Викторина, посвященная творчеству А.Л. Барто "Мир, в котором живут дети"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: способствовать более углубленному восприятию творческого наследия А.Барто, чтобы юный читатель понимал отношение автора к чувствам и поступкам героя, помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нем самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам.

Оформление: портрет А. Барто, выставка детских рисунков по произведениям Барто; выставка детских книг, газета “Имя, знакомое всем”.

Оборудование: корзина с “потерянными” вещами из произведений Барто, грамзапись песен.

Подготовительная работа:

В течение месяца дети читали книги А. Барто, рисовали иллюстрации к полюбившимся стихам, в группах разыгрывали названия стихов и репетировали сценки из стихов.

Викторина проходит как телеигра “Счастливый случай”. Образуются две команды по пять человек в каждой. Они занимают места за столиками. Игра состоит из пяти туров. За правильный ответ – один балл. Победит та команда, члены которой наберут больше баллов.

Звучит песня “Любитель-рыболов” (сл. А. Барто, муз. Старокодомского.)

Ведущий. Добрый вечер, поклонники таланта А. Барто! Здравствуйте, знатоки творчества и жизни поэта. Начинаем викторину. Вначале – разминка. Задаю всего два вопроса. Кто быстрее даст на них ответы?

Как называется песня, которая только что прозвучала? Кто написал ее?

Кто первым обратил внимание на стихи А. Барто?

(Услышав ее скорбный “Похоронный марш” А. В. Луначарский сказал, что она будет писать веселые стихи.)

Так, хорошо! Два очка заработала команда, возглавляемая . . . . . .

Первый тур “Дальше-дальше”

Ведущий. Первый тур “Дальше – дальше” начнем с отстающей команды. Я начну, а вы кончайте. Хором, дружно продолжайте. Если не знаете продолжение строк, говорите: “Дальше!”

Вопросы 1 тура:

1. Самолёт.

Самолёт построим сами
Понесёмся над лесами…
………………………
(Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.)

2. Слон.

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок…
……………………………
(Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.)

3. Флажок.

Горит на солнышке
Флажок…
. . . . . . . . . . .
(Как будто я
Огонь зажёг.)

4. Морковный сок.

Глушит сорная трава
Кустики гороха…
………………………
(И морковь видна едва -
Вообщем, дело плохо.)

5. Света думает.

Утром сад в сиянье, в блеске,
На кустах горит роса,
… . . . . . . . . . . . . . . . . ..
(Над коляской занавески
Поднялись, как паруса).

6. Погремушка.

Как большой, сидит Андрюша
На ковре перед крыльцом
……………………………….
(У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.)

7. Весна идет.

Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(Весной Андрюша родился
В один хороший день.)

8. Гуси-лебеди.

Малыши среди двора
Хоровод водили.
…. . . . . . . . . . . . . . .
(В гуси-лебеди игра,
Серый волк-Василий.)

9. Дело было в январе.

Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
…. . . . . . . . . . . . . . . .
(А возле этой ёлки
Бродили злые волки.)

10. Твой праздник.

Чтоб скорей дождаться
Завтрашнего дня…
…………………………
(Дети спать ложатся
Рано, без огня.)

11. В школу.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
…………………………
(Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.)

12. Но поймите и меня.

Я считаюсь эгоистом -
Спит сестрёнка за стеной,
………………………………
(Я же с гиганьем, со свистом
В дом врываюсь как шальной.)

13. Сережа учит уроки.

Серёжа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
……………………………
(Озёра начал повторять
И горы на востоке.)

Ведущий. Вперед вырвалась команда (называет). Сейчас немного отдохните и послушайте песню “Снегирь” (сл. А. Барто, музыка Крюкова).

Второй тур “Заморочки из бочки”

Ведущий. Следующий тур – “Заморочки из бочки”. Команды по очереди достают из бочонка номерки. Назовите стихотворение по описанию героя.

Задания II тура:

1. Девочка играла с подружками в снежки. У неё не оказалось варежек, руки зябли, а бросать игру не хотелось. У одной из них были вторые, но она отказалась одолжить их. И тогда другая, незнакомая сняла варежку и протянула со словами: “Возьми, мне и одной хватит”. (“Рукавички я забыла”)

2. Первоклассница собирается отдать все свои дошкольные игрушки маленькому Серёже. Но душевная привязанность к кукле, потёртому мишке, потерявшему колесо паровозику, побуждает ее отказаться от этого намерения. (“ Я выросла”)

3. Школьница Ильина протестует против избрания в совет пионерского отряда отличницы и активной общественницы Светы, поскольку та “Играет в куклы”. (“Выборы”)

4. Ребята лепили снежную бабу. В азартном увлечении игрой пролетает короткий февральский день, детям пора по домам, но их задерживает мысль: они-то уйдут в тёплые родительские квартиры, а снежная баба, которая получилась совсем как живая, останется на всю долгую холодную ночь в тоскливом одиночестве. (“Не одна”)

5. “Ему хочется получше разглядеть ёлку, украшающую огромный зал, куда на новогодний праздник привёл его отец. Но незнакомая тётя - массовик заставляет его вместе с другими ребятами то образовать круг и плясать, то слушать сказку в исполнении приезжего артиста, то петь…”.(“Елка”)

6. “Мальчик захотел, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал паинькой, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше вести себя подобным примерным образом”. (“Снегирь”)

7. “Герой считает, что тройка - прекрасная отметка его не раз стыдили, к директору водили и объясняли долго, что значит чувство долга” Никто не знал, как повлиять на упрямого Алексея. Но вот пересела к нему за парту сообразительная девчонка. Она ни в чём не упрекала его. Она просто-напросто смеялась…” (“Что делать с Алексеем?”)

