Цель: закрепление знаний по теме «Однокоренные слова» на материале лексической темы «Зима».
Образовательные задачи:
- закрепить знания по теме «Однокоренные слова»;
- учиться находить однокоренные слова, сравнивать их по значению и звуковому составу;
- наблюдать за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;
- развивать и активизировать словарный запас детей;
- развивать словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- воспитывать потребность в речевом высказывании;
- учить отвечать на вопросы по теме;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать внимание к языковым явлениям;
Воспитательные задачи:
- формировать активную позицию учащегося по отношению к предметам окружающего мира;
- формировать положительные качества личности;
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Здоровьесберегающие задачи:
- сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путём общеукрепляющих упражнений;
- предупреждать мышечное переутомление;
- создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями СанПиН.
Оборудование: парты, стулья, компьютер, презентация, изображение зимы, карточки с текстами упражнений, кроссворды, ручки, тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед загадывает загадку:
- Ребята, к нам в гости сегодня пришла Седая хозяйка.
Кто это? Угадай-ка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.
Дети отгадывают загадку.
- Это зима.
II. Основная часть
1. Актуализация имеющихся знаний.
Логопед: - Зима принесла в своих волшебных рукавах много новых зимних слов. Но чтобы зима подарила нам эти слова, мы должны постараться и отгадать их.
Нам поможет в этом корень слова.
Вспомните, что вы знаете о нём? Какие слова называются однокоренными?
Логопед: - Зима принесла нам снежную сказку.
(Логопед читает стихотворение. У учащихся на партах лежит текст.)
Снежная сказка
Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
(С.Погорельский)
Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Объясните слова: снегири, снегурки.
2. Наблюдение за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи.
Логопед: - Ребята, пока зимушка добиралась к нам, а путь её был нелёгкий, слова в её волшебных рукавах перепутались. Вам нужно распределить однокоренные слова в три столбика: предмет, действие, признак.
метелица |
вьюга |
отморозить |
морозный |
холодный |
вьюжный |
завьюжило |
метёт |
похолодало |
холод |
заморозки |
метельный |
(Учащиеся распределяют слова, записывают в тетради)
Предмет | Действие |
Признак |
метелица |
метёт |
метельный |
заморозки |
отморозить |
морозный |
вьюга |
завьюжило |
вьюжный |
холод |
похолодало |
холодный |
3. Пальчиковая гимнастика.
Снежок
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем-совсем не сладкий
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим,
("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем,
(хлопнуть в ладоши)
Три – уроним
(ручки в стороны)
И … сломаем!
(хлопнуть ладонями по столу)
4. Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Выделите корень в этих словах.
Бабушка накинула на плечи ….. платок.
….. снег покрыл всю землю белым ковром. (пушистый, пуховый)
Самый холодный период года – это ….. месяцы.
….. птицы прилетают к кормушкам. (зимние, зимующие)
Папа подарил мне на праздник ….. коньки. На ветвях деревьев блестит ….. иней. (серебристый, серебряный)
5. Подбор однокоренных слов.
Логопед: - Ребята, вы знаете, что много зимних игр и забав подарила нам зима. Вот построила она горку. Но забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клеточки, чтобы получились однокоренные слова.
6. Динамическая пауза.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
(Дети показывают движениями, что они делают.)
7. Прочитать сказку, вставить вместо пропусков корни слов в однокоренные слова.
Два Мороза.
Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые за____ки. _____ко нарисовал на окнах _____ные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и за____ил все реки и озёра. _____ец защипал щёки прохожих, от_____ил им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.
Дети должны догадаться, что пропущен корень слова мороз. Учащиеся читают текст и вставляют корень слова мороз.
Проверяем текст.
Два Мороза.
Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые заморозки. Морозко нарисовал на окнах морозные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и заморозил все реки и озёра. Морозец защипал щёки прохожих, отморозил им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.
8. Отгадайте загадку.
В огне не горит,
В воде не тонет. (лёд)
Корень этого слова равен самому слову. Отгадайте слова, которые являются однокоренными слову «лёд».
- Замёрзшая и затвердевшая вода на дороге, когда люди и машины скользят (гололёд)
- Время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность. (гололедица)
- Очень холодный. (ледяной)
- Кусочек льда. (ледышка)
9. Подведение итогов урока.
Ребята, какие новые слова подарила нам сегодня зимушка-зима?
- Что нового мы узнали об этих словах?
- Какие однокоренные слова мы сегодня узнали на уроке?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Что понравилось на уроке?