В статье представлен анализ метафоры как средство выразительности речи. Поиск новых методов и приемов в системе дошкольного образования, современные тенденции, влияющие на появление новых качественных результатов в работе с дошкольниками, повышающими эффективность коррекционной работы. Создании и разработки новых средств, с учетом особенности детей с общим недоразвитием речи. Использование в работе комплексного подхода.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
Генрих Саулович Альтшуллер,
российский изобретатель,
автор теории решения
изобретательных задач
Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, является сформированная устная речь. В последнее время, наблюдается увеличение категории детей, поступающих в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Это связанно с тем, что растет количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Данная речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи (Р.Е.Левина, 1960; Л.Ф.Спиридонова, 1980; и др.). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Работая с такими детьми, педагог находится в постоянном поиске методов и приемов, для повышения эффективности коррекционной работы. При создании и разработки новых средств, учитываются особенности детей данной категории, и используется в работе комплексный подход. Положительный эффект достижим при умении аргументировать, сравнивать, познавать, выражать свои мысли, формулировать идеи и т.д. Казалась бы такая мегазадача, которая ставится в дошкольной системе образования. Но не обойтись в этом случае без средств выразительности языка [8, с.92].
В дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы и средства создания образов (Г.А.Урунтаева), сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления. Воображение дошкольника превращается в особую интеллектуальную деятельность, развивающую творческие способности ребенка, что является бесспорным показателем возможности включения в образовательную деятельность метафоры, как вербального средства познания мира дошкольниками [1, с. 73-75].
Метафора - это средство выразительности в русском языке. Она используется для переносного значения от одного понятия к другому на основе их сходства и позволяет нам выразить одну идею или концепцию, используя термины или образы, связанные с другой областью знаний или опыта.
Метафора - это скрытое сравнение, которое построено на переносном значении слова. Внутри метафоры подразумевается союз: как будто, как, словно. Метафора помогает кратко и ярко выразить важную мысль или «нарисовать» образ [2, с.5].
Метафора позволяет человеку структурировать знания о действительности и создавать предположения о сущности характеризуемого объекта. Использование метафор не только является эффективным инструментом воздействия на сознание ребенка дошкольного возраста, но и обеспечивает смысловую и эмоциональную целостность текста [3, с. 34].
Средства выразительности речи, мы условно делим на языковые и неязыковые. В этой статье, мы планируем обратить большое внимание на языковые, которые, в свою очередь, делятся на лексические, морфологические, интонационные, фонетико-акцентологические. Львов Михаил Ростиславович, советский и российский ученый и педагог, придавал очень большое значение развитию речи на всех языковых уровнях. Ребенок с детских лет, по словам Михаила Ростиславовича, должен учиться пользоваться богатствами русского языка, учиться правильно строить предложения, подбирать слова и употреблять в речи [4,с.164]. «выразительность в устном варианте речи, - это богатейшие, поистине неисчерпаемые возможности интонаций, ударений, пауз, тона, тембра, темпа, мы должны начать обучать с детства» [7, с.5].
Выразительность речи:
- Четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка;
- Развитие умеренного темпа речи и правильного дыхания в произношении
Лингвист, ученый и педагог, Николай Сергеевич Рождественский говорил: «Выразительность речи - умение внятно, убедительно, и в тоже время, по возможности сжато выражать свои мысли и чувства. Умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примером действовать на слушателя и читателя. Конечно, ребенок достаточно быстро начинает использовать такие части речи как существительные и глаголы, они одни из первых появляются у детей. А вот прилагательные, обладают неким отражателем характеристики окружающего мира и поэтому, чтобы ребенка мотивировать на их употребление, в первую очередь, нам необходимо поставить задачу по творческой речевой деятельности. Эта деятельность будет успешной при условии, если ребенок поймет, как и каким образом, он может строить фразы с образными характеристиками и только тогда он получит удовольствие от этой деятельности» (цитата Рождественского).
До четырех лет, педагог дает готовый объект и признак. Начиная с пяти лет, учитель указывает на объект и просит ребенка сделать сравнение по цвету, по форме, по действию. Дети сравнивают предмет или явление с каким-либо другим на основании их общего признака. Таким образом, подводим ребенка к явлению метафора. Определение ребенку можно не говорить, достаточно сказать, что это сравнение. Постепенно дети запоминают алгоритм, когда свойства одного предмета, мы переносим на свойства другого предмета на основании схожего признака. Наша основная цель - это создать условия. В слове радуга основной признак - разноцветная, ее можно сравнить с цветочной поляной или, например, осенние листья золотые как монетки, яркий закат похож на пожар, подсолнух - огородное солнышко.
Метафора делает прозу богаче и помогает формированию авторского стиля. Без художественных средств, текст становится блеклым. Читателю сложнее погрузиться в произведение, понять характер персонажа, увидеть мир глазами писателя [6, с. 53].
Основная форма работы, - это игровые задания и упражнения, которые мы проводим с детьми в определенной последовательности. Таким образом, сравнение дает почву многозначности. А на основе многозначности довольствуемся тем, что реализуем тем самым ассоциативный потенциал, то на основе чего схожи объекты. На материале речи ребенка реально проследить, что именно и как сравнивается. Эпитет образное красочное определение, метафора скрытое сравнение [5, с.48].
При работе, по развитию связной речи, метафора позволяет обобщить и систематизировать накопленные знания с опорой на наглядный материал. В связи с тем, что основные логические операции: синтез, анализ, сравнение и классификация, формируются ближе к пяти годам, поэтому работу с метафорой рекомендуем начинать в этом возрасте. Данную работу рекомендуется проводить как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Работу в этом направлении можно организовать по-разному. Это зависит от вида занятия, на котором они будут использованы и от индивидуальных особенностей детей. Метафору может составлять как сам педагог, так и совместно с детьми в процессе образовательной деятельности [9, с.17]. Данная система предполагает учет общедидактических принципов работы с детьми дошкольного возраста. Применение метафоры как вербального средства познания мира в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию всех компонентов устной речи, мыслительных операций, установлению причинно-следственных связей и более прочному запоминанию материала.
Литература
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С.5.
- Гридина Т.А. Метафора детской речи как феномен лингвистического мышления и поэтической одаренности // Проблемы онтолингвистики - 2018: Санкт-Петербург)/ РГПУ им. А.И.Герцена, 2018. С. 300-304. от истоков словотворчества к языковой игре. Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2018.
- Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения: многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учебное пособие для учащихся нач. шк. - М.: Дрофа, 2003.
- Огольцев В.П. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии. Л.:Изд-во ЛГУ, 1978.
- Попова Т.Г. Метафора как продуктивный способ построения языковой картины мира // Стилистика и теория языковой коммуникации. - М.: МГЛУ, 2005. - С.244.
- Саломатина Л.С. Методические взгляды М.Р. Львова на систему обучения сочинению в начальной школе (к 95-летию со дня рождения поофессора М.Р.Львов) // Журнал «Школа Будущего», № 1, 2017. - С. 164.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2008 - 272 с.
- Харченко В.К. Функции метафоры. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992.