Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи местоимении.
- Формировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами.
- Воспитывать уважение к своим друзьям.
Оборудование: демонстрационный материал по теме урока, магнитофон с кассетой, раздаточный материал с текстом.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы |
1. Организационный момент. 2. Минутка чистописания. Аяамыатыавыа - Найдите закономерность и закончите цепь. - Что вы заметили? 3. Тема урока. - Какая же тема нашего урока? - Да, сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о местоимении. - Что такое местоимение? - Правильно. Сейчас послушайте отрывок из песни и запишите местоимения, которые услышите.
- Какие местоимения вы записали? - На какие группы делятся эти местоимения? - Что можно сказать о местоимении? - Что можно сказать о местоимении 3 лица ед.числа? |
В этой цепи спрятаны местоимения: 1 лицо.ед. ч., 1 лицо,мн.ч., 2лицо, ед.ч., 2лицо,мн.ч., 3лицо ед.ч., 3лицомн.ч. Местоимение. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. Я ты он она мы На лица, числа, рода. Местоимения бывают 1 лица, 2 лица, 3 лица, единственного и множественного числа. Местоимения 3 лица ед.ч. изменяются по родам. |
4. Физкультминутка. (упражнения
для глаз ) 5. Работа со словосочетаниями. - Посмотрите внимательно на доску. Что написано на доске? - Правильно ли они написаны? Подошёл (она) Посмотрел (они) Позвонил (она) Возвратился (он) Поздравляю (он) Отвечал (они) - При выполнении этого задания, какое правило вы должны вспомнить? Вывод: Местоимения изменяются по падежам и с предлогами пишутся отдельно. 6. Работа по учебнику. - Задание: выписать местоимения с предлогами и определить падеж. - Как же определили падеж у местоимения? 7. Редактирование текста. - Перед вами листок с текстом. Прочитайте его про себя. - Понравился вам текст? Что вы заметили в нём? - Задание: там, где считаете нужным замените существительное местоимением. (чтение текста 2 уч-ся) - Почему с Алёшей хочется дружить? Прочитайте последнее предложение. Разберите его по членам предложения. - Какой делаем вывод? 8. Работа с пословицами. - Составьте пословицы из двух частей. Скажи мне, кто твой друг советуйся с ним.
- Объясните первую пословицу. - У вас есть друзья? - Вот о них я узнаю из ваших домашних сочинениях, которые вы напишете к завтрашнему дню 5-6 предложений о своём друге, подруге. 9. Итог урока. - Что же мы с вами вспомнили о местоимении? |
Словосочетания: глагол с местоимением. Нет. Местоимения нужно изменить и поставить в нужный падеж. Местоимения с глаголами пишутся отдельно. После предлогов у местоимения 3 лица вначале пишется буква н. У тебя ( Р.п.), с тобой ( Т.п.). для тебя (Р.п.). Так же как и у существительного. По предлогу, вопросу. Мой друг. Мой самый лучший друг - Алёша. Мы с Алёшей учимся в одном классе. У Алёши много увлекательных книг. Я часто обращаюсь к Алёше за помощью. Алёша хороший, отзывчивый мальчик. Я думаю, Алёша никогда не бросит своего друга в беде. Мне хочется дружить с Алёшей всю жизнь. Я горжусь Алёшей. Да. Повторы имени Алёша. (учащиеся пишут текст) Алёша настоящий друг. Он поможет в трудную минуту. Не бросит друга в беде. Я горжусь им. Местоимение в предложении может быть и подлежащим и дополнением. Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, и количество, но не называет их. Местоимение бывает 1, 2,3 лица, единственного и множественного числа. Местоимение 3 л. ед. ч. изменяются по родам. Местоимение изменяется по падежам, с предлогами пишутся отдельно. В предложении местоимения могут быть и подлежащим и дополнением. |