Урок русского языка во 2-м классе "Перенос слов с двойными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся с правилом переноса слов с двойными согласными.

Задачи:

  1. Формировать умения переносить слова с двойными согласными с учетом их особенностей.
  2. Развивать умения писать слова с двойными согласными, с безударными гласными. Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность и любовь к родному языку.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” ООО “ДРОФА”. М.,2001,
  • сказочные герои, карточки со словами, раздаточные материал (2 карточки с заданием),
  • сигнальные “звездочки”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Включается тихая, спокойная музыка. На фоне музыки звучат слова учителя.

- Ребята, улыбнитесь, у вас хорошее настроение. Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте: голубое небо. Плывут красивые облака, кружатся белые снежинки, свежий морозный ветерок приятно дует в лицо. Вдруг, лучик бодрости, пронизывает вас.

2. Сообщение темы и цели урока.

- А сейчас, откройте глаза, я думаю. Нам всем уже хочется работать.

- Начинаем свой урок по теме “Перенос слов с двойными согласными”.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными.

Повторим правописание слов с безударными гласными. Будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

- У меня в руке 2 карточки с индивидуальными заданиями. Их будут выполнять ….., а все остальные работают вместе со мной.

3. Проверка домашнего задания.

4. Минутка чистописания.

На доске буквы

П В С Ч П С

- Определите, какая буква должна закончить этот ряд (В данном ряду написаны первые буквы дней недели, начиная с понедельника … . Воскресенье – это слово начинается на букву В, значит она будет последней в данном ряду.)

- Пропишем эти буквы до конца строки чередуя.

Вв Пп Сс …

- Определите порядок написания букв, продолжите строку до конца.

4. Словарно-орфографическая работа.

- Как называется наш учебник? (Русский язык)

(Вывешиваю)

- Что заметили? (что есть сс)

- Это словарное слово.

5. Русский язык

- Запишите это словосочетание себе в тетрадь.

- Ребята, составьте с этим словосочетанием предложение, но так, чтобы в предложении были главные члены.

Например: Мы любим русский язык.

Лучшее предложение записывается с комментированием и подчеркиваем главные члены.

Вывод: С каким словарным словосочетанием мы сейчас работали.

6. Повторение правил переноса слов.

Введение в сказку.

Звучит сказочная музыка.

- В некотором царстве, в некотором государстве, под названием “Двойные согласные” жили-были счастливые люди. Они были счастливы потому, что дружили с чем, как вы думаете…?

- С двойными согласными.

(Открываю доску)

- Голубое небо, белые облака, пушистые сугробы, все радовало их.

- А двойные согласные вселяли в душу людей чувство прекрасного.

- Но однажды случилась беда.

- Злой волшебник похитил двойные согласные и получилось какие-то непонятные слова.

(Вывешиваю)

СУОТА

КЛА

ГРУА

- Но и этого показалось злому волшебнику мало. Он заставил всех людей забыть правила переноса слов.

- Ребята, давайте поможем жителям этого царства вспомнить правила переноса.

На доске написаны слова:

Парта, чайка, Юрий, письмо

- Запишите эти слова в тетрадь и разделите для переноса. Комментированное письмо (по 1)

Вывод: Какие правила переноса мы выполнили?

7. Объяснение нового материала.

- Откройте учебник на стр.113 (по закладке).

- Прочитайте вопрос Почемучки (после спросить одного вслух).

- Перед тем, как ответить на этот вопрос, разберем упражнение №218.

- Ребята, ну, а теперь, кто попробует сделать вывод о переносе слов с двойными согласными?

Вывод учителя: При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят. (шос-се)

- Прочитаем это правило вместе…

1) Закрепление нового материала.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

- После долгой ночи наступило утро.

- Бесцветный мир уже не привлекал внимание людей. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о правилах переноса, еще иногда встречались задания на перенос слов.

2) Работа у доски (у доски один ученик)

Рус-ский язык, осен-ний дождь, новое шос-се,

Запишите и разделите слова с двойными согласными для переноса.

Вывод: В чем упражнялись в этом виде работы?

3) Работа по группам.

1 и 3 ряд из упражнения №221 выпишут второе предложение, подчеркнут главные члены предложения.

2-й ряд. На доске записаны слова:

А..а, ва..а, килогра.., ..ра, телегра..а.

- Ваша задача: списать слова, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть их.

(Включается музыка)

Проверка выполненных заданий. Со второго ряда вызывать по очереди учеников к доске.

У 1-го и 3-го ряда проверяют коллективно. Один ученик читает списанное предложение.

Второй называет главные члены предложения.

- А теперь, найдите в предложении слова с безударными гласными и подберите устно проверочное слово.

Весна – вёсна, деревья – дерево;

Молодцы, ребята.

- Сядьте поудобнее слушаем продолжение сказки.

- И вот один мальчик (вывешиваю иллюстрацию) отправляется в дорогу. Начал он ходить по царству и расспрашивать, почему стало грустно и скучно жить. Но люди не могли дать ответ.

- Однажды мальчик набрел на старый дом, в котором жила Мудрая сова.

- “Я отвечу на твой вопрос” - сказала Мудрая сова. Если ты выполнишь 3 желания, то сможешь вернуть радость жителям царства “Двойные согласные”.

1-е желание (№222)

- Отгадайте загадки, отгадку запишите в тетрадь, разделив слова для переноса.

Ан-тенна, антен-на, осен-ние листья.

Мудрая сова вас хвалит. Вы прекрасно справились с первым желанием.

Вот еще одно желание.

- Как вы понимаете пословицу?

Весенний день год кормит.

- Прочитайте про себя. Что заметили? (нн)

Очень хорошо.

- Мальчик, поторопил Мудрую сову.

- Какое же будет ваше следующее желание. И мудрая сова сказала приготовьте волшебные карточки.

- Если услышите слово с двойной согласной, то поднимите желтую звезду.

Аккуратный, дорого, хоккей, помидор, троллейбус, топор, лимонный, подарок.

- Прекрасно, вы правильно поднимали нужные карточки

(Вывешиваю солнце, тучку снимаю)

- И внезапно, яркое солнце осветило царство. Глаза жителей были полны радости и счастья. И снова почетное место заняли двойные согласные.

- “Но постойте, постойте” - сказала Мудрая сова. Исправьте наконец непонятные слова

СУББОТА КЛАСС ГРУППА

Дети исправляют и по ходу вывешиваются карточки со словами.

8. Итог урока.

- Чему мы научились на уроке?

- Что нового для себя взяли из урока?

- Любое ли слово можно переносить с одной строки на другую?

Домашнее задание: стр.113 правило выучить, стр114 №220

Мудрая сова за старания, вашему классу дарит эту книжку.

- Ой, а в ней что-то лежит.

Спасибо за труд!

- Тут и сказочке конец, а кто работал – молодец. (выставление оценок)