Логопедическое занятие для детей с нарушением интеллекта по теме "Однокоренные слова" на материале лексической темы "Зима"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: зима, однокоренные слова, дети с нарушением интеллекта


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: закрепление знаний по теме «Однокоренные слова» на материале лексической темы «Зима».

Образовательные задачи:

  • закрепить знания по теме «Однокоренные слова»;
  • учиться находить однокоренные слова, сравнивать их по значению и звуковому составу;
  • наблюдать за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;
  • развивать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • воспитывать потребность в речевом высказывании;
  • учить отвечать на вопросы по теме;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать внимание к языковым явлениям;

Воспитательные задачи:

  • формировать активную позицию учащегося по отношению к предметам окружающего мира;
  • формировать положительные качества личности;
  • воспитывать интерес к окружающей жизни.

Здоровьесберегающие задачи:

  • сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путём общеукрепляющих упражнений;
  • предупреждать мышечное переутомление;
  • создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями СанПиН.

Оборудование: парты, стулья, компьютер, презентация, изображение зимы, карточки с текстами упражнений, кроссворды, ручки, тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед загадывает загадку:

- Ребята, к нам в гости сегодня пришла Седая хозяйка.

Кто это? Угадай-ка!

Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.

Дети отгадывают загадку.

- Это зима.

II. Основная часть

1. Актуализация имеющихся знаний.

Логопед: - Зима принесла в своих волшебных рукавах много новых зимних слов. Но чтобы зима подарила нам эти слова, мы должны постараться и отгадать их.

Нам поможет в этом корень слова.

Вспомните, что вы знаете о нём? Какие слова называются однокоренными?

Логопед: - Зима принесла нам снежную сказку.

(Логопед читает стихотворение. У учащихся на партах лежит текст.)

Снежная сказка

Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
(С.Погорельский)

Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Объясните слова: снегири, снегурки.

2. Наблюдение за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи.

Логопед: - Ребята, пока зимушка добиралась к нам, а путь её был нелёгкий, слова в её волшебных рукавах перепутались. Вам нужно распределить однокоренные слова в три столбика: предмет, действие, признак.

метелица

вьюга

отморозить

морозный

холодный

вьюжный

завьюжило

метёт

похолодало

холод

заморозки

метельный

(Учащиеся распределяют слова, записывают в тетради)

Предмет

Действие

Признак

метелица

метёт

метельный

заморозки

отморозить

морозный

вьюга

завьюжило

вьюжный

холод

похолодало

холодный

3. Пальчиковая гимнастика.

Снежок

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем-совсем не сладкий
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим,
("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем,
(хлопнуть в ладоши)
Три – уроним
(ручки в стороны)
И … сломаем!
(хлопнуть ладонями по столу)

4. Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Выделите корень в этих словах.

Бабушка накинула на плечи ….. платок.
….. снег покрыл всю землю белым ковром. (пушистый, пуховый)

Самый холодный период года – это ….. месяцы.
….. птицы прилетают к кормушкам. (зимние, зимующие)

Папа подарил мне на праздник ….. коньки. На ветвях деревьев блестит ….. иней. (серебристый, серебряный)

5. Подбор однокоренных слов.

Логопед: - Ребята, вы знаете, что много зимних игр и забав подарила нам зима. Вот построила она горку. Но забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клеточки, чтобы получились однокоренные слова.

6. Динамическая пауза.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
(Дети показывают движениями, что они делают.)

7. Прочитать сказку, вставить вместо пропусков корни слов в однокоренные слова.

Два Мороза.

Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые за____ки. _____ко нарисовал на окнах _____ные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и за____ил все реки и озёра. _____ец защипал щёки прохожих, от_____ил им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.

Дети должны догадаться, что пропущен корень слова мороз. Учащиеся читают текст и вставляют корень слова мороз.

Проверяем текст.

Два Мороза.

Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые заморозки. Морозко нарисовал на окнах морозные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и заморозил все реки и озёра. Морозец защипал щёки прохожих, отморозил им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.

8. Отгадайте загадку.

В огне не горит,
В воде не тонет. (лёд)

Корень этого слова равен самому слову. Отгадайте слова, которые являются однокоренными слову «лёд».

  1. Замёрзшая и затвердевшая вода на дороге, когда люди и машины скользят (гололёд)
  2. Время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность. (гололедица)
  3. Очень холодный. (ледяной)
  4. Кусочек льда. (ледышка)

9. Подведение итогов урока.

Ребята, какие новые слова подарила нам сегодня зимушка-зима?

  • Что нового мы узнали об этих словах?
  • Какие однокоренные слова мы сегодня узнали на уроке?
  • Как вы оцените свою работу на уроке?
  • Что понравилось на уроке?