Учебно-методическое пособие с демонстрационным материалом для детей с ОНР. Лексико-грамматическая тема «Город»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)

Загрузить презентацию (22 МБ)


Лексико-грамматическая тема «Город» для детей дошкольного возраста (4-8 лет)

Пояснительная записка

В учебно-методическом пособии «Лексико-грамматическая тема «Город» представлен материал из опыта работы с детьми 4-8 лет, имеющими ОНР.

Общим недоразвитием речи принято считать системное нарушение речевой деятельности, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковая и смысловая сторона) при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.). При этом, несмотря на разнообразие речевых нарушений, в структуре ОНР у таких детей общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, наличие аграмматизмов, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

В настоящее время логопедами-практиками используются разные программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи» , которые в основном предусматривают тематический подход в обучении детей с ОНР, т.е. развитие лексико-грамматических средств языка идет тематическими блоками (темами). Такой подход открывает большие возможности для проработки различных лексико-грамматических категорий в пределах определенной темы. В то же время стойкость речевых нарушений при ОНР требует разнообразия форм и методов обучения, наличия огромного количества демонстрационного материала. Имеющиеся же в этой области, разработанные демонстрационные материалы и пособия Нищевой Н.В., Ткаченко Т.А., Брежневой Е.А. и др. авторов не могут в полной мере удовлетворить все потребности логопедов, деятельность которых направлена на решение определенных специфических задач. При этом для изучения большинства лексических тем практически не имеется разработанного специализированного демонстрационного материала.

Таким образом, возникла реальная необходимость в создании демонстрационного материала и методических рекомендаций по его использованию для изучения лексико-грамматической темы «Город».

В данном пособии представлен материал для работы с детьми 4-8 лет, страдающими общим недоразвитием речи по лексико-грамматической теме «Город».

Основная цель пособия: Оказать практическую помощь педагогам в планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 4-8 лет, страдающими ОНР и родителям, развивающим речь детей.

Учебно-методическое пособие направлено на:

  • обеспечение практического усвоения лексико-грамматических категорий по теме «Город» (обогащение и активизация словаря, использование различных вариантов словоизменения и словообразования);
  • развитие навыков связной речи (развитие умения отвечать на вопросы и задавать вопросы; придумывание предложений по сюжетным картинам; заучивания и рассказывания стихов);
  • совершенствования мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственно-временных ориентировок, конструктивного праксиса;
  • развития психических процессов, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • формирования умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • овладения способностью к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Предлагаемое пособие включает в себя:

  • 3 презентации (для детей 4-5 лет, для детей 5-6 лет и для детей 6-8 лет);
  • пояснительную записку (задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по лексико-грамматической теме «Город»; перечень основных умений и навыков, которыми должны овладеть дети; перечень отрабатываемых лексико-грамматических категорий по данной теме; перечень и описание демонстрационного материала, включающего в себя дидактические игровые задания по теме для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
  • примерный перспективный план занятий по совершенствованию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР 1 и 2 года обучения в логопедической группе;
  • консультацию для родителей;
  • 3 рабочие тетради (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа);
  • серия предметных картинок для формирования и совершенствования номинативного словаря;
  • художественное слово (стихотворения) о Иркутске.

При разработке пособия учитывались общедидактические и специфические принципы, особенно:

  • принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей (усвоение речевого материала должно идти не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач);
  • принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи (Леонтьев А.Н.);
  • принцип взаимосвязи формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (Левина Р.Е., Гриншпун Б.М.);
  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов (Левина Р.Е., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.);
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка (осознанность является показателем степени сформированности речевых умений);
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Разнообразие демонстрационного материала (мультимедийного и наглядного) дает возможность:

  • определить приемы воздействия на детей;
  • обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и личностных особенностей;
  • стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников;
  • обеспечить осознанное использование сформированных речевых умений в свободной деятельности;
  • оптимально использовать время всех коррекционных занятий;
  • максимально сократить время подготовки педагога к проведению занятий.

