Актуальные аспекты взаимодействия учителя логопеда и семьи ребенка с недостатками речи

Разделы: Логопедия


Важным и достаточно новым аспектом разработки проблем коррекционной работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи, является тема взаимодействия учителя-логопеда с семьей. Это одна из самых редко освещаемых в литературе тем. Только в некоторых методических разработках даны отдельные рекомендации, но их явно недостаточно.

Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности и поведения, родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно важна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые логопедом навыки.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность педагогов-специалистов и родителей приносит более эффективные результаты в коррекционной работе. Поэтому важной задачей является создание команды (сообщества, группы) единомышленников, у которых одна общая цель - коррекция дефектов речи, сопутствующих нарушений у детей, формирование личности и подготовка детей к обучению в школе.

Как же вовлечь родителей в коррекционно-педагогический процесс и создать команду единомышленников?

Необходимо проводить с родителями большую целенаправленную последовательную просветительскую работу.

Современная действительность диктует нам новые условия и формы работы с семьей.

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней и соответственно контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности и новых разных взглядов родителей. Другим стало отношение многих родителей к образованию своих детей. Причём, к сожалению, не только в лучшую сторону.

Можно выделить следующие взгляды родителей на эту проблему:

  1. Некоторые родители хотят дать своему ребёнку все, что не могли когда-то получить сами. Считая, что материальный достаток позволяет им это сделать. В результате, не обращая внимание на объективные речевые проблемы ребёнка, отдают его с самого раннего возраста в различные прогимназии, записывают на различные дополнительные занятия и т.д. А насущные коррекционные задачи не решаются, тем самым к школе все проблемы у ребёнка усугубляются со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  2. Другие родители, имеющие высокий достаток, считают, что за деньги можно купить все и самоустранились от работы с ребёнком. Этот вариант один из самых сложных. Такие родители не понимают проблем ребенка, не хотят ничего знать ("я заплачу любые деньги, не вмешивайте меня в это, мне некогда") и не занимаются своим ребёнком.
  3. Есть родители, которые наоборот очень заинтересованы в квалифицированной помощи своим детям и очень ответственно подходят к этому. С такими родителями работать одно удовольствие. Они интересуются специальной литературой, советуются со специалистами детского сада, серьезно относятся к выполнению домашних заданий. Таких родителей специалисты детского сада должны уберечь только от чрезмерного увлечения новомодными, но ещё непроверенными педагогическими технологиями.
  4. Родители, составляющие основную массу, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей (издержки возраста, всё пройдёт само). По этой причине они очень мало, или совсем не занимаются с детьми. После неоднократных консультаций и советов иногда выполняют задания и отдельные рекомендации, но не систематически.
  5. Есть и такие родители, которые не обращают внимание на своих детей и их развитие. Это в основном происходит в, так называемых, неблагополучных семьях. В таком случае специалистам детского сада необходимо оказать максимально возможную помощь без поддержки родителей.
  6. Есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцы, неполные, семьи педагогов). К каждой необходим индивидуальный, дифференцированный подход, учитывая особенности семьи.

Ведущие специалисты практики-педагоги считают важным поиск новых форм взаимодействия с семьей.

Сейчас работа специалистов с родителями осуществляется в значительно большем объеме. Это: консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовление ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей; показ логопедом индивидуальных занятий с детьми.

Но, несмотря на многообразие форм работы с родителями, остаются проблемы, которые требуют специфической работы с родителями. Как, например, объяснить задание логопеда, записанное в индивидуальной тетради? Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например: слоговая структура слова), названия некоторых звуков (ль, й (йот)...), принцип выполнения задания (составить схему предложения, отхлопать слово...). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, особенно в начале обучения, когда родителям всё непонятно: и индивидуальные тетради, и необходимость дома заниматься с детьми, и масса специальных терминов. Очень важной проблемой является убеждение родителей в необходимости закрепления того материала, который пройден на занятиях в детском саду, т.к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении. Еще более значимой проблемой является решение вопроса - как заинтересовать и научить родителей правильно! заниматься с ребёнком. Только в том случае коррекционная работа даст положительный результат, если все - логопед и родители, имея общую цель, будут действовать согласованно, будет осуществляться преемственность в работе между педагогом и родителями.

С чего же начинать работу с родителями?

  1. Первым и самым важным моментом является установление контакта с ребёнком. Доброжелательное, ласковое, спокойное отношение к ребёнку способствует установлению контакта с ним. Необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в кабинет к логопеду на занятия. Надо уметь (научиться) восхищаться ребенком. У каждого ребёнка, даже с тяжёлой, или со сложной структурой нарушения развития и поведения есть что-то положительное, что необходимо логопеду увидеть. Далее, необходимо отмечать, подчеркивать, напоминать об этом самому ребенку каждый раз при общении с ним (как на занятиях, так и вне занятий). Похвала - самый эффективный стимул к деятельности. Установление хорошего контакта с ребёнком - это 1-й шаг навстречу к родителям и родителей к логопеду.
  2. Демонстрация родителям уже налаженного контакта с ребёнком и доброжелательного отношения к нему в процессе занятий, а также, пусть даже самых незначительных успехов и навыков ребёнка. Здесь важно показать не столько проблемы ребёнка, сколько его желание заниматься с логопедом. Всё это важно выполнить до встречи с родителями.
  3. Далее, уже в процессе коррекционного обучения, раскрывать родителям все проблемы нарушения у детей. Это могут быть и нарушения грамматического строя речи, связной речи, фонетико-фонематические нарушения слоговой структуры слова, а также нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Необходимо подвести родителей к пониманию, что только совместное воздействие специалиста и семьи окажет эффективное влияние на развитие ребенка и коррекцию его нарушений.

Важными и значимыми направлениями в работе с родителями является показ открытых индивидуальных занятий с ребенком, где логопед может показать весь спектр особенностей нарушений у ребёнка, осуществляя индивидуальный подход к нему.

В процессе работы по данной проблеме важно было решить еще один аспект: как привлечь родителей к более эффективным занятиям с детьми дома. Многие родители занимаются с детьми по заданию логопеда очень поверхностно. Я использую различные специфические приемы с целью привлечения родителей к более эффективному выполнению заданий с детьми дома и к более глубокому осознанному пониманию речевых проблем своего ребёнка в динамике.

Приемы-задания для родителей

  1. Отметить знаком (+) на печатном материале те виды заданий, с которыми ребенок справился хорошо, и знаком (-), те задания, с которыми не справился, или были трудности;
  2. Записать ответы детей по определенным заданиям;
  3. Записать ошибки, которые допускал ребёнок;
  4. Записать самые интересные или смешные ответы детей, или просто высказывания ребёнка в процессе занятий дома;
  5. Записать пересказ рассказа за ребёнком (рассказ напечатан в материале);
  6. Записать рассказ за ребёнком (который составляли в детском саду) только по памяти, дается только название рассказа и другие варианты.

В процессе такой «добровольно-принудительной» работы, родители стали более заинтересованы в занятиях с детьми дома, стали глубже и осознаннее понимать нарушения и проблемы развития своих детей.

Занятия с детьми дома стали проводиться на более качественном и эффективном уровне.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и конечно же, их родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность безотказно действуют на ребятишек.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей, детей нам удается добиться самого главного - хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Список литературы

  1. Закон РФ "Об образовании". М., 2008.
  2. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
  3. Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  5. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. № 11. С. 47-49.
  6. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. М., 2008.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях специального детского сада. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М., 1993.
  9. Фоминых Е.Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Традиционные и инновационные формы. "Логопед" № 7. 2009.