Особенности сенсомоторного развития детей с нарушениями в развитии

Разделы: Логопедия


Дошкольный период является сенситивным для всех детей, в том числе и для детей с различными нарушениями в развитии - с различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднению познания детей с проблемами в развитии окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми.

Познавательное развитие ребенка рассматривается не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.

Умственное воспитание детей происходит как в ходе общения со взрослыми, в играх со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.

В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей дошкольного возраста с проблемами развития выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения детьми перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Программой воспитания и обучения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению детей с умственной недостаточностью умению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы дея­тельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи:

Коррекционно-развивающая работа по умственному воспитанию детей с нарушениями интеллекта направлена на развитие внимания и запоминания, формирование восприятия, мышления и речи, а также воспитание определенных качеств личности. Эта работа осуществляется в повседневной жизни воспитанников, при ознакомлении с окружающим, в процессе формирования всех видов детской деятельности и на специальных занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по обучению игре (особую роль при этом выполняют дидактические игры), изобразительной деятельности, навыкам самообслуживания.

В процессе формирования восприятия необходимо обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов. В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызывать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени и предмета, который ребенок воспринимал, уже нет перед ним. Для этого нужно лишь сказать соответствующее слово-название. Для проведения коррекционной работы необходимо подготовить коррекционно-развивающую среду. Под коррекционно-развивающей средой занятий мы подразумеваем специально-организованную предметно-пространственную среду: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Основные требования к предметно-развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

В дефектологическом кабинете созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Создавая, развивающую среду учитывается, такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет зонирован по различным направлениям такие как:

1. Центр сенсорного развития, включающий в себя игры, игрушки и пособия, предназначенные для развития слухового, зрительного восприятия, первичных представлений о цвете, форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторных сферы. В коррекционной работе используются такие игры и игрушки как:

  • звучащие игрушки (погремушки, пищалки, дудочки, колокольчики, ксилофон, пианино, барабан и т.д.)
  • звучащие игрушки заменители (коробочки, баночки с различным наполнителем - камешки, горохом, фасолью, пшеном и т.п.)
  • «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками;
  • рамки вкладыши для раскладывания предметов по размеру;
  • игрушки гнезда (вкладываются друг в друга) и мн. др.

2. Центр моторного и конструктивного развития предназначен для развития мелкой и крупной моторики, развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие цветовосприятия и цветоразличения. Игры и игрушки, используемые в индивидуальных и подгрупповых занятиях такие как:

  • мячи различной величины;
  • пирамидки, состоящие из четырех основных цветов;
  • мозаики;
  • сборные игрушки (машинки, матрешки, домики);
  • крупные яркие кубики четырех основных цветов;
  • деревянные кубики;
  • кубики «Игрушки», «Овощи» (4 части), «Животные» (8 частей);
  • разрезные картинки (2-8 частей) с разными видами разреза и простые пазлы по изучаемым темам;
  • игрушки шнуровки (пуговки, ботинок, «Обезьянка», «Паровоз», «ягода», яблоко, сапожок и мн. др.)
  • рамки вкладыши по изучаемым лексическим темам;
  • логические кубики;
  • игры вкладыши т.д.

3. Следующий центр - это центр речевого и креативного развития в данной зоне подобран материал по формированию и активизации словаря по изученным лексическим темам, развитию коммуникативных навыков, формирование и совершенствование грамматического строя речи. В данном разделе огромный методический, дидактический и сюжетный материал:

  • демонстрационный материал по лексическим темам (зима, весна, лето, осень, овощи, фрукты, семья, одежда, профессии т.д.);
  • книжки малышки с народными патешками и колыбельными песенками и яркими картинками;
  • простые сюжетные картинки-действия;
  • серии сюжетных картинок;
  • парные картинки по изученным лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру и цвету предметы и объекты);
  • «Лото»
  • «Любимые сказки» (плоскостной и настольный театр);
  • альбом «Мир природы. Животные»

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста направлена на стимуляцию развития познавательной деятельности.

Коррекционная работа ведется по программе Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Данную программу мы адаптировали для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, разработав перспективный, календарный план по лексическим темам, с использованием игр и упражнений направленные на формирование сенсорного, моторного и речевого развития детей-сирот дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В дошкольный период с нарушениями в развитии моторных функций проявляется в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Так как эти дети не любят завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Такая «нелюбовь» связанна с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. Дети 5-7-летнего возраста неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка, вырезывание из бумаги.

Незрелость моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной четкости и координированности движений пальцев и кисти рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов.

Для развития мелкой моторики в коррекционной работе используются такие игры и упражнения как:

  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
  • надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
  • прикрепление бельевых прищепок и горизонтально натянутой веревке;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом, фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках);
  • игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами;
  • штриховка различными видами линий: сплошной, пунктирной, волнистой;
  • рисование по опорным точкам т.д.

Хороший эффект дает проведение специальной пальчиковой гимнастики, сочетающей развитие всех пальчиков руки. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течении 2-3 минут.

Развитию мелкой моторики способствует работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливании, сглаживании.

Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста, способствует обогащению словарного запаса, формированию фонематического строя речи и сенсорного развития она способствует так же развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для детей с нарушением интеллекта является пластилин. Он мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков; его можно многократно использовать. В процессе лепки, под руководством педагога наши дети создают красочные картины. Когда дети видят результат своей деятельности, они испытывают эмоциональное удовлетворение, радость от проделанной работы и желание создавать своими руками более интересные и сложные работы. У детей пропадает страх и появляется уверенность в своих возможностях.

Цель: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;
  • обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета;
  • вызывать положительные чувства и эмоции при работе с пластилином;
  • использовать коррекционно-развивающие игры.
  • воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.

Сенсомоторное развитие дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Большая работа ведется и по развитию тактильно-двигательного восприятия. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта воспринимаемым человеком, воспринимаемых прикосновения, ощущения, давления, температуры, боли.

Органом осязания служит рука. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные виды деятельности»:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • рисование (пальцами, кусочками ваты, бумажной кисточкой);
  • игры с мозаикой, конструктором;
  • игры с пазлами;
  • сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
  • игры с водой, разной температуры;
  • игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным).

В коррекционной работе с детьми по развитию тактильно-двигательного восприятия использую следующие игры и упражнения.

Вывод: форма, величина и цвет являются определяющими признаками предметов, но в силу их абстрактности не осознаются детьми-сиротами с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно, а значит в этом случае необходима специальная коррекционная работа.

Вывод: таким образом, упражнения на развитие мелкой моторики и сенсорного воспитания на занятиях и в индивидуальной работе позволяет стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание.

Литература

  1. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности к школьному обучению. Санкт-Петербург: КАРО, 2007.
  2. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - Москва: Просвещение, 2005.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Москва: Просвещение, 2001.
  4. Морозова О.Е Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.
  5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Э.Г.Пилюгина. - Москва: 2007.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.П.Сакулиной. - Москва: 1981.
  7. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н.Поддьякова и В.Н.Аванесовой. - Москва, 1989.
  8. Стребелева Е.А Наглядно-действенное мышление умственно отсталых детей дошкольного возраста. //Дефектология, 1991, N4.
  9. Стребелева Е.А. Психолого-пелагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2004.
  10. Стребелева Е.А. Ранняя дивгностикаумственной отсталости //Дефектология. 1994, №1
  11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. - Москва: Владос, 2001.
  12. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Москва: Мозаика-Синтез, 2010.