Во сколько раз?

2)

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет, и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят.
И ставит и ставит им градусники.
Вот и вылечил он их,
Вот и вылечил больных,
И пошли они смеяться,
И плясать и баловаться.

6 задание

- А обезьянки: Аз; Ти; Ви; Би; Кир обезьяны
залезли на пальму. пальма
В каком порядке?
Учебник с .110 № 13

3) У этой сказке хороший конец.

Доктор Айболит приготовил витамины в этом сундучке. Но он почему-то не открывается. Кто же это сделал? Это Бармалей закодировал замок. Этот код мы сейчас отгадаем.

Учебник с. 103 №10

Схема на доске Установить закономерность.

(В первых двух клетках фигуры накладываются друг на друга, а в третьей результат)

- Сундучок открылся

- А для чего нужны витамины?

IV. Подведение итогов.

Чем мы занимались на уроке, что понравилось, что интересного узнали?

Домашнее задание: попробуйте дома составить задачу комбинаторного характера по любой сказке К.И. Чуковского.

- Полученные отметки на уроке.