Использование метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»

Ключевые слова: интеллект-карты, старшие дошкольники


В последние десятилетия окружающий мир развивается очень стремительно, и, конечно, значительно возрастает объем информации, которую необходимо усвоить детям для дальнейшей успешной жизни. Ведь, если создать прочный фундамент, то на нем можно «выстроить» надежное «здание», состоящее из знаний, умений и навыков.

С введением федеральной образовательной программы дошкольного образования, педагоги и специалисты учреждений задались вопросом выбора интересных и эффективных форм работы с дошкольниками. Ведь дошкольный возраст - это самый благоприятный период для усвоения информации, а так как основной вид деятельности для дошкольников – игра, то именно в нем, дети наиболее продуктивно обучаются.

Работая продолжительное время учителем-логопедом со старшими дошкольниками, я выбрала интересным и действенным методом обучения интеллект-карты. Интеллект-карта – метод запоминания информации. Что было важно для меня: этот метод помогает развивать творческие способности детей, активизировать мышление, и самое главное – способствует речевому развитию. Работа с детьми с речевыми нарушениями специфична, а метод интеллект-карт позволяет решать еще и коррекционные задачи.

В нашем учреждении в рамках инновационной площадки, ведется работа по «календарю-путеводителю по русским народным традициям» - он ориентирует в разнообразии народных праздников и традиций, помогает в выборе построения оптимального маршрута приобщения детей к русской культуре. Нами было принято решение – использовать метод интеллект-карт именно в этом направлении работы. Так как данная информация нелегко воспринимается детьми: устаревшие слова, вышедшие из обихода выражения, предметы быта, неиспользуемый фольклор - всё это, подчас, сложно понять и школьнику. Мы решили сделать трудности нашим козырем. Интеллект-карты помогли нам структурировать информацию. Был разработан план, по которому педагоги вместе с детьми разбирали каждый народный праздник. Процесс изучения праздника не только заносили в интеллект-карту, но и «проживали» на своем опыте: играли в народные игры, учили потешки, пословицы, поговорки, разбирали устаревшие слова, мастерили народную игрушку, пекли пряники, лепили из глины, рисовали углем, рассматривали предметы старины с помощью комплекта игрушек «Народная игрушка», разработанного специально для календаря-путеводителя.

Итак, вот как выглядит наш план изучения народных праздников.

Составление такой интеллектуальной карты приходится или на итоговое, обобщающее занятие по теме праздника или составляется в процессе изучения. Например, если сегодня понедельник, а праздник «Осенины» в воскресение, то составлять интеллект-карту будем в течение недели.

  • Понедельник: расскажем о празднике в общем и внесем в карту свои рисунки о том, чему он посвящен и когда проводится.
  • Вторник: рассмотрим приметы, которыми руководствовались наши предки и попробуем обратить внимание на природные явления у нас, сопроводим все рассказы частушками или попевками и внесем запомнившееся в интеллект-карту.
  • Среда: разберем деятельность детей и взрослых в этот праздник. Будем мастерить с ребятами то, что принято в этот день. Поиграем в народную игру.
  • Четверг: проговорим какие ассоциации возникают у дошкольников с этим праздником.
  • Пятница: подведем итоги, рассматривая готовую карту, дополним, если будут предложения. На протяжении всех пяти дней, будем вносить устаревшие, неиспользуемые слова в карту и разбирать их значение, создавать ситуации или устраивать инсценировки, в которых будет уместно употреблять эти слова.

Наш опыт использования интеллект-карт как метода развития речи и приобщения к русской культуре показал, что у старших дошкольников:

  • Значительно возрос интерес и понимание национально-культурных ценностей – теперь ребята сами спрашивают: «Какой праздник наши предки отмечают сегодня?»
  • Расширился словарный запас: ребята используют слова, которые изучили и, к которым подбирали синонимы современных слов.
  • Происходит развитие мышления: навыков анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (участились вопросы о быте народа на Руси: «Зачем носили косынки?», «Почему просто не поливали землю из колодца, если нет дождя? Зачем закликали дождь?» и т.д.)
  • Дети стали ориентироваться во времени: времена года и дни недели.
  • Дошкольники научились более связно излагать свои мысли;
  • Улучшилась лексико-грамматическая структура речи.

В результате использования интеллект-карт как в течение полугода, мы можем сделать выводы об их положительном влиянии на развитие всех сторон речи детей, мышления, и, конечно, на воспитание в подрастающем поколении патриотизма, чувства приобщенности к наследию предков.