Логопедия
-
Консультация для педагогов детского сада. "Формирование навыка выразительного чтения стихотворений" 2024
Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию – вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Как правило, выразительно читают стихотворения лишь несколько детей из группы, большинство же читает невыразительно, и педагог с этим мирится. Потому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это?
-
Как сказки влияют на развитие речи детей дошкольного возраста 2024
Сказки — это не просто увлекательные истории, которые мы читаем детям перед сном. Это мощный инструмент для развития речи, воображения и социальных навыков. Одной из ключевых задач логопеда является расширение словарного запаса ребёнка.
-
Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Однокоренные слова" на материале лексической темы "Зима" 2024
Цель занятия: закрепление знаний по теме «Однокоренные слова» на материале лексической темы «Зима».
-
Использование метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников с ОВЗ 2024
В нашем учреждении в рамках инновационной площадки, ведется работа по «календарю-путеводителю по русским народным традициям» – он ориентирует в разнообразии народных праздников и традиций, помогает в выборе построения оптимального маршрута приобщения детей к русской культуре. Нами было принято решение – использовать метод интеллект-карт именно в этом направлении работы. Так как данная информация нелегко воспринимается детьми: устаревшие слова, вышедшие из обихода выражения, предметы быта, неиспользуемый фольклор – всё это, подчас, сложно понять и школьнику. Мы решили сделать трудности нашим козырем. Интеллект-карты помогли нам структурировать информацию. Был разработан план, по которому педагоги вместе с детьми разбирали каждый народный праздник. Процесс изучения праздника не только заносили в интеллект-карту, но и «проживали» на своем опыте: играли в народные игры, учили потешки, пословицы, поговорки, разбирали устаревшие слова, мастерили народную игрушку, пекли пряники, лепили из глины, рисовали углем, рассматривали предметы старины с помощью комплекта игрушек «Народная игрушка», разработанного специально для календаря-путеводителя.
-
Рабочая программа «Произношение». 1–4-е классы 2024
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом –носителем этого языка.
-
Театральная деятельность как социокультурная практика сотрудничества с семьёй 2024
Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества в ДОУ. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получает огромное эмоциональное наслаждение. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.
-
Дифференциация звуков Ч-Ц-Щ 2024
Представлены лексико-грамматические упражнения для дифференциация звуков Ц–Ч–Щ в предложениях.
-
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики 2024
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи. Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. Я предлагаю вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.
-
Особенности сенсомоторного развития детей с нарушениями в развитии 2024
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. В коррекционной работе с детьми по развитию тактильно-двигательного восприятия используются различные игры. Упражнения на развитие мелкой моторики и сенсорного воспитания на занятиях и в индивидуальной работе позволяют стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.
-
Обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках «В поисках гласных звуков» 2024
Цель занятия: обобщение и систематизация полученных знаний о гласных звуках.
-
Метафора как вербальное средство познания мира дошкольниками с общим недоразвитием речи 2024
В статье представлен анализ метафоры как средство выразительности речи. Поиск новых методов и приемов в системе дошкольного образования, современные тенденции, влияющие на появление новых качественных результатов в работе с дошкольниками, повышающими эффективность коррекционной работы. Создании и разработки новых средств, с учетом особенности детей с общим недоразвитием речи. Использование в работе комплексного подхода.
-
Логопедическая работа по развитию импрессивной и активной речи у детей с РАС 2024
Работа по развитию импрессивной и активной речи у детей с РАС требует комплексного подхода, индивидуализации и постоянного взаимодействия с ребёнком. Логопедические методики, включающие игровые технологии, визуальную поддержку и альтернативные способы коммуникации, позволяют создать условия для эффективного речевого развития. Основная цель — это помощь ребёнку в интеграции в социум и улучшение качества его жизни через развитие коммуникативных навыков.
-
Конспект занятия по развитию звукопроизношения для детей раннего возраста. Автоматизация звука [Ш] 2024
В данном конспекте для детей раннего возраста, предлагаются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционного аппарата, а также мелкой моторики, фонематического слуха и правильному произношению звука [Ш]. В него вошли элементы работ авторов: Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т.
-
Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью 2024
Логопедическая работа с детьми с ОВ строится с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным. Грамотная, комплексная логопедическая работа способствует положительной динамике речевого развития детей с ОВЗ и инвалидностью.