Данное практическое пособие адресовано логопедам и дефектологам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям детских садов, студентам педагогических вузов, родителям.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по лексико-грамматической теме «Город» (средняя логопедическая группа)

Лексика

  • Расширить пассивный словарь и активизировать практическое использование в речи существительных, глаголов, прилагательных по теме.
  • Расширить номинативный словарь за счет использования в свободной речи обобщающих понятий (игровые площадки, машины, улицы)
  • Обогатить активный словарь относительными прилагательными (городской, спортивный, музыкальный).
  • Расширить понимание лексического значения предлогов (в, на, под).
  • Активизировать словарь антонимов (большой - маленький, низкий - высокий, узкий - широкий, молодой-старый).
  • Расширить экспрессивную речь количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять; первый, второй, третий…).

Совершенствование грамматического строя речи

  • Обучать детей употреблению имен существительных в форме единственного и множественного числа.
  • Упражнять в употреблении форм косвенных падежей имен существительных единственного и множественного числа без предлогов и с некоторыми предлогами (в, на, под).
  • Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (остановка, остановки, остановок); согласования числительных один, два, пять с существительными (одна улица, две улицы и т.д.)
  • Развивать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных (магазин - магазинчик).
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных (спортивный, городской).
  • Упражнять в употреблении «маленьких слов» (предлогов). Закрепить практическое употребление предлогов (в, на, над) в простых распространенных предложениях.

Развитие связной речи

  • Совершенствовать вопросно-ответную форму речи, учить отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, задавать вопросы другим.
  • Обучать составлению простого нераспространенного предложения (по вопросам, по демонстрации действия, по сюжетной картине);
  • Совершенствовать навык распространения простого нераспространенного предложения дополнениями, однородными членами. (Маша пошла в школу. Маша и Петя пошли в школу.)
  • Учить составлять небольшие рассказы-описания, загадки-описания по образцу.
  • Развивать навык составления простого рассказа по сюжетной картине.

К концу изучения темы дети должны владеть следующими основными умениями и навыками:

  • иметь обширный пассивный и активный словарь по теме; использовать в свободной речи обобщающие понятия «город», «транспорт», «улицы».
  • уметь подбирать слова-антонимы простые формы;
  • преобразовывать существительные единственного числа во множественное число;
  • использовать существительные в различных падежах;
  • образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • уметь образовывать относительные прилагательные;
  • уметь отвечать на вопросы кратко и полным предложением;
  • составлять простые распространенные предложения по картине;
  • уметь распространять простые нераспространенные предложения;
  • уметь составлять простой рассказ по сюжетной картинке с помощью вопросов педагога.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по лексико-грамматической теме «Город» (старшая логопедическая группа)

Лексика

  • Расширить пассивный словарь и активизировать практическое использование в речи существительных, глаголов, прилагательных по теме.
  • Расширить номинативный словарь за счет использования в свободной речи обобщающих понятий (транспорт, игровые площадки, города)
  • Обогатить активный словарь относительными прилагательными (асфальтированная, городской, музейный).
  • Уточнить значение сложных слов (многолюдный).
  • Расширить понимание лексического значения предлогов (в, на, под, над, перед, за).
  • Активизировать словарь антонимов (чистый - грязный, шумный - тихий, большой - маленький, узкий - широкий).
  • Расширить экспрессивную речь притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои; количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять; первый, второй, третий…).

Совершенствование грамматического строя речи

  • Обучать детей употреблению имен существительных в форме единственного и множественного числа.
  • Упражнять в употреблении форм косвенных падежей имен существительных единственного и множественного числа без предлогов и с некоторыми предлогами (в, на, под, над).
  • Совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (пешеходный переход, пешеходные переходы, пешеходных переходов); согласования числительных один, два, пять с существительными (один перекрёсток, два перекрёстка и т.д.); согласования притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными (мой магазин, моя школа, мои игровые площадки).
  • Развивать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (светофор, светофорчик. светофорище).
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных (городской, тихий, шумный).
  • Развивать навыки образования сложных слов из двух корней (многолюдный).
  • Упражнять в употреблении «маленьких слов» (предлогов). Закрепить практическое употребление предлогов (в, на, над, под, перед, за) в простых распространенных предложениях.

