Цель: Формировать умение задавать вопросы к главным членам предложения.
Задачи:
1. Обучающая:
- продолжать учить слышать и различать звуки;
- различать формы слова и родственные слова;
- учить задавать вопросы к главным членам предложения;
- знакомство с новым словарным словом;
- работа над лексическим значением слова.
2. Развивающая:
- обогащение словарного запаса;
- развитие логического мышления;
- умение работать со словарём.
3. Воспитывающая:
- умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
- уважительное отношение друг к другу;
- внимание;
- самостоятельность.
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс, тетрадь для самостоятельной работы № 2, большая энциклопедия животных, словарь русского языка, таблички ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, ДЕКАБРЬ, МОРОЗ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, я вас поздравляю - сегодня у нас состоится очередное заседание клуба “Ключ и Заря”. Задача всех членов клуба - научиться задавать вопросы к главным членам предложения. А помогут нам в этом Анишит Йокоповна, Асырк, Торк, Маша, Миша и Летучая Мышь.
2. 3вуко-буквенная зарядка.
- Начинаем, как всегда, со звуковой зарядки! - бодро сказала Анишит Йокоповна.
- Откройте учебники на стр.5 и найдите синий заголовок. Рядом есть буква Д. Что означает этот условный знак? (стихи Марины Дружининой). Давайте прочитаем двустишие и все вместе решим, какая буква заблудилась.
ВЫДРА у меня в руке:
По воду иду к реке.
(выдра - это хищное животное, никогда не удаляется от воды, так как её любимая пища - рыба, за которой она охотится под водой)
- Кто догадался, какая буква заблудилась? (ы вместо ё)
- Прочитайте двустишие с другим словом.
- Произнеси оба слова: прежнее и новое. Изменились два звука или как изменились звуки. Были (...), стали (...).
3. Работа в тетради для самостоятельной работы №2.
1) Работа над поговоркой.
Вы знаете, что Анишит Йокоповна всегда задаёт интересные, но сложные задания. К нашему заседанию она приготовила вот что. Как вы думаете, что это? Волшебница зашифровала поговорку. Я думаю, что после звуковой зарядки, вам несложно будет расшифровать запись.
Месяц январь - зимы государь.
- Как вы понимаете значение слова “ГОСУДАРЬ”? (главный, глава)
- Что надо сделать, чтобы узнать значение слова? К сожалению, в наших словарях нет этого слова. Летучая Мышь подсказала посмотреть в СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Там я прочитала, что “государь” - это наименование князя - правителя, царя.
- Давайте расположим зимние месяцы по-порядку. Объясните смысл поговорки (январь - середина, главная часть. В январе обычно самые сильные морозы.).
- Откройте тетради. Запишите № 1 . На следующей строке запишите поговорку. Комментирует.
2) Динамический момент.
- Для членов клуба новое задание. Вам необходимо разбиться на подгруппы и сообща справиться с заданием Асырка и Торка.. Чтобы расшифровать новое словарное слово, вам придётся быстро и правильно решить примеры.
М 60-8= З 45-13= У 80-5= А 33+7= О 90+7= Р 76-6=
52 | 97 | 70 | 97 | 32 |
3) Работа над новым словарным словом.
- Как вы понимаете значение слова МОРОЗ? (холод). Откройте тетради для самостоятельной работы на стр.3. Давайте поставим ударение. Какие опасные места есть в этом слове? Парную согласную можно проверить, а безударную гласную “о” надо запомнить. Закрасьте синим карандашом окна, которые разукрасил мороз.
- Вставьте новое слово, подчеркните в нём букву, написание которой надо запомнить. Какую букву пропустили в слове “отморозил”? (Гласную букву “о”, так как эти слова родственные. Они имеют общую часть (корень), которая хранит их общий смысл.).
- Найдите в отрывке родственные слова. Поставьте их в начальную форму. Летучая Мышь напоминает, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя строго, соблюдая определённые правила. В начальной форме слова записаны в словарях.
Мороз
Отморозить
Морозный
- Подберите слово - название признака, родственное данным словам. Выделите в них корень.
4. Работа над темой урока.
1) Инсценировка.
Хотите послушать, о чём говорили Миша и Анишит Йокоповна?
- Неужели это так трудно - задать вопрос к слову в предложении? - спросил Миша. Очень многие пока не научились, вздохнула Анишит Йокоповна.
2) Динамический момент.
Она взяла с полки сборник стихов Владимира Степанова и открыла его. Прочитайте предложение из этого сборника..
Зебры скачут друг за другом.
Волшебница хочет, чтобы вы в подгруппах определили, КТО действует и подчеркнули это слово одной чертой.
3) Работа над предложением.
- Какое слово вы подчеркнули? Это подлежащее. Действующее лицо в предложении всегда что-то делает. Найдите в предложении. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.
4) Работа над правилом.
- Заседание клуба продолжается. Мише и Маше всё ещё трудно находить главные члены предложения. Давайте поможем им справиться с заданием. Но сначала откройте книгу на стр.6. Летучая Мышь приготовила для нас подсказку. Прочитайте вполголоса. Как найти основу предложения? Прочитайте ещё раз правило и ответьте на вопрос.
5) Работа в тетради для самостоятельной работы № 2.
- Прочитайте первое предложение. О чем говорится в предложении? (о доме. что? - дом. Дом (что делал?) стоял.). Давайте выпишем главные члены предложения.
- Здесь есть второстепенные члены. Составьте словосочетание.
Прочитайте второе предложение ...
- Перечитайте предложения и скажите, слово ДОМ выполняет одинаковую работу? (Нет. В первом предложении - это главный член, а во втором – неглавный).
6) Закрепление. Самостоятельная работа.
Тетради положите на книгу. Это упражнение вы закончите в конце урока, если будет время, или дома. Заседание клуба “Ключ и Заря” подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас поработал самостоятельно. Прочитайте предложения на доске.
Полоскун живет у речки.
Вилорог в степи живёт.
Живёт в Америке бизон. (Показать изображения животных.)
- Сначала найдите ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО в каждом предложении.
- Определи КТО это? Или Что это?
- Потом ищи, ЧТО ДЕЛАЕТ этот кто-то.
- Спиши эти три предложения. Подчеркни ОСНОВУ (главные члены).
5. Подведение итога.
- Заседание клуба подошло к концу. Какое задание вам понравилось больше всего?