Цели:
- Дать характеристику звукам [п, п’]; найти сходство и различие.
- Развивать фонематическое внимание, восприятие, представления.
- Научить дифференцировать звуки [п, п’].
Оборудование: символ звука [п], печатная буква, ее символ, образцы письменных букв.
Ход занятия
I. Орг. момент
1. Артикуляционные упражнения.
Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щеки (дети надувают щеки), окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок (…по нёбу), мыл пол (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
II. Работа по теме
1.Послушайте стихотворение, догадайтесь с каким звуками и буквой мы будем сегодня работать.
Парфенов Пал Палыч пошел погулять. Поймал попугая, пошел продавать. Просил полтину, получил половину.
2. Характеристика звука: профиль, схема, символ.
3. Фонемоминутка
- на [П] – хлопнуть,
- на [П’] – топнуть.
Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросенок, персик, пчелка, птицы, папа, опилки, полено, лапка, пилка, полка.
4. Игра “Добавлялки”
Нам в игре над речкой Вяткой
Ловко гол забили …(пяткой).Лес пилить пустились Вилы,
Обратившиеся в …(пилы).Землекоп коня ковал,
А кузнец песок … (копал).Размечталась в поле Вешка,
Будь я шахматная … (пешка),Короля б по доброй Воле
На квадратном съела … (поле).Брошен в печь соломы ворох
Вспыхнул он, как будто … (порох).Дым над крышею валит
Петуха лиса … (палит).В дом войти боится Вол
Подо мной прогнется … (пол).А зайчишка кашу варит,
А сорока репу … (парит).А чудак какой-то Шавку
Сдал на вешалку, как … (шапку).
5. Назовите 10 профессий на П
(повар, певец, портной, продавец, пианист, поэт, писатель, почтальон, парикмахер, пастух)
- Образуйте из них - женский род.
6. Игра “Подбери пару”
Песня Прилежный Площадь Праздничный Почтальон Полосатый Подарок Полотняный Полотенце Прекрасный Портфель Приятный
7. Игра “Буква потерялась”. Определите какая буква
КА_ИТАН, _ЛОТНИК, _ИЛА, _ОВАР, _ИЛОТ, _А_А.
8. Образовать новое слово, заменив букву.
Вятка – пятка вилы – пилы ковал – копал вол – пол Вешка – пешка ворох – порох валит – палит флот – плот Варит – парит шавка – шапка кафель – капель
9. Составить схему предложения. Записать в тетради. Обозначить фонетическим рисунком.
Поспели | Красные | Помидоры |
10.
а) Придумать предложение со словами: капуста, петрушка (как назвать одним словом)
б) обозначить звуки фонетическим рисунком.
III. Итог занятия.