-
Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР 2024
Автор статьи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использует метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст). Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше. Использование заместителей и наглядных моделей особенно эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОВЗ.
-
Выездное логопедическое занятие в конюшне (на примере Конного двора «Узкое») 2024
Занятие по развитию речи для обучающихся начальных классов (детей 7–10 лет) проходит в необычной обстановке, а именно – на территории конного двора (конюшни). Занятие насыщено упражнениями для развития навыков словооизменения и словообразования, речемыслительных процессов, языкового чутья и направлено на развитие связной речи и кругозора обучающихся.
-
Развитие речи детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью 2024
Среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическими расстройствами развития речи отличаются более выраженными невнимательностью и гиперактивностью по сравнению с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью без речевых нарушений. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи отличаются более низким уровнем функционального созревания мозга, что подтверждено результатами ЭЭГ исследования.
-
Конспект занятия "Звук и буква «И»" 2024
Цель урока: знакомство с гласным звуком [и] и буквой "И". Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звук /и/ среди других звуков, в слогах, в словах. Упражнять в определении позиции звука [и] в слове (начале, середине, конце). Познакомить с буквой "И", учить соотносить звук и букву. Развивать память, восприятие, внимание, мелкую моторику.
-
Дидактическое пособие «Говорящие кубики» 2024
Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка. Существуют игры для развития речи с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей. Целью данного дидактического пособия является индивидуально-ориентированная педагогическая технология, которая предоставляет возможность каждому учителю-логопеду или воспитателю адаптировать траекторию логопедического сопровождения в зависимости от речевых дефицитов у одного обучающегося или группы обучающихся. Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет.
-
Редактирование текстов. Занятие-тренинг 2024
Цель урока: развитие коммуникативных навыков обучающихся.
-
Учебно-методическое пособие с демонстрационным материалом для детей с ОНР. Лексико-грамматическая тема «Город» 2024
Основная цель пособия: оказать практическую помощь педагогам в планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 4–8 лет, страдающими ОНР и родителям, развивающим речь детей.
-
Мастер-класс для педагогов ДОО: «Боди перкуссия как инновационная методика ритмотехники в работе с дошкольниками» 2024
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование выразительной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – боди перкуссия.
-
Методическая разработка "Лента букв и звуков" 2024
Дидактическая разработка – лента букв, соответствующая классической системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, а объёмная, шитая из фетра. Лента букв – это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения. Для детей, особенно с речевыми нарушениями, важны тактильные ощущения, поэтому ребятам так нравится играть с буквами, именно поэтому объёмная лента букв помогает с легкостью преодолеть все трудности, связанные с фонематическим восприятием звуков речи.
-
Методическая разработка: «Лента букв и звуков» 2024
Авторская дидактическая разработка — это лента букв, соответствующая классической системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, как было принято всегда, а объёмная. Каждая буква сшита из фетра, её можно взять в руки, обвести пальцем, помять, погладить. Внутрь «звонких согласных» вшит колокольчик, так детям легче воспринять понятие «звонкий» звук. Так же все буквы распределены по цветам: гласные – красные, согласные – сине-зелёные, твердый и мягкий знаки – белые.
-
Актуальные аспекты взаимодействия учителя логопеда и семьи ребенка с недостатками речи 2024
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность педагогов-специалистов и родителей приносит более эффективные результаты в коррекционной работе. Поэтому важной задачей является создание команды (сообщества, группы) единомышленников, у которых одна общая цель – коррекция дефектов речи, сопутствующих нарушений у детей, формирование личности и подготовка детей к обучению в школе. Как же вовлечь родителей в коррекционно-педагогический процесс и создать команду единомышленников? Необходимо проводить с родителями большую целенаправленную последовательную просветительскую работу.
-
Логопедические занятия как неотъемлемая часть реализации АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2024
Цель логопедических занятий: воздействие на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
-
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ 2024
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
-
Буква Х, звуки [х], [х']. Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе 2024
Цель занятия: формирование представлений о звуках х, х’ и зрительном образе буквы Х.
-
Начальный этап логопедической работы с неговорящими детьми 2024
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением импрессивной и экспрессивной речи; развитие речевой инициативы.
-
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 2024
Развитие графических навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным аспектом их обучения и социализации. Графические навыки включают в себя умение рисовать, писать, раскрашивать, обводить по контуру и другие действия, связанные с использованием различных инструментов для создания изображений на бумаге или других поверхностях.