Развитие связной речи

  • Совершенствовать вопросно-ответную форму речи, учить отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов, задавать вопросы другим.
  • Обучать составлению простого нераспространенного предложения (по вопросам, по демонстрации действия, по сюжетной картине);
  • Совершенствовать навык распространения простого нераспространенного предложения дополнениями, однородными членами. (Маша играла на игровой площадке. Маша и Петя играли на игровой площадке. Маша прыгала, бегала на игровой площадке.)
  • Учить составлять небольшие рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по схемам, по плану.
  • Развивать навык составления простого рассказа по сюжетной картине.
  • Обучать детей пересказу небольших рассказов с помощью педагога и со зрительной опорой.

К концу изучения темы дети должны владеть следующими основными умениями и навыками:

  • иметь обширный пассивный и активный словарь по теме; использовать в свободной речи обобщающие понятия «города», «транспорт».
  • уметь подбирать слова-антонимы;
  • понимать и использовать многозначные слова;
  • преобразовывать существительные единственного числа во множественное число;
  • использовать существительные в различных падежах;
  • уметь согласовывать прилагательные, притяжательные местоимения, числительные с существительными в роде, числе, падеже;
  • образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов;
  • уметь образовывать относительные прилагательные;
  • образовывать сложные слова из двух корней;
  • уметь отвечать на вопросы кратко и полным предложением;
  • составлять простые распространенные предложения по картине, по демонстрации действия, по заданному слову;
  • уметь распространять простые нераспространенные предложения однородными членами;
  • пересказывать короткий текст;
  • уметь задавать вопросы;
  • составлять описательный рассказ, загадки-описания по предложенному плану, по схеме;
  • составлять рассказ по картине;
  • знать наизусть стихи.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по лексико-грамматической теме «Город» (подготовительная к школе логопедическая группа)

Лексика

  • Уточнить и активизировать словарь по теме.
  • Закрепить использование в свободной речи обобщающих понятий (город, транспорт, достопримечательности); названий улиц, скверов, парков.
  • Активизировать словарь родственных слов (город, улица, парк);
  • Обогатить словарь за счет использования многозначных слов.
  • Активизировать словарь антонимов - прилагательных (чистый - грязный), антонимов - глаголов (положить - убрать, найти - спрятать), синонимов - прилагательных (крепкий, мощный, прочный, надёжный).
  • Расширить понимание лексического значения простых предлогов места и движения; сложных предлогов (между, из-за, из-под, около, возле, рядом).
  • Расширять понимание лексического значения приставочных глаголов (приехать, отъехать и т.д.).
  • Закрепить понимание лексического значения сложных прилагательных из двух корней (желто-оранжевый, шаровидный, многолюдный).
  • Развивать понимание лексического значения прилагательных неполной степени качества (сероватый).

Совершенствование грамматического строя речи

  • Закрепить навык употребления имен существительных в форме единственного и множественного числа.
  • Упражнять в употреблении форм косвенных падежей словосочетаний прил+сущ, числ+сущ, числ.+прил.+ сущ. (нет городского светофора; нет городских светофоров; пять городских светофоров; …..).
  • Совершенствовать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
  • Совершенствовать навык образования относительных прилагательных и упражнять в согласовании их с существительными в роде, числе, падеже (много спортивных мест).
  • Развивать навык образования прилагательных, обозначающих неполную степень качества с помощью суффиксов: -оват-, -еват- (беловатый, коричневатый).
  • Совершенствовать навык образования сложных прилагательных из двух корней (многолюдный, шоколадно-бурый, бледно-розовый).
  • Развивать навык образования существительных от глаголов (строить - стройка, находить - находка, собирать - сбор).
  • Упражнять в употреблении возвратных глаголов и глаголов разных временных форм.
  • Развивать навык образования приставочных глаголов (строить, построить, застроить и т.д.).
  • Учить подбирать родственные слова.

Развитие связной речи

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
  • Совершенствовать навык распространения простого нераспространенного предложения однородными сказуемыми, дополнениями, определениями.
  • Развивать навык составления рассказов-описаний, загадок-описаний по образцу, по схемам, по плану, самостоятельно.
  • Развивать навык пересказа и составления простого рассказа по серии сюжетных картин.
  • Развивать навык пересказа и составления простого рассказа по сюжетной картине.

