В гостях у буквы "П"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дать характеристику звукам [п, п’]; найти сходство и различие.
  2. Развивать фонематическое внимание, восприятие, представления.
  3. Научить дифференцировать звуки [п, п’].

Оборудование: символ звука [п], печатная буква, ее символ, образцы письменных букв.

Ход занятия

I. Орг. момент

1. Артикуляционные упражнения.

Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щеки (дети надувают щеки), окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок (…по нёбу), мыл пол (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

II. Работа по теме

1.Послушайте стихотворение, догадайтесь с каким звуками и буквой мы будем сегодня работать.

Парфенов Пал Палыч пошел погулять. Поймал попугая, пошел продавать. Просил полтину, получил половину.

2. Характеристика звука: профиль, схема, символ.

3. Фонемоминутка

- на [П] – хлопнуть,

- на [П’] – топнуть.

Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросенок, персик, пчелка, птицы, папа, опилки, полено, лапка, пилка, полка.

4. Игра “Добавлялки”

Нам в игре над речкой Вяткой
Ловко гол забили …(пяткой).

Лес пилить пустились Вилы,
Обратившиеся в …(пилы).

Землекоп коня ковал,
А кузнец песок … (копал).

Размечталась в поле Вешка,
Будь я шахматная … (пешка),

Короля б по доброй Воле
На квадратном съела … (поле).

Брошен в печь соломы ворох
Вспыхнул он, как будто … (порох).

Дым над крышею валит
Петуха лиса … (палит).

В дом войти боится Вол
Подо мной прогнется … (пол).

А зайчишка кашу варит,
А сорока репу … (парит).

А чудак какой-то Шавку
Сдал на вешалку, как … (шапку).

5. Назовите 10 профессий на П

(повар, певец, портной, продавец, пианист, поэт, писатель, почтальон, парикмахер, пастух)

- Образуйте из них - женский род.

6. Игра “Подбери пару”

Песня Прилежный
Площадь Праздничный
Почтальон Полосатый
Подарок Полотняный
Полотенце Прекрасный
Портфель Приятный

7. Игра “Буква потерялась”. Определите какая буква

КА_ИТАН, _ЛОТНИК, _ИЛА, _ОВАР, _ИЛОТ, _А_А.

8. Образовать новое слово, заменив букву.

Вятка – пятка вилы – пилы ковал – копал вол – пол
Вешка – пешка ворох – порох валит – палит флот – плот
Варит – парит шавка – шапка кафель – капель

9. Составить схему предложения. Записать в тетради. Обозначить фонетическим рисунком.

Поспели Красные Помидоры

10.

а) Придумать предложение со словами: капуста, петрушка (как назвать одним словом)
б) обозначить звуки фонетическим рисунком.

III. Итог занятия.