8. “Юный герой не в игре, а взаправду обнаруживал и помогал обезвредить врага”. (“На заставе”)

9. “Как мучился герой, пытаясь воспользоваться зонтом своего дедушки, но он, кажется, не столько озабочен непослушностью зонта, сколько именно своим состоянием - безуспешностью собственных действий” (“Дедушкин зонтик”)

10. Героиня ищет подругу, которая шла бы ей во всём на уступки, жаждет дружбы, из которой можно извлечь выгоду. (“Требуется друг”)

11. Не скрывает своих необоснованных претензий избалованная белоручка Клава. Она считает ничуть не зазорным пользоваться чужими заслугами, вовсе не заботясь о преумножении собственных. (“Дедушки”)

12. Неудовлетворённость собой - залог того, что герой научится управлять своими чувствами, придёт к внутреннему равновесию и к взаимопониманию с близкими. (“ Грустные мысли”)

Третий тур “ Ты – мне, я – тебе”

Ведущий. Итак, третий тур, в котором соревнуются все участники команд. Они поочередно показывают сценки из стихов и отвечают на вопросы:

- Название произведения.

- Как зовут героев?

- Что вы о них узнали?

- Когда они вам были симпатичны? Чем?

- В чем вы не согласны с героями?

Ведущий. Очень интересно прошел этот тур. Сценки были очень интересными и поучительными. А какая инсценировка, уважаемые зрители, вам понравилась больше всех?

Ответы из зала. Вручение памятного сувенира.

Четвертый тур-игра “Корзина с потерянными вещами”.

Корзину выносит старшеклассник. В ней собраны различные предметы, (или рисунки), относящиеся к стихам Барто. Предмет считается угаданным, если дети назовут героя, а также название стихотворения. Игра проводится в виде соревнования.

МЯЧИК – Таня “Мячик”

ПОГРЕМУШКА – Андрюшка “Погремушка”

КОНФЕТЫ – Танюша “Помощница”

ВЕРЁВОЧКА – Лида “Верёвочка”

ОЧКИ – Серёжа “Очки”

САМОСВАЛ – Алексей “Жил на свете самосвал”

БИНТЫ, ЙОД – Таня и Тамара “Мы с Тамарой”

ЕДИНИЦА – Лёшенька “Лёшенька, Лёшенька”

МАКУЛАТУРА – Юра “Секрет успеха”

БЛИНЧИКИ – Павлик “Блинчики”

ПУГАЧ – Серёжа “Пугач”.

ТЕЛЕФОН – ученики “Почему телефон занят?”

БУКЕТ – Леночка “Леночка с букетом”.

ГЛАДИОЛУСЫ – Маечка “Именинница”.

Ведущий. Перед заключительным пятым туром вперед вырвалась команда (называет).

Пятый тур “Гонка за лидером”.

Ведущий. В этом туре каждой команде необходимо ответить на большее число вопросов за 30 секунд.

Вопросы V тура:

1.Одно из самых замечательных произведений Барто, где отражена забота о детях, которых война осиротила? (“Звенигород”)

2. Как зовут девочку, которая не учится, а только выступает с приветствиями? (Леночка-“Леночка с букетом”)

3. Кто насчитывает себе “очки” за добрые поступки? (Лариса - “Три очка за старичка”)

4. Какое стихотворение стало любимой шуточной песней туристов? (“Мячик”)

5. Какое стихотворение легло в замысел кинофильма “Слон и верёвочка”, поставленного режиссёром И.Фрезом в 1945 году? (“Верёвочка”)

6. Известнейшие наши композиторы писали музыку к стихам Барто. Кто написал к стихотворению “Болтунья”? (С.С.Прокофьев.)

7. Какая книга была написана к 800-летию Москвы? (“Я живу в Москве”)

8. Кому посвящено стихотворение “Партизанке Тане”(1942)? (Посвящено памяти Зои Космодемьянской.)

9. Какая поэма посвящена замечательному писателю Аркадию Гайдару? (поэма “Двое из книжки”)

10. Какую пьесу-мюзикл написала Барто для ТЮЗов? (“В порядке обмана”)

11. Какую первую книгу Агнии Барто отметил такой строгий мастер, как К.И.Чуковский? (“Игрушки”)

12. В каком стихотворении слышится шуршание осеннего сада? (“Шуточка про Шурочку”)

13. Сценарий, какого фильма А. Барто и Р.Зелёная написали вместе? (Сценарий фильма “Подкидыш”)

14. Какое стихотворение А. Барто побывало в космосе, вознесённое туда памятью и любовью первого космонавта. (“Уронили мишку на пол…” Юрий Гагарин”)

15. В какие кружки записалась Лида, героиня стихотворения “Болтунья”? (Драмкружок, кружок по фото, хоркружок, кружок по рисованию).

16. Как зовут девочку-рёвушку в стихотворении А. Барто “Девочка-рёвушка”? (Ганя)

17.Что кричала девочка чумазая, когда ей отмывали ладошки ? (- Не трогайте ладошки! Они не будут белые, они же загорелые!”)

Ведущий. Вот и пришли мы к завершению викторины. Какая команда победила?

Подведение итогов. Вручение призов

Ведущий. Уважаемые знатоки, дорогие зрители, спасибо вам за добрый, умный, интересный вечер, за какое-то особое внимание друг к другу. Любовь к жизни и творчеству выдающегося советского детского поэта

Агнии Львовны нет. Но с нами ее стихи, тепло ее сердца, добро ее дел. На полке – ее книги, много раз читанные, знакомые до строки.