Использование метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика, Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении

Ключевые слова: интеллект-карты, старшие дошкольники


ФГОС и ФОП ДО ставит перед педагогами и специалистами дошкольных организаций главную цель – разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Учителя-логопеды МБДОУ №137 города Ростова-на-Дону в рамках реализации инновационного проекта Федерального института современного образования АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в составе творческой группы по проблеме «Раскрытие воспитательного потенциала СТЕМ-образования» находятся в поиске новых интересных подходов для интеграции коррекционных и воспитательных задач.

Модули инновационной программы "STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.) (https://komiedu.ru/upload/iblock/fb6/Markova-V.A.-STEM_obrazovanie.pdf педагоги дошкольного учреждения смело интегрируют с методическим ресурсом для проектирования содержания воспитательной работы в ДОО «Календарь-путеводитель по русским народным традициям» (далее – Календарь-путеводитель), авторы – Ю.А.Акимова, И.А.Самкова: https://rodnaya-igrushka.ru/calendar.

Во время реализации содержания проекта наши воспитанники задают вопросы о значении старорусских слов, смысл которых детям не совсем понятен. Для решения проблемы мы остановили свой выбор на деятельностном методе обучения – интеллект-картах.

Интеллект-карта – метод запоминания информации, который помогает развивать творческие способности детей, активизировать мышление, и самое главное для нас, специалистов, способствует речевому развитию. Работа с детьми с речевыми нарушениями специфична, а метод интеллект-карт позволяет решать еще и коррекционные задачи.

Интеллект-карты помогают нам структурировать информацию. Педагогами разработан план, по которому они вместе с детьми анализируют каждый народный праздник Календаря-путеводителя. Интересные события праздника не только вносят в интеллект-карту, но и «проживают» на своем опыте: в народных играх, звучащих потешках, пословицах и поговорках; на мастер-классах по народной игрушке, во время выпечки пряников, лепки из глины и рисования углем; при рассматривании предметов старины и организации игр с комплектами линии «Родная игрушка»: https://rodnaya-igrushka.ru/.

Итак, вот как выглядит наша модель изучения народных праздников (рисунок 1).

Рисунок 1

Составление такой интеллектуальной карты приходится на итоговое воспитательное событие по данной теме Календаря-путеводителя. Например, в первый день недели знакомим детей с традициями праздника вносим в карту свои рисунки о том, чему он посвящен и когда проводится.

Во второй день: изучаем приметы, которые использовали наши предки и обращаем внимание на природные явления (наблюдение ведём с фиксацией результатов).  Сопровождаем тематические события частушками или попевками, запомнившиеся моменты вносим в интеллект-карту.

Третий день – знакомимся с деятельностью детей и взрослых в этот праздник: создаем поделки, играем в народные игры.

Четвертый день: обсуждаем,какие ассоциации возникают у дошкольников с этим праздником.

Пятый день: подводимитоги, рассматривая готовую карту, дополняем, если появляютсяпредложения.

На протяжении всех пяти дней, мы вносимустаревшие, неиспользуемые слова в карту, создавая ситуации или тематические инсценировки, в которых уместно употреблять эти слова.

Наш опыт использования интеллект-карт как метода развития речи и приобщения к русской народной культуре показал, что у старших дошкольников:

  • Возрос интерес и понимание национально-культурных традиций и духовно-нравственных ценностей – теперь дети сами спрашивают: «Какой праздник наши предки отмечают сегодня?»
  • Участились вопросы о быте народа на Руси: «Зачем носили косынки?», «Почему просто не поливали землю из колодца, если нет дождя? Зачем закликали дождь?» и т.д.
  • Расширился словарный запас: воспитанники используют слова, которые изучали и к которым подбирали синонимы современных слов.
  • Дети стали лучше ориентироваться во времени: времена года и дни недели, части суток.
  • Дошкольники научились более связно излагать свои мысли;
  • Улучшилась лексико-грамматическая структура речи.

Таким образом, использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста положительно влияет на развитие всех компонентов речи, творческого и логического мышления, умения работать в команде, а также способствует приобщению к культурно-историческим традициям, воспитанию чувства патриотизма.

Опыт работы педагогов представлен практическими материалами видеоролика
https://rutube.ru/video/082c02f7c211bdf60a0381bfd0d06e0d