К концу изучения темы дети должны владеть следующими основными умениями и навыками:

  • иметь обширный пассивный и активный словарь по теме; активно оперировать обобщающими понятиями;
  • уметь подбирать антонимы-прилагательные и антонимы-глаголы;
  • уметь подбирать синонимы - прилагательные;
  • изменять словосочетания прил+сущ, числ+сущ, числ+прил+сущ по числам, родам, падежам;
  • образовывать существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образовывать существительные с помощью увеличительных суффиксов;
  • уметь образовывать относительные прилагательные;
  • уметь образовывать прилагательные, обозначающие неполную степень качества;
  • уметь образовывать сложные прилагательные из двух корней;
  • уметь образовывать приставочные глаголы; активно использовать их в свободной речи;
  • подбирать родственные слова;
  • использовать многозначные слова в свободной речи;
  • уметь отвечать на вопросы полным предложением;
  • уметь отвечать на поисковые (где?, когда?, сколько?...) и проблемные вопросы (зачем?, почему?..);
  • составлять простые распространенные предложения по картине, по демонстрации действия, по заданному слову; на заданную тему;
  • уметь распространять простые нераспространенные предложения однородными сказуемыми, дополнениями, определениями;
  • пересказывать текст со зрительной опорой и самостоятельно;
  • уметь задавать вопросы;
  • составлять описательный рассказ, загадки-описания по предложенному плану, по схеме, самостоятельно;
  • составлять рассказ по серии картин; по сюжетной картине;
  • составлять рассказы из личного опыта;
  • знать наизусть стихи.

Перечень лексико-грамматических категорий. Тема: «Город»

Номинативный словарь

Город, улица, сквер, парк, площадь, остановка, перекрёсток, переход, аптека, магазин, музей, бассейн, транспорт, фонтан, клумба, светофор, дом, тротуар, бульвар, стадион, киоск.

Атрибутивный словарь

Городской, уличный, автомобильный, пешеходный, молодой, старый, чистый, тонкий, толстый, плоский, хрупкий, крепкий, мелкий, крупный, яркий, гладкий, шаровидный, бледно-розовый, шоколадно-бурый, молочно-белый, желто-рыжий, желтоватый, беловатый, сероватый, коричневатый, рыжеватый, многолюдный, привокзальный.

Предикативный словарь

Рассматривать, строить, ехать, соревноваться, передвигаться, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать

Грамматические категории

Преобразование имен существительных единственного числа в имена существительные множественного числа и наоборот.

Практическое употребление имен существительных в разных падежах (с предлогами и без предлогов).

Практическое употребление имен существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Согласование числительных с именами существительными.

Практическое употребление словосочетаний числ+прил+сущ в различных падежах.

Образование имен существительных суффиксальным способом:

Город, городок, городище.

Образование имен прилагательных суффиксальным способом:

тоненький, толстенький, широконький, крупненький, мелконький, чистенький, хрупенький, молоденький, старенький, плотненький, ярконький, бледненький, гладенький.

Практическое употребление прилагательных - антонимов:

Молодой - старый; чистый - грязный; крепкий - хрупкий; мелкий - крупный.

Образование относительных прилагательных:

Городской парк, городское место, городская площадка, городские улицы.

Практическое употребление приставочных глаголов:

Строить - построить, перестроить, застроить; ехать - поехать, уехать, переехать, съехать, отъехать, въехать, выехать.

Практическое употребление глаголов-антонимов:

Строить - ломать, стоять - сидеть

Развитие связной речи

  • Составление предложений по сюжетным картинам.
  • Заучивание стихотворений.
  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

Развитие психических процессов

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации через дидактическую игру «Исключение 4 лишнего», «Продолжи ряд».
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности, зрительного восприятия, памяти, внимания через дидактические игры «Что изменилось? Найди отличия», «Чего не стало?», «Продолжи ряд», «Найди такой же», «Найди среди других».

Содержание демонстрационного материала, дидактических игр (средний дошкольный возраст)

1) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.

Задание: Посмотреть на картинки, найти лишний предмет. Докажи.

Демонстрационный материал: варианты

  • Дом, нора, магазин, транспорт.
  • машина, детская площадка, огород, фонтан.
  • Памятник, светофор, дома, теплицы.

2) Дидактическая игра «Один - много».

