Мастер-класс для педагогов ДОО: «Боди перкуссия как инновационная методика ритмотехники в работе с дошкольниками»

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Логопедия, Мастер-класс

Класс: д/с


Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о таком интересном явлении, как боди перкуссия и ее применении в работе с дошкольниками.

Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки.

Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение и созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, оно помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование выразительной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

В этом случае на помощь придет простая и доступная техника - боди перкуссия.

Боди перкуссия (или перкуссия тела) - это музыкальное направление с элементами танца, в котором в качестве музыкального инструмента используется человеческое тело. Человеческий организм - это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Слово перкуссия происходит от латинского percussio - «постукивание». Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления. Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии - это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты - это гениально и очень подходит ребенку.

Идея Карла Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.

Он вводит систему так называемых «звучащих жестов» - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.

Карл Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):

  • хлопки (звонкие - всей ладонью, тихие - согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры телесной перкуссии мы видим в детской игре «Ладушки».

Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».

Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

Данная техника нашла отражение в разработках Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Этот удивительный ритм». Техника боди перкуссия, кроме формирования чувства ритма, способствует проявлению у ребёнка индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. И при этом дошкольники получают большое удовольствие от процесса обучения.

В современное время музыкальная перкуссия тела - это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.

Оздоровительные возможности телесной перкуссии.

  • на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
  • на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
  • в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Приемы работы с детьми в технике боди-перкуссия

Приемы работы с детьми в технике боди-перкуссия следующие: вместе с детьми выполняем ритмичные хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т.д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.

Речевые игры в технике «боди перкуссия» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Игра-приветствие «Здравствуйте»

Педагог: Здравствуйте, ручки!

Дети: Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопают

Педагог: Здравствуйте, ножки!

Дети: Шлеп-шлеп-шлеп! Шлепают ладонями по коленям

Педагог: Здравствуйте, щечки!

Дети: Плюх-плюх-плюх! Щиплют себя за щеки и качают головой

Педагог: Розовые щечки.

Дети: Плюх-плюх-плюх! Повтор движения

Педагог: Здравствуйте, губки!

Дети: 3 раза чмокают губами

Педагог: Здравствуйте, зубки!

Дети: 3 раза соединяют верхние и нижние зубы

Педагог: Здравствуй, мой носик

Дети: Бип -бип- бип. 3 раза нажимают на кончик носа пальцем

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! Показывают раскрытые ладони

Игра «Лягушата»

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Шлепки поочередно по правому и левому колену
Скачут, скачут лягушата. Шлепки одновременно двумя руками по коленям
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Повтор движений
Скачут ловкие ребята.
Ква-Ква-Ква! Ква-ква-ква! Шлепки поочередно по правому и левому колену
Громко весело поют. Хлопки в ладоши
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Шлепки поочередно по правому и левому колену
Всех друзей к нам в гости ждут. Хлопки в ладоши

Игра «Лиса»

Уж как шла лиса домой, Хлопок, шлепок по коленям
Нашла книгу под сосной Поочерёдно шлепки по коленям
Она села на пенёк Притопы
И читала весь денёк. Раскрыть ладони - смотреть в «книгу»

Игра «Листопад»

Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки
Лес осенний конопат Щелчки пальцами
Листья рыжие шуршат Трут ладошку о ладошку
И летят, летят, летят. Качают руками

Игра «Дождик»

Дождь, дождь, дождь с утра Хлопки чередуются со шлепками по коленям
Веселится детвора! Легкие прыжки на месте
Шлеп по лужам, шлеп - шлеп! Притопы
Хлоп в ладоши, хлоп - хлоп! Хлопки
Дождик нас не поливает, Грозят пальцем
А скорее догоняет! Убегают от дождика)

Стихи Агнии Барто

Мишка

Уронили мишку на пол, 4 хлопка
Оторвали мишке лапу. Одновременно 4 шлепка по коленям
Все равно его не брошу 4 хлопка
Потому что он хороший. Поглаживания по тыльной стороне ладони левой руки

Зайка

Зайку бросила хозяйка 1 раз хлопок, скользящие удары по коленям 2 раза вперед-
Под дождем остался зайка. назад, притоп правой ногой 1 раз
Со скамейки слезть не мог, Шлепки по коленям поочередно 7 раз
Весь до ниточки промок. Поглаживания по тыльной стороне ладони поочерёдно

Речевые игры в технике «боди-перкуссия» для детей старшего дошкольного возраста

«Ехал грека через реку»

Ехал грека через реку, Хлопок по груди правой, затем левой рукой.
Видит грека в реке рак. Хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук
Сунул грека руку в реку, Скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно
Рак за руку грека цап. и «замок»

Игра «Наша Дуня»

Наша Дуня напекла Выполняют комбинацию: хлопок, шлепок обеими
Триста сорок два блина. руками по коленям, топнуть пр. ногой, левой ногой
Всей деревней кушали,
Прибаутку слушали.
Пели и плясали,
Дуню похваляли.
Ах, Емелюшка-чудак,
Где купил такой колпак?
Высо-высоченный,
Широ-широченный.
Ладушки-ладки,
Напекла оладки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Ване-два, Оле-три, Маше-пять. Педагог складывает ладони лодочкой и «дает детямблины» по типу игры «Колечко». Ребенок, услышав число,хлопает в ладоши столько раз, сколько названо.

Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»

Шла весёлая собака (притопы)
Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ней шагали гуси, (притопы)
Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ними - поросёнок (притопы)
Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)
Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)

В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмотехники боди перкуссия в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторную. координацию; воображение, музыкально - ритмические способности.

Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами).

Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.

Таким образом, боди перкуссия может применяться для развития музыкальных способностей, для решения многих логопедических проблем, а также в повседневной работе воспитателя с детьми.