Цель: Познакомить учащихся с правилом переноса слов с двойными согласными.
Задачи:
- Формировать умения переносить слова с двойными согласными с учетом их особенностей.
- Развивать умения писать слова с двойными согласными, с безударными гласными. Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.
Оборудование:
- учебник для 2 класса Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” ООО “ДРОФА”. М.,2001,
- сказочные герои, карточки со словами, раздаточные материал (2 карточки с заданием),
- сигнальные “звездочки”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Включается тихая, спокойная музыка. На фоне музыки звучат слова учителя.
- Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо. Плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг, лучик бодрости, пронизывает вас.
2. Сообщение темы и цели урока.
- А сейчас, откройте глаза, я думаю. Нам всем уже хочется работать.
- Начинаем свой урок по теме “Перенос слов с двойными согласными”.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными.
Повторим правописание слов с безударными гласными. Будем упражняться в нахождении главных членов предложения.
- У меня в руке 2 карточки с индивидуальными заданиями. Их будут выполнять ….., а все остальные работают вместе со мной.
3. Проверка домашнего задания.
4. Минутка чистописания.
На доске буквы
П В С Ч П С
- Определите, какая буква должна закончить этот ряд (В данном ряду написаны первые буквы дней недели, начиная с понедельника … . Воскресенье – это слово начинается на букву В, значит она будет последней в данном ряду.)
- Пропишем эти буквы до конца строки чередуя.
Вв Пп Сс …
- Определите порядок написания букв, продолжите строку до конца.
4. Словарно-орфографическая работа.
- Как называется наш учебник? (Русский язык)
(Вывешиваю)
- Что заметили? (что есть сс)
- Это словарное слово.
5. Русский язык
- Запишите это словосочетание себе в тетрадь.
- Ребята, составьте с этим словосочетанием предложение, но так, чтобы в предложении были главные члены.
Например: Мы любим русский язык.
Лучшее предложение записывается с комментированием и подчеркиваем главные члены.
Вывод: С каким словарным словосочетанием мы сейчас работали.
6. Повторение правил переноса слов.
Введение в сказку.
Звучит сказочная музыка.
- В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?
- С двойными согласными.
(Открываю доску)
- Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.
- А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.
- Но однажды случилась беда.
- Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.
(Вывешиваю)
СУОТА
КЛА
ГРУА
- Но и этого показалось злому волшебнику мало. Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.
- Ребята, давайте поможем жителям этого царства вспомнить правила переноса.
На доске написаны слова:
Парта, чайка, Юрий, письмо
- Запишите эти слова в тетрадь и разделите для переноса. Комментированное письмо (по 1)
Вывод: Какие правила переноса мы выполнили?
7. Объяснение нового материала.
- Откройте учебник на стр.113 (по закладке).
- Прочитайте вопрос Почемучки (после спросить одного вслух).
- Перед тем, как ответить на этот вопрос, разберем упражнение №218.
- Ребята, ну, а теперь, кто попробует сделать вывод о переносе слов с двойными согласными?
Вывод учителя: При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. (шос-се)
- Прочитаем это правило вместе…
1) Закрепление нового материала.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
- После долгой ночи наступило утро.
- Бесцветный мир уже не привлекал внимание людей. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о правилах переноса, еще иногда встречались задания на перенос слов.
2) Работа у доски (у доски один ученик)
Рус-ский язык, осен-ний дождь, новое шос-се,
Запишите и разделите слова с двойными согласными для переноса.
Вывод: В чем упражнялись в этом виде работы?
3) Работа по группам.
1 и 3 ряд из упражнения №221 выпишут второе предложение, подчеркнут главные члены предложения.
2-й ряд. На доске записаны слова:
А..а, ва..а, килогра.., ..ра, телегра..а.
- Ваша задача: списать слова, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.
(Включается музыка)
Проверка выполненных заданий. Со второго ряда вызывать по очереди учеников к доске.
У 1-го и 3-го ряда проверяют коллективно. Один ученик читает списанное предложение.
Второй называет главные члены предложения.
- А теперь, найдите в предложении слова с безударными гласными и подберите устно проверочное слово.
Весна – вёсна, деревья – дерево;
Молодцы, ребята.
- Сядьте поудобнее слушаем продолжение сказки.
- И вот один мальчик (вывешиваю иллюстрацию) отправляется в дорогу. Начал он ходить по царству и расспрашивать, почему стало грустно и скучно жить. Но люди не могли дать ответ.
- Однажды мальчик набрел на старый дом, в котором жила Мудрая сова.
- “Я отвечу на твой вопрос” - сказала Мудрая сова. Если ты выполнишь 3 желания, то сможешь вернуть радость жителям царства “Двойные согласные”.
1-е желание (№222)
- Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, разделив слова для переноса.
Ан-тенна, антен-на, осен-ние листья.
Мудрая сова вас хвалит. Вы прекрасно справились с первым желанием.
Вот еще одно желание.
- Как вы понимаете пословицу?
Весенний день год кормит.
- Прочитайте про себя. Что заметили? (нн)
Очень хорошо.
- Мальчик, поторопил Мудрую сову.
- Какое же будет ваше следующее желание. И мудрая сова сказала приготовьте волшебные карточки.
- Если услышите слово с двойной согласной, то поднимите желтую звезду.
Аккуратный, дорого, хоккей, помидор, троллейбус, топор, лимонный, подарок.
- Прекрасно, вы правильно поднимали нужные карточки
(Вывешиваю солнце, тучку снимаю)
- И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.
- “Но постойте, постойте” - сказала Мудрая сова. Исправьте наконец непонятные слова
СУББОТА КЛАСС ГРУППА
Дети исправляют и по ходу вывешиваются карточки со словами.
8. Итог урока.
- Чему мы научились на уроке?
- Что нового для себя взяли из урока?
- Любое ли слово можно переносить с одной строки на другую?
Домашнее задание: стр.113 правило выучить, стр114 №220
Мудрая сова за старания, вашему классу дарит эту книжку.
- Ой, а в ней что-то лежит.
Спасибо за труд!
- Тут и сказочке конец, а кто работал – молодец. (выставление оценок)