Цель: Образование множественного числа имён существительных.

Задание: Назови предмет (светофор). А это что? (светофоры)

Демонстрационный материал: светофоры, машины, остановки.

3) Дидактическая игра «Продолжи ряд».

Цель: Словоизменение имён существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Задание: Назови что и кого увидим на прогулке в городе.

Демонстрационный материал: дома, фонтан, пешеходный переход, транспорт, дорогу.

4) Дидактическая игра «Много чего?».

Цель: Словоизменение имён существительных в родительном падеже множественного числа.

Задание: назови. Много чего в городе? Проговори.

Демонстрационный материал: много домов, машин, клумб, фонтанов, памятников, парков.

5) Дидактическая игра «Сосчитай».

Цель: Согласование имен существительных с числительными.

Задание: Сосчитай, сколько предметов.

Демонстрационный материал: пять фонтанов, две дороги, три фонтана.

6) ) Дидактическая игра «Посчитай-ка».

Цель: Согласование имен существительных и прилагательных с числительными.

Задание: Это пешеходный переход. А если их два, как мы про них скажем? (два пешеходных перехода)

Демонстрационный материал: два пешеходных перехода, пять длинных дорог.

7) Дидактическая игра «Гномик»

Цель: Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Задание: Подбери предметы для гномика. Назови.

Демонстрационный материал: домик, светофорчик, фонтанчик, клумбочка.

8) Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Активизация словаря прилагательными антонимами.

Задание: Найди отличия и покажи.

Демонстрационный материал: две картинки.

9) Составление рассказа по картинке

Цель: Развитие связной речи через ответы на вопросы и составления рассказа по картинке.

Задание: Рассмотри картинку.

  • Кто нарисован на картинке?
  • Как их зовут?
  • Какое у них настроение?
  • Что они делают?
  • Как ты думаешь куда они идут?

Демонстрационный материал: сюжетная картина.

10) Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель: Активизация словаря.

Содержание демонстрационного материала, дидактических игр (старший дошкольный возраст)

1. Игра «Профессии нашего города».

Цель: Закрепить знания детей о профессиях родного города (машинист, врач, учитель, летчик). Учить составлять предложения (Машинист работает на железной дороге. Врач работает в больнице. Учитель работает в школе. Летчик работает в аэропорту).

2. Игра «Герб города Иркутска».

Цель: расширять представления детей о достопримечательностях своего города.
(найди герб города Иркутска, расскажи, что на нем изображено).

3. Игра «Транспорт нашего города».

Цель: Закрепить знания детей о транспорте родного города (На каком транспорте передвигаются по нашему городу? (Автобус, машина, велосипед, лошадь).

4. Игра «Дома нашего города».

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества (дом из кирпича - кирпичный, дом из дерева - деревянный, дом из панелей - панельный, дом из стекла - стеклянный).

5. Игра «Где находится машина».

Цель: Учить понимать значение предлогов: на, под, около, с. Правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами.
(Машина стоит под мостом, машина стоит на мосту, машина стоит около моста, машина съезжает с моста).

6. Игра «Мой, моя».

Цель: формировать умения согласовывать местоимения с существительными.

(Если про предмет можно сказать МОЯ - проведи красным цветом к девочке. Если про предмет можно сказать МОЙ - проведи синим цветом к мальчику. Моя машина, моя река, моя школа, моя дорога. Мой автобус, мой дом, мой мост, мой фонтан).

7. Игра «Посчитай, какой по счету».

Цель: формировать умения согласовывать числительное с существительным мужского и женского рода.

(- Первый автобус, второй дом, третий мост, четвертый фонтан, пятый самолет).

(- Первая машина, вторая дорога, третья школа, четвертая река, пятая, остановка).

8. Игра «Подбери предметы с противоположным значением».

Цель: формировать умения подбирать слова с противоположным значением (слова-антонимы).

(Дорога узкая и широкая; фонтан высокий и низкий; автобус маленький и большой; река длинная и короткая; самолет быстрый, а велосипед медленный).

9. Игра «Где находится человек?»

Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, около, между, через. Правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами.

(Нарисовать дорогу, по которой передвигается человек, и где он находится. Человек стоит на мосту. Человек идет в школу. Человек стоит около машины. Человек стоит между домами. Человек перепрыгнул через речку).

