Цель: формирование представлений о звуках [х], [х'] и зрительном образе буквы Х.
Образовательные задачи:
- Закрепить навыки различения и произношения звуков [х], [х']изолировано, в слогах, словах, предложениях.
- Уточнить артикуляцию и характеристику звуков [х], [х'].
- Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
- Познакомить с графическим обозначением буквы Х.
- Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
- Формировать умение читать прямые и обратные слоги.
Коррекционно- развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы
- Развивать внимание, мышление, память.
- Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность придти на помощь.
Оборудование: Сюжетные картинки на звуки [х], [х'], индивидуальные зеркала, магнитная доска, символы звуков, плоскостное изображение петухов с синим и зеленым хвостом, звуковой паровозик для определения места звука в слове, индивидуальные карточки для определения места звука в слове, тетради в косую линейку для печатания букв.
Организационный момент
Введение в тему: отгадывание загадок.
Зверек пушистый, невысокий,
Имеет он большие щеки,
В них он зерно обычно прячет,
Несет в нору, потом хомячит. (Хомяк)Даже летом посмотри -
У него зима внутри,
Он на кухоньке урчит,
Все продукты холодит. (Холодильник)Прячет голову от страха
В крепкий панцирь, ...
черепаха
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском. (Хлеб)
Ребята, на какой звук начинаются наши слова- отгадки?
Правильно, Х! Сегодня мы поговорим о звуках [х], [х']
Артикуляция и характеристика звуков [х], [х']
Логопед: Когда мы произносим звук х, то кончик языка внизу, отходит от нижних зубов, спинка языка поднимается горкой и мешает воздуху выходить изо рта. Ребята, давайте вспомним, если во рту образуется преграда, значит звук [х] какой гласный или согласный?
Ответы детей:
Логопед: Положите ручку на горлышко: оно дрожит?
Ответы детей:
Звук [х] - твердый.
Давайте дадим характеристику звуку [х]. Звук [х] - согласный, глухой, твердый. Обозначается он синим кружочком без колокольчика.
Теперь произнесем звук [х']. Что делает язычок? Образуется ли преграда? Горлышко дрожит у вас, когда произносите? Давайте дадим характеристику звуку [х']. Звук [х'] - согласный, глухой, мягкий. Обозначается зеленым кружочком без колокольчика.
Давайте подумаем, чем отличаются эти звуки?
Игра «Узнай звук»
Логопед: Хлопните, когда услышите звук [х], слоги и слова с ним. Будьте внимательны: если услышите звук [х'] сидите тихо.
Речевой материал: х,хь,х, хэ,ох, хи, хе, охь, хата, мухомор, хитрый, хворост, хек, подсолнух, стихи, мех, хлопушка, хищник, хурма.
Игра «Накорми петушков»
Как вы знаете, петухи большие драчуны. Нашли наши петухи зернышки и стали их делить. Посмотрите на картинки. Когда назовете слово со звуком [х], дайте зернышко петуху с синим хвостом, а со звуком [х'] - петуху с зеленым хвостом. Расскажите, где слышится звук в слове: в начале, середине или конце. Например, в слове «хижина» звук [х'] стоит в начале слова, а в слове «петух» звук [х] стоит в конце слова.
Логопед: ну что, какой петух победил? Очень хорошо, что поровну распределили зернышки. Иначе петухи бы поссорились.
Игра «Сочини»
Логопед: Петухи наклевались зернышек и сели отдохнуть. А мы давайте развлечем их и посочиняем рифмовки. Например:
Ух-ух-ух - поет ….. петух
Хи-хи-хи - поют ….петухи
Лексический материал:
Ох-ох-ох - растет мох,
Хи-хи-хи - растут мхи.
Ха - ха -ха - хороша уха,
Хи-хи - хи - поют петухи.
Их - их-их - едет жених,
Хи-хи-хи - едут женихи.
Физкульминутка «Хомячок»
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, Лапы трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать. |
Трут бока руками
Потягиваются
|
Знакомство с буквой Х
Знакомство с буквой.
- Звуки [х-х'] на письме обозначаются буквой Х.
- На что похожа буква? (Ответы детей)
Х - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
(Буква размещается на магнитной доске)
Давайте выложим из палочек букву Х. У всех получилось?
Теперь глазки подняли на бизиборд. Читаем слоги с буквой Х
Чтение слогов с буквой Х.
Ха, хо, ху, хи, хе.
Ах, ох, ух, их, эх.
Звуко-буквенный анализ односложного слова «мох»
Детям предлагается выполнить звуко-буквенный анализ слова «мох».
- Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
- Назовите второй звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
- Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
- Выложите под звуками буквы и прочитайте слово.
Сколько звуков в слове?
Молодцы, ребята.
Давайте откроем тетради и пропечатаем букву Х в своих тетрадях.
Рефлексия
- С какими звуками знакомились? С какой буквой?
- Какие задания вызвали затруднения?