Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о таком интересном явлении, как боди перкуссия и ее применении в работе с дошкольниками.
Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки.
Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение и созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, оно помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование выразительной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В этом случае на помощь придет простая и доступная техника - боди перкуссия.
Боди перкуссия (или перкуссия тела) - это музыкальное направление с элементами танца, в котором в качестве музыкального инструмента используется человеческое тело. Человеческий организм - это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Слово перкуссия происходит от латинского percussio - «постукивание». Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления. Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии - это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты - это гениально и очень подходит ребенку.
Идея Карла Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
Он вводит систему так называемых «звучащих жестов» - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Карл Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки):
- хлопки (звонкие - всей ладонью, тихие - согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры телесной перкуссии мы видим в детской игре «Ладушки».
Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой».
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
Данная техника нашла отражение в разработках Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Этот удивительный ритм». Техника боди перкуссия, кроме формирования чувства ритма, способствует проявлению у ребёнка индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. И при этом дошкольники получают большое удовольствие от процесса обучения.
В современное время музыкальная перкуссия тела - это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии.
- на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Приемы работы с детьми в технике боди-перкуссия
Приемы работы с детьми в технике боди-перкуссия следующие: вместе с детьми выполняем ритмичные хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т.д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.
После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Речевые игры в технике «боди перкуссия» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Игра-приветствие «Здравствуйте»
Педагог: Здравствуйте, ручки!
Дети: Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопают
Педагог: Здравствуйте, ножки!
Дети: Шлеп-шлеп-шлеп! Шлепают ладонями по коленям
Педагог: Здравствуйте, щечки!
Дети: Плюх-плюх-плюх! Щиплют себя за щеки и качают головой
Педагог: Розовые щечки.
Дети: Плюх-плюх-плюх! Повтор движения
Педагог: Здравствуйте, губки!
Дети: 3 раза чмокают губами
Педагог: Здравствуйте, зубки!
Дети: 3 раза соединяют верхние и нижние зубы
Педагог: Здравствуй, мой носик
Дети: Бип -бип- бип. 3 раза нажимают на кончик носа пальцем
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте! Показывают раскрытые ладони
Игра «Лягушата»
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Шлепки поочередно по правому и левому колену
Скачут, скачут лягушата. Шлепки одновременно двумя руками по коленям
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Повтор движений
Скачут ловкие ребята.
Ква-Ква-Ква! Ква-ква-ква! Шлепки поочередно по правому и левому колену
Громко весело поют. Хлопки в ладоши
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Шлепки поочередно по правому и левому колену
Всех друзей к нам в гости ждут. Хлопки в ладоши
Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, Хлопок, шлепок по коленям
Нашла книгу под сосной Поочерёдно шлепки по коленям
Она села на пенёк Притопы
И читала весь денёк. Раскрыть ладони - смотреть в «книгу»
Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки
Лес осенний конопат Щелчки пальцами
Листья рыжие шуршат Трут ладошку о ладошку
И летят, летят, летят. Качают руками
Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра Хлопки чередуются со шлепками по коленям
Веселится детвора! Легкие прыжки на месте
Шлеп по лужам, шлеп - шлеп! Притопы
Хлоп в ладоши, хлоп - хлоп! Хлопки
Дождик нас не поливает, Грозят пальцем
А скорее догоняет! Убегают от дождика)
Стихи Агнии Барто
Мишка
Уронили мишку на пол, 4 хлопка
Оторвали мишке лапу. Одновременно 4 шлепка по коленям
Все равно его не брошу 4 хлопка
Потому что он хороший. Поглаживания по тыльной стороне ладони левой руки
Зайка
Зайку бросила хозяйка 1 раз хлопок, скользящие удары по коленям 2 раза вперед-
Под дождем остался зайка. назад, притоп правой ногой 1 раз
Со скамейки слезть не мог, Шлепки по коленям поочередно 7 раз
Весь до ниточки промок. Поглаживания по тыльной стороне ладони поочерёдно
Речевые игры в технике «боди-перкуссия» для детей старшего дошкольного возраста
«Ехал грека через реку»
Ехал грека через реку, Хлопок по груди правой, затем левой рукой.
Видит грека в реке рак. Хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук
Сунул грека руку в реку, Скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно
Рак за руку грека цап. и «замок»
Игра «Наша Дуня»
Наша Дуня напекла Выполняют комбинацию: хлопок, шлепок обеими
Триста сорок два блина. руками по коленям, топнуть пр. ногой, левой ногой
Всей деревней кушали,
Прибаутку слушали.
Пели и плясали,
Дуню похваляли.
Ах, Емелюшка-чудак,
Где купил такой колпак?
Высо-высоченный,
Широ-широченный.
Ладушки-ладки,
Напекла оладки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Ване-два, Оле-три, Маше-пять. Педагог складывает ладони лодочкой и «дает детямблины» по типу игры «Колечко». Ребенок, услышав число,хлопает в ладоши столько раз, сколько названо.
Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»
Шла весёлая собака (притопы)
Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ней шагали гуси, (притопы)
Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ними - поросёнок (притопы)
Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)
Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмотехники боди перкуссия в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторную. координацию; воображение, музыкально - ритмические способности.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами).
Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.
Таким образом, боди перкуссия может применяться для развития музыкальных способностей, для решения многих логопедических проблем, а также в повседневной работе воспитателя с детьми.