Организуя ситуацию субъект-субъектных отношений на уроке, я изучала теорию вопроса в рамках самообразования по теме: “Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках литературы, русского языка и спецкурсе”. Проанализировав теоретический материал, я провела исследование в начальной школе “Личность”, при котором детям предлагались для самостоятельной работы разные по степени сложности самоорганизации задания. При оценке результата учащихся в исследовании в первую очередь рассматривался уровень самостоятельности в процессе выполнения. Наиболее высокие результаты отмечены мною при выполнении учащимися самостоятельной работы, направленной на воспроизведение образца (80%). Значительно ниже были результаты тех работ, где деятельность учащихся была направлена на разрешение проблемной ситуации (54%). Таким образом, мною было определено поле экспериментальной деятельности :
- умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося.
При целенаправленном формировании навыков самостоятельной деятельности все побуждения, связанные в познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними.
Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции.
В системах саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целая система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.
Учащемуся нужно уметь:
- понимать предложенные учителем цели,
- формировать цели самому,
- удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес,
- выделять условия, важные для реализации своей цели,
- применительно к условиям выбирать средства достижения цели,
- определять последовательность действий,
- уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,
- уметь корректировать свои действия,
- иметь определенные коммуникационные умения,
- иметь необходимые практические сформированные навыки работы.
Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Я включила в систему своей практики использование модульной технологии, изучив труды П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе”. Монография предполагала систему модулей для старшеклассников, но рациональное зерно технологии оказалось применимо и в начальной школе. Применение модульной технологии в начальной школе потребовало от меня внесения некоторой переработки.
Апробированная мною в начальной школе модульная технология обеспечивает проблемный подход в обучении и возможность выхода на творческий уровень планомерно и осознанно. Гибкость модульного обучения связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей и возможностей обучаемого, при этом дифференциация проводится в двух направлениях: содержательном и процессуальном.
Положительная роль модульного обучения, связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником и предоставлением доступной возможности усвоения добытого по собственному желанию материала.
Использование модульной технологии в моей практике способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Я понимаю, что малыши, становящиеся школьниками, имеют различный уровень развития произвольной и мотивационной сферы. Нередко мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, т.е. мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Преодоление такой ситуации – трудная, но последовательно достижимая для меня задача.
Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты (см. приложение 1.), что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. При создании технологической карты я опиралась на существующий в психологии системно-деятельностный подход, использовала технологию деятельностного метода.
Для организации целеполагания я использую беседу по результатам анализа детьми собственных действий или результатов предыдущего этапа, при этом логика вопросов беседы выстраиваю таким образом, что вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети делают сами, сами пробуют ставить перед собой учебную задачу, собственную цель. Определившись с целью, ребенок заносит ее в технологическую карту – теперь к поставленной цели можно неоднократно возвращаться при организации самоконтроля и самоанализа. Последовательно выстроенные цели обозначают шаги ребенка к достижимому результату, что придает всем действиям осознанный характер. Конечно, это длительная работа, непосильная для первоклассников, постепенно, последовательно становится доступной и привычной при систематической тренировке в анализе собственных результатов и их прогностической оценке.
Для учеников-малышей начальной школы, привыкших от рождения к опеке взрослых и не мыслящих себя вне этого контроля, умение ставить перед собой собственную цель является формирующейся единицей. Для привития этого навыка я использую словесные инструкции (в ходе беседы) или пошаговые письменные инструкции (в виде собственно разработанных технологических или инструкционных карт) для хорошо читающих детей. В технологическую карту мною заложена возможность работы с алгоритмами, что само по себе развивает речь учащихся при проговаривании всей цепочки рассуждений. В 4-м классе технологическая карта предполагает возможность самостоятельного планирования действий. Такая технологическая карта одновременно является элементом контроля для ребёнка, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень самоорганизации учеников возрастает, (что подтверждают соответствующие исследования, проведенные мною в начальной школе “Личность”), по мере систематического использования технологических карт. По опыту работы в режиме эксперимента мною установлено, что второклассникам и третьеклассникам технологическую карту лучше планировать на объем одного – двух уроков (см. образцы в приложении 1.1), при этом план работы предельно и детализировано расписан, и ребенок только им руководствуется. Постепенно для детей в технологической карте я оставляю пункты, которые детям необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям, кому-то этому будет необходимо ещё учиться и в средней школе.
“Предлог как часть речи.” с опорой учащихся на технологическую карту.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН.
Цели:
1. Познавательный аспект
- Формирование знаний о предлоге как части речи.
- Формирование специальных умений
вновь формируемые: умение выделять предлоги в речи.
- Использовать предлог в правильном значении.
- Подлежащие развитию: совершенствование навыка чтения, схематезирования.
- Формирование и развитие общеучебных навыков: умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность, конспектировать, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность,
2. Развивающий аспект:
- Развитие речи: обогащение словарного запаса, выделение смысловых линий, развитие монологической речи.
