Цели:
- Сформировать способность к использованию дерева возможностей для решения комбинаторных задач.
- Закреплять преставления о систематическом переборе вариантов.
- Закреплять приемы внетабличного умножения и деления круглых чисел.
- Развитие вариативного мышления, речи, логики учащихся.
Оборудование:
- картинка,
- портрет К.И. Чуковского,
- карточки с заданием, общая карта,
- схема к задаче,
- пальма,
- обезьянки,
- сундук,
- витамины,
- схема на логику,
- учебник математики 2 класс (программа "Школа 2000…").
План 1. Организационный момент.
1. Гимнастическая настройка.
2. Добрые слова, улыбнулись.
- Вы любите сказки?
Сегодня мы проведём урок в гостях у одного известного
И доброго героя или человека из сказки.
1 задание.
Решим примеры и узнаем к кому в гости мы пойдём. Карточки с заданием у учащихся.
- Поставьте под числами буквы.
- Как зовут нашего героя?
- Как называется сказка, в которой он живёт?
- Кто написал?
- Какие сказки вы знаете?
Картинка Доктор Айболит.
Портрет К.И. Чуковский
Вот этот добрый с веселыми глазами человек написал:
"Мойдодыр"
"Тараканище"
"Муха Цокотуха"
"Краденое солнце"
"Крокодил"
"Бармалей"
И конечно "Айболит"
II. Работа над новым материалом.
- А как начинается сказка?
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит!
2 задание
- К Айболиту пришли лечится корова, медведь, волк.
- В каком порядке они могут придти на приём. Составьте варианты.
Корова К М В М К В В М К Медведь К В М М В К В К М (на доске) Волк
3 задание
а) Недавно в больнице у Айболита был праздник Новый год.
Животные пришли нарядить ёлку. Сначала вешали гирлянды: (на доске)
б) - Сколько комбинаций?
- Покажи цепочку "К - З - З - К - З"
Работа по учебнику с.104 № 1
4 задание
- Чем лечит Айболит своих больных? (шоколадом, гоголь-моголем)
- А ещё бананами, грушами.
- А как вы думаете, почему?
Учебник с. 104 № 2
(физкультминутка)
III. Повторение изученного.
1)
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма
"От гиппопотама"
- Что же случилось? (В Африке заболели животные)
- А почему они заболели?
- не чистили зубы
- пили холодную некипячёную воду
- гуляли раздетыми
Что сделал Айболит?
Кто помогал ему добраться до Африки (волки, киты, орлы)
5 задание
Составьте задачи:
Схема
(на доске)
Айболиту нужно проехать 150 км. На волке он скакал 40 км, а на ките плыл в 2 раза больше. А остальной путь он летел на орле. Сколько км он пролетел на орле? (разобрать)
- Составьте выражения и запишите.
80 120
150 - (40 х 2 + 40) = 30 (км)
- Какие ещё вопросы можно задать к этой задаче?
На сколько | К > В? |
Во сколько раз | К > В? |
На сколько | В > О? |
Во сколько раз? |
2)
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет, и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят.
И ставит и ставит им градусники.
Вот и вылечил он их,
Вот и вылечил больных,
И пошли они смеяться,
И плясать и баловаться.
6 задание
- А обезьянки: Аз; Ти; Ви; Би; Кир | обезьяны |
залезли на пальму. | пальма |
В каком порядке? | |
Учебник с .110 № 13 |
3) У этой сказке хороший конец.
Доктор Айболит приготовил витамины в этом сундучке. Но он почему-то не открывается. Кто же это сделал? Это Бармалей закодировал замок. Этот код мы сейчас отгадаем.
Учебник с. 103 №10
Схема на доске | Установить закономерность. (В первых двух клетках фигуры накладываются друг на друга, а в третьей результат) |
- Сундучок открылся
- А для чего нужны витамины?
IV. Подведение итогов.
Чем мы занимались на уроке, что понравилось, что интересного узнали?
Домашнее задание: попробуйте дома составить задачу комбинаторного характера по любой сказке К.И. Чуковского.
- Полученные отметки на уроке.