Коррекционно-развивающая работа по формированию лексической основы языка тесно увязывается с общим речевым развитием учащихся.
Как отмечают методисты, урок русского языка – это, прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция, которого раскрывается в коммуникативной функции языка.
Задачи обучения языку младших школьников с отклонениями в развитии, таковы:
- Формирование, уточнение, коррекция и обогащение словарного запаса.
- Развитие и совершенствование коммуникативных умений в процессе усвоения структурно-грамматических компонентов языка.
- Развитие мышления и формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.) средствами языка, используемыми в речевой деятельности.
- Активизация словарного запаса в грамматически оформленных рамках словосочетаний, предложений, диалога, связной речи, в связи с различными видами деятельности (предметно-практической, учебно-познавательной, игровой и т. д.)
Пополнение лексики учащихся происходит двумя путями:
- За счет самостоятельного накопления в процессе общения с окружающими людьми, при чтении книг в классе и вне класса, при просмотре кинофильмов, телепередач и т. д.
- За счет специальной систематической работы над лексикой, над ее уточнением и расширением, закреплением на всех уроках.
Словарная работа – это специальная систематическая работа, направленная на обогащение лексической основы речи учащихся.
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовывать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразовании, морфологии, лексики, и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Фонетические упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. С помощью упражнений учащиеся понимают, что звуки и буквы это не одно и тоже, что иногда слово пишется не так как слышится.
Большая роль в обучении относится к зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом.
В своей работе я применяю такие упражнения по формированию фонетических понятий, как:
1. Собери слово из слогов пус ка та (капуста)
2. Восстанови слово, добавив первый или последний слог го- … (горох), … - реза (береза)
3. Игра, “Из каких слов выпали буквы”
д…р…вн… | п…ртр…т |
м…л…т…к | с…л…м |
к…ньк… | т…л…ф…н |
е, я, о, и
4. Выпиши слова в два столбика: 1 – с глухими согласными в конце слова, 2 – со звонкими.
Завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
5. Запиши в слова в алфавитном порядке, поставь ударение.
Г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, ябл…ко, п…нал, т…пор, п…суда, б…лет.
6. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные.
Бер..г, в…кзал, з…мл…ника, ж…лезо, г…рох, …сина, уч…ник, пл…ток, с…рень, с…пог, к…пуста, …рех.
Упражнения направленные на углубление у учащихся представлений о словообразовании и словоизменении.
1. От слов образовать родственные слова.
2. “Найти лишнее слово”.
Береза, березовый, березняк, берегу, березка, подберезовик, березки.
3. Составить словосочетание.
Подарил | Люблю | ||
Дружил | девочка | Думаю | собака |
Говорил | Горжусь |
4. К словам из правого столбика подбери подходящее слово из левого. Составь предложение.
Береза | в небе |
Огурец | в доме |
Воробей | в школе |
Комната | в лесу |
Ученик | в огороде |
Морфологические упражнения – имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя языка.
1. Подобрать словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите в три столбика слова:
Женский род | Средний род | Мужской род |
3. Спиши предложение, правильно употребив предлог.
Машина остановилась (дом)
Заяц быстро нёсся (лес)
4. Ответь на вопрос одним словом, заполни кроссворд.
1) Кто живет в лесу?
2) В чем хранятся ручки?
3) Какой овощ растет в огороде?
Синтаксические упражнения – помогают разобрать в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений.
1. Составить предложения с данными словами: ветер, товарищ, капуста, дежурный т. д.
2. Составить предложения со словосочетаниями: веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок и т. д.
3. Заменить предложение, одним словом.
Край земли у водной поверхности. (берег)
Комната для занятий в школе. (класс)
4. Расположить предложения в определенном порядке.
5. Разделить текст на предложения.
6. Смоделировать предложение по схеме:
Воробьи собираются в шумные стаи.
Лексические упражнения - дети объясняют значения слов как, прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами:
1. Найди лишнее слово:
Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.
2. Сгруппировать слова по темам:
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, корова, пенал, карандаш.
3. К словам багаж, вместе, дорога подобрать синонимы.
4. К словам весело, девочка, хороший подобрать антонимы.
5. Многообразие переносных значений слов: чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо, крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.
Подобрать синонимы для ясного различия:
Чистая – неисписанная
Чистые – вымытые
Чистое – ясное небо и т. д.
6. Переносное значение в предложении.
У девочки короткие волосы. У девочки короткая память.
7. Подбирать для использования в речи более яркое определение предмета.
Осенью дует……… ветер. (холодный, пронизывающий, буйный, заунывный, вольный)
Этапы работы над словарным словом.
Знакомство со словарным словом, целесообразно проводить по следующим этапам:
1. Этап – эффективно использовать загадку.
От него – здоровье, сила
И румяность щек всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
2.Этап запоминания – хорошему усвоению правильного написания способствуют письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти. На данном этапе я использую прием ассоциативного запоминания.
Работаю по следующему плану:
1. Назвать слово, которое надо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слова печатными словами.
6. Предложить детям сделать рисунки на “трудных” буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие могут продемонстрировать свои варианты на доске.
Как рисовать:
На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И – это ножи, которыми можно его разрезать.
Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.
А у нас на даче есть огород.
Этому человеку не страшна лужа на букве О, ведь он в сапогах.
Буду рада, если предложенный мною материал окажет учителям помощь при подготовке к урокам русского языка.