- Развитие мышления: анализ текста – выделение главного, синтез, целеполагание, структурировать, соотносить образ и мысль, обобщать.
- Развитие сенсорных сфер: соотношение пространственных номинаций,
3. Воспитательный аспект:
- Воспитание внимательного отношения к слову и своей деятельности,
- Воспитание внимательного отношения к коллективу при организации групповой деятельности,
Оборудование:
- Доска, мел.
- Технологическая карта для каждого ученика.
- Цветные карандаши.
- Рабочие тетради.
Схема урока
этап цель |
содержание | Формы и методы |
Определение темы Организация целеполагания |
По итогам предложенной актуализирующей самостоятельной работы | С.Р. – индивидуально Беседа - фронтально |
Изучение нового материала через практическое действие | Выполнение движений, составление
рисунка. Организация анализа с опорой на технологическую карту. |
Самост.р. Беседа - фронтально |
Подведем промежуточный итог | взаимопроверка | Самоконтроль, взаимоконтроль – парная работа |
Первичное закрепление | Использование предлогов в словосочетании. |
Самоконтроль, упражнение, инд. |
Закрепление изученного. | Использование предлогов в речи. Коллективное творчество. |
Коллективная с.р. группы |
Подведем итоги | Проверь, что узнал сам и что узнал твой
сосед. Оценка: |
Беседа, фронтально, самоанализ. |
Образец технологической карты урока. Данная технологическая карта может быть рассчитана на один или два урока (в зависимости от уровня подготовки и темпа работы класса)
_______________ как часть речи
Технологическая карта _______________________________ученика ____класса
этап цель |
содержание | результат |
Определение темы Я буду |
Прочитай текст, вставь пропущенные
слова. Кружатся снежинки ____ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время ____ улице. Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. |
Тема: |
Знакомство с темой Я хочу узнать |
(к)морю, (в)поле, (на)поле побежал ____ класс побежал ____ класса
(рисунок домика со стрелками) Узнай дополнительно СП стр. 150 |
Предлог – это _________________ _________________ _________________ Складывай предлоги в корзину |
Подведем итог | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | + или - |
Использование предлогов в
словосочетании. Я учусь…. |
Например: НА – стоял на столе., … 2. Отметь своё задание! Выполни упражнения 377, 381 (стр.151 – 153) из справочного пособия |
Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно! |
Использование предлогов в предложении. | 1. Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. | Оцени работу своей группы |
Подведем итоги | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | Оценка: |
Конспект урока
1. Оргмомент.
Цель: обеспечить готовность к уроку.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
У: Я предлагаю записать в качестве чистописания букву В (заглавную и строчную).
Д: прописывают строчку в тетради.
У: Скажите, пожалуйста, а может ли буква быть словом?
Д: могут ответить и ДА, и НЕТ. Смотря какая буква. Например, “Я” – слово.
У: Тогда, давайте проверим. Я предлагаю вам найти в технологической карте в средней колонке текст и вставить недостающие слова.
2. Актуализация изученного материала, подготовка к изучению новой темы – фронтальная организация беседы.
Прочитай текст, вставь пропущенные слова.
Кружатся снежинки ____ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ___ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время ____ улице.
Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока.
Дети выполняют работу самостоятельно, записывают в тетрадь текст и определяют тему урока.
Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице.
У: Давайте посмотрим , какие слова вы вставили и что получилось.
Д: Мы вставили в, на. Это предлоги . Значит, тема урока – предлоги.
У: Впишите, пожалуйста, тему в технологическую карту.
этап цель |
содержание | результат |
Определение темы Я буду изучать предлоги. |
Прочитай текст, вставь пропущенные
слова. Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице. Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. |
Тема: “Предлог как часть речи” |
У: Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой и т.д.
Д.: Выполнили движения.
У.: Я использовала слова “Встать” или “Присесть” со словом “Парта”. Почему же вы меняли место и положение?
Д: Вы говорили слова “за”, “перед” и “под” и др. Это были предлоги!
3. Организация целеполагания.
У: Я предлагаю подумать, какие вопросы вам интересны или важны в этой теме, что вы хотите узнать. Задание во втором столбике вам поможет. Впишите их в первый столбик.
Знакомство с темой Я хочу узнать узнать, что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Что может предлог? Как писать предлог? |
(к)морю, (в)поле, (на)поле побежал ____ класс побежал ____ класса |
Предлог – это _________________ _________________ _________________ Складывай предлоги в корзину |
Учащиеся записывают свои вопросы или цели.
Учитель спрашивает учеников о поставленных вопросах и систематезирует вопросы, фиксирует их на доске.
У: На этом уроке мы найдем ответы на эти вопросы:
Что такое предлог? Какие у него особенности?
Какие правила связаны с предлогами?
3. Изучение нового материала.
У: Давайте за ответом обратимся к технологической карте. Она поможет нам во всем разобраться.
Знакомство с темой Я хочу узнать узнать, что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Что может предлог? Как писать предлог? |
Используй слово “ШЁЛ” и “ДОМ” |
Предлог – это _________________ _________________ _________________ Складывай предлоги в корзину |
Дети выполняют работу в технологической карте.