Содержание демонстрационного материала, дидактических игр (подготовительная к школе группа)

1) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: Активизация словаря. Составление простых распространенных и сложноподчинённых предложений.

Задание: Посмотреть на картинки, найти лишний предмет. Докажи.

Демонстрационный материал: варианты:

  • На какой фотографии не изображён Иркутск?
  • Дом, нора, магазин, школа.
  • Переход, детская площадка, огород, фонтан.
  • Перекрёсток, светофор, дома, теплицы.

2) Дидактическая игра «Бывает, не бывает в городе».

Цель: Словоизменение имён существительных в родительном падеже.

Задание: Посмотреть на картинки и скажи, чего не бывает в городе. А что можно увидеть в городе?

Демонстрационный материал: не бывает: огорода, медведя, гор. Можно увидеть: дорогу, дома. Транспорт

3) Дидактическая игра «Много чего?».

Цель: Словоизменение имён существительных в родительном падеже множественного числа.

Задание: Много чего можно встретить в городе?

Демонстрационный материал: много домов, машин, клумб, фонтанов, памятников, парков

4) Дидактическая игра «Маша и Паша».

Цель: согласование имён существительных с притяжательными местоимениями.

Задание: Для Маши найди предметы, про которые можно сказать: «Она моя». Проговори.

Для Паши найди предметы. Про которые можно сказать: «Он мой». Проговори

Демонстрационный материал: моя остановка, машина, почта, школа;

Мой перекрёсток, памятник, мост, магазин.

5) Дидактическая игра «Посчитай-ка».

Цель: Согласование имен существительных и прилагательных с числительными.

Задание: Сосчитай до заданной цифры.

Демонстрационный материал: городской перекрёсток, пешеходный переход, асфальтированная дорога.

6) Дидактическая игра «Гномик и великан».

Цель: словообразование с помощью увеличительных и уменьшительных суффиксов.

Задание: Подбери предметы для гномика и назови.

Подбери предметы для великана и назови.

Демонстрационный материал: домик, светофорчик, клумбочка, фонтанчик; домище, светофорище, клумбище, фонтанище.

7) Дидактическая игра «Найди отличия».

Цель: развитие связного высказывания

Задание: Найди, чем первая картинка отличается от второй. Проговаривай так: «На первой картинке ………, а на второй……..»

Демонстрационный материал: две сюжетные картинки.

8) «Выучи зарядку для пальчиков»

Цель: развитие связной речи, памяти, внимания.

9) «Отгадай загадки»

Цель: развитие связной речи, памяти, логики.

10) «Составление рассказа по картинке»

Цель: развитие связной речи.

Задание: Рассмотри картинку. Составь рассказ по картинке.

Демонстрационный материал: сюжетная картина.

11) Дидактическая игра «Повтори рисунок по точкам»

Цель: развитие графомоторных навыков.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб, ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. - М, ТЦ Сфера, 2005.
  3. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. Пособие для логопеда в 2 ч. - М, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Волкова Л.С. Логопедия. - М, 1996.
  5. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. Пособие для логопедов. - М, Гном и Д, 2009.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М, 1985.
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М, Просвещение, 1991.
  8. Жукова Н., Мастюкова Е., ФиличеваТ. Общее недоразвитие речи.- М,1996.
  9. Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М, 1990.
  10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М, Просвещение, 1985.
  11. Каше Г.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). - М, 1986.
  12. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе / для детей с ФФН/ на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. - М, «Гном - Пресс», «Новая школа», 1998.
  13. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. - М, Аквариум, 1995.
  14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - М, Просвещение, 1991.
  15. Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР / с 4 до 7 лет/. - СПб, ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
  16. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи, Ред.-сост. С.А.Миронова. - М, Просвещение,1987.
  17. Сычева Г.Е. Логопедический букварь. - М, Книголюб, 2004.
  18. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет. - М, «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. - М, Айрис - пресс, 2004.
  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни. - М,1989.
  21. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи - СПб, ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

Приложения

Перспективное планирование

Рабочая тетрадь «Город» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Рабочая тетрадь «Город» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Рабочая тетрадь «Город» для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)