Буква Х, звуки [х], [х']. Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, Буква Х


Цель: формирование представлений о звуках [х], [х'] и зрительном образе буквы Х.

Образовательные задачи:

  • Закрепить навыки различения и произношения звуков [х], [х']изолировано, в слогах, словах, предложениях.
  • Уточнить артикуляцию и характеристику звуков [х], [х'].
  • Формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
  • Познакомить с графическим обозначением буквы Х.
  • Формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
  • Формировать умение читать прямые и обратные слоги.

Коррекционно- развивающие задачи:

  • Развивать фонематические процессы
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии
  • Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей доброжелательность, позитивное отношение друг к другу, готовность придти на помощь.

Оборудование: Сюжетные картинки на звуки [х], [х'], индивидуальные зеркала, магнитная доска, символы звуков, плоскостное изображение петухов с синим и зеленым хвостом, звуковой паровозик для определения места звука в слове, индивидуальные карточки для определения места звука в слове, тетради в косую линейку для печатания букв.

Организационный момент

Введение в тему: отгадывание загадок.

Зверек пушистый, невысокий,
Имеет он большие щеки,
В них он зерно обычно прячет,
Несет в нору, потом хомячит. (Хомяк)

Даже летом посмотри -
У него зима внутри,
Он на кухоньке урчит,
Все продукты холодит. (Холодильник)

Прячет голову от страха
В крепкий панцирь, ...
черепаха
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском. (Хлеб)

Ребята, на какой звук начинаются наши слова- отгадки?

Правильно, Х! Сегодня мы поговорим о звуках [х], [х']

Артикуляция и характеристика звуков [х], [х']

Логопед: Когда мы произносим звук х, то кончик языка внизу, отходит от нижних зубов, спинка языка поднимается горкой и мешает воздуху выходить изо рта. Ребята, давайте вспомним, если во рту образуется преграда, значит звук [х] какой гласный или согласный?

Ответы детей:

Логопед: Положите ручку на горлышко: оно дрожит?

Ответы детей:

Звук [х] - твердый.

Давайте дадим характеристику звуку [х]. Звук [х] - согласный, глухой, твердый. Обозначается он синим кружочком без колокольчика.

Теперь произнесем звук [х']. Что делает язычок? Образуется ли преграда? Горлышко дрожит у вас, когда произносите? Давайте дадим характеристику звуку [х']. Звук [х'] - согласный, глухой, мягкий. Обозначается зеленым кружочком без колокольчика.

Давайте подумаем, чем отличаются эти звуки?

Игра «Узнай звук»

Логопед: Хлопните, когда услышите звук [х], слоги и слова с ним. Будьте внимательны: если услышите звук [х'] сидите тихо.

Речевой материал: х,хь,х, хэ,ох, хи, хе, охь, хата, мухомор, хитрый, хворост, хек, подсолнух, стихи, мех, хлопушка, хищник, хурма.

Игра «Накорми петушков»

Как вы знаете, петухи большие драчуны. Нашли наши петухи зернышки и стали их делить. Посмотрите на картинки. Когда назовете слово со звуком [х], дайте зернышко петуху с синим хвостом, а со звуком [х'] - петуху с зеленым хвостом. Расскажите, где слышится звук в слове: в начале, середине или конце. Например, в слове «хижина» звук [х'] стоит в начале слова, а в слове «петух» звук [х] стоит в конце слова.

Логопед: ну что, какой петух победил? Очень хорошо, что поровну распределили зернышки. Иначе петухи бы поссорились.

Игра «Сочини»

Логопед: Петухи наклевались зернышек и сели отдохнуть. А мы давайте развлечем их и посочиняем рифмовки. Например:

Ух-ух-ух - поет ….. петух
Хи-хи-хи - поют ….петухи
Лексический материал:
Ох-ох-ох - растет мох,
Хи-хи-хи - растут мхи.
Ха - ха -ха - хороша уха,
Хи-хи - хи - поют петухи.
Их - их-их - едет жених,
Хи-хи-хи - едут женихи.

Физкульминутка «Хомячок»

Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет,
Лапы трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

Трут бока руками

Потягиваются
Тереть щеки руками
Движения мытья рук
Метут воображаемыми метлами
Маршируют
Руки вперед, вверх, в стороны, трясут кистями рук
Руки согнуты к плечам

Знакомство с буквой Х

Знакомство с буквой.

- Звуки [х-х'] на письме обозначаются буквой Х.

- На что похожа буква? (Ответы детей)

Х - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.

(Буква размещается на магнитной доске)

Давайте выложим из палочек букву Х. У всех получилось?

Теперь глазки подняли на бизиборд. Читаем слоги с буквой Х

Чтение слогов с буквой Х.

Ха, хо, ху, хи, хе.
Ах, ох, ух, их, эх.

Звуко-буквенный анализ односложного слова «мох»

Детям предлагается выполнить звуко-буквенный анализ слова «мох».

  1. Назовите первый звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
  2. Назовите второй звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
  3. Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. Выложите соответствующий символ на карточках для определения места звука в слове.
  4. Выложите под звуками буквы и прочитайте слово.

Сколько звуков в слове?

Молодцы, ребята.

Давайте откроем тетради и пропечатаем букву Х в своих тетрадях.

Рефлексия

  • С какими звуками знакомились? С какой буквой?
  • Какие задания вызвали затруднения?