У: Какие словосочетания получаются?
Д: шел к дому, вошел в дом, вышел из-за дома и др.
У: Что же такое предлог?
Д: Предлог – это слово, которое обозначает направление. Это часть речи. Это слово, которое помогает связать слова между собой, как слова “вышел” и “дом”.
У: Давайте посмотрим, насколько верны наши выводы.
Технологическая карта предлагает “Узнай дополнительно в СП стр. 150”
Примечание: в данном уроке может быть использован любой справочный материал: учебник, справочник школьника, демонстрационные таблицы, медиа-слайд и др.
Д: читают определение *по “Справочному пособию по русскому языку – 1-2 класс(1-4)” О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой.
“Предлог – это часть речи, это самостоятельное слово, к ним нельзя поставить вопросы и они не изменяются…”
У: На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?
Д: Мы узнали, что такое предлог, какие у него особенности.
У: Впишите свои ответы в технологическую карту. Учащиеся заполняют строки.
Знакомство с темой Я хочу узнать узнать, что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Что может предлог? Как писать предлог? |
Используй слово “ШЁЛ” и “ДОМ” |
Предлог – это (далее пишут дети) самостоятельное
слово, часть речи, которое служит для связи слов,
указывает направление. Складывай предлоги в корзину |
Учитель предлагает зачитать свои варианты, корректируем записи.
У: А какое задание вас удивило?
Д: Как же складывать предлоги в корзину?
У: Мы пользуемся предлогами часто, на уроке создадим свой банк предлогов. Это наша помощница-корзина. Я предлагаю вам нарисовать корзину в тетради и поместить в неё знакомые нам предлоги.
Д: Рисуют корзину и записывают на ней предлоги, встретившиеся на уроке.
Проверяем выполнение работы, организуя взаимопроверку в парах, обращаясь к технологической карте.
Проведение физминутки можно организовать с использованием предлогов в словосочетаниях.
Подведем итог | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | + или - |
4. Первичное закрепление.
У: Что же теперь нам предстоит? Какой вопрос остался без ответа?
Д: Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?
Д: Мы же читали, что предлог – это отдельное слово, пишется раздельно.
У: Да, но мы попробовали сами это сделать? ( Д: - Нет!)
Я предлагаю воспользоваться нашей корзиной и на практике отработать умение правильно писать предлоги со словами. Дети вписывают цель в тех.карту.
Использование предлогов в
словосочетании. Цель: я учусь грамотно писать предлоги с другими словами. |
Например: НА – стоял на столе., … 2. или отметь своё задание! Выполни упражнения 377, 381 (стр.151 – 153) из справочного пособия (или другие упражнения, необходимые учителю для закрепления) |
Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно! |
Примечание: На данном этапе урока технологическая карта может решить вопрос дифференциации по уровню сложности задания.
В технологическую карту можно индивидуально каждому вписать его путь приобретения опыта на доступном практическом уровне.
Д: самостоятельно выполняют письменное задание.
У: консультирует и оказывает дозированную помощь тем, кому это необходимо.
Примечание: включение предлога в текст и развитие речи – необходимый элемент изучения темы, но в представленном уроке класс со средним темпом работы это сделать не успеет. Следовательно, по нижеприведенному плану можно начать следующий урок по теме, а домашнее задание нацелить на подготовку к сочинению этюда.
У: Подчеркните предлоги в выполненной работе, проверьте, чтобы они были написаны раздельно.
В заданиях, которые вы выполняли, предлоги встречались в словосочетании, а из чего состоит наша речь?
Д: Речь состоит из предложений.
У: Значит и нам пора перейти к предложению и тексту.
Использование предлогов в предложении. | 1. Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. | Оцени работу своей группы |
Выполняя работу в группе, каждый ребенок должен составить по одному предложению. У всей группы должен получиться целый текст.
Пример текста, составленного в группе: Ветер сорвал листок с ветки. Лист понесло по воздуху. Он опустился на крышу. С крыши его сдуло ветром. Листок упал в лужу. Теперь он, как кораблик, плавает по воде. ( 6 предлогов) |
Во время представление работы группы класс считает, сколько предлогов использовали ребята.
Анализируем работу групп, выделяем самые удачные творческие решения.
У: Какие вопросы стояли перед нами? Что мы узнали?
Д: Мы узнали, что такое предлог. Что это слово, отвечает за направление движения. Узнали, что предлог пишется раздельно.
У: Что было интересно?
Д: Было интересно составлять банк предлогов и использовать их с разными словами.
У: Это и будет вашим домашним заданием. С любым словом, используя предлоги из корзины, составить словосочетания, записать их в тетради.
Оценивание работ по системе, используемой в практике учителя.
Урок можно закончить составлением синквейна:
ПРЕДЛОГ
маленький, служебный,
не изменяется, направляет, связывает,
раздельно пишется со словами,
ПОМОЩНИК