Сказки — это не просто увлекательные истории, которые мы читаем детям перед сном. Это мощный инструмент для развития речи, воображения и социальных навыков.
Одной из ключевых задач логопеда является расширение словарного запаса ребёнка.
Сказки содержат богатый и разнообразный язык, который помогает детям знакомиться с новыми словами и их значением. Например, в сказке «Колобок» ребёнок узнаёт такие слова, как «печь», «тесто», в сказке «Лисичка со скалочкой» узнает слово «скалочка» и т.д. Кроме того, регулярное чтение сказок позволяет детям запоминать слова в контексте, что упрощает их использование в повседневной речи.
Ребенок, в процессе слушания сказки легче запоминает новые слова, выражения, фразы, что способствует развитию как монологической, так и диалогической речи. Этому способствует и частая повторяемость каких-либо выражений, фраз. Например, в сказке «Колобок» после встречи с каждым персонажем ребенок слышит: «и покатился колобок дальше, а навстречу ему….», «Колобок-колобок, куда катишься? – Качусь по дорожке». Или в сказке «Теремок»: « Кто-кто в теремочке живет? – Это я, Мышка-норушка, лягушка-квакушка….».
Сказки способствуют усвоению правильных грамматических форм. Благодаря повторяющимся фразам и структурам, ребёнок запоминает их интуитивно: «бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут…». Эта грамматическая конструкция повторяется с появлением каждого нового героя, при этом при такой частой повторяемости усваивается не только порядок слов, но и закрепляется слоговая структура слов (бабку, дедку, внучку, Жучку…) , падежные окончания и предложно-падежные конструкции (за бабку, за дедку …). Или в сказке «Лисичка со скалочкой»: «Сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку, курочку - на печку..». Постепенно ребёнок начинает воспроизводить услышанные конструкции в своей речи.
В сказке «Теремок» мы наблюдаем и элементы словообразования, придающие сказке особый ритм (лисичка- сестричка, волчок- серый бочок, мышка-норушка…). В сказке «Три поросенка» можно закрепить словообразование прилагательных (дом из соломы – соломенный, дом из камня –каменный) и расширить глагольный словарь (нежились, грелись, притаился, натаскал(камней), намесил (глину) и т.д.). Каждая сказка дает нам огромный запас и лексического и грамматического материала, который можно закреплять в увлекательной для ребенка форме.
Читая сказки, мы используем выразительную интонацию, изменяем тембр голоса и выделяем звуки. Это помогает ребёнку развивать фонематический слух — важный навык для овладения чёткой речью.
Сказки стимулируют развитие связной речи благодаря своей сюжетной структуре. После прочтения ребёнка можно попросить пересказать историю, задавая наводящие вопросы: «Что случилось сначала? Кто встретился Колобку? Чем закончилась история?». Такие упражнения помогают детям развивать логическое мышление, навыки последовательного изложения и удержания внимания на теме.
Чтение сказок открывает ребёнку двери в мир фантазии. Сказочные образы, персонажи и события помогают развивать воображение, которое напрямую связано с речью. Логопед может предложить ребёнку придумать собственную сказку, нарисовать персонажей или разыграть сцену из нее — это стимулирует творческое самовыражение и активное использование речи.
Сказка учит детей сопереживать героям, развивая при этом их эмоциональный интеллект. Проходя с героями через все их испытания, дети сопереживают им в трудностях, сочувствуют в неудачах, радуются их победам, находятся в постоянном ожидании дальнейшего события, которое приближает главного героя к победе добра над злом , достижению заветной цели. Сказки учат детей понимать чувства и мотивы персонажей, что важно для развития эмоционального интеллекта. Обсуждая поступки героев, логопед помогает ребёнку освоить новые способы выражения эмоций и чувств. Такие обсуждения способствуют развитию эмпатии и способности к диалогу.
Практические советы для родителей и логопедов
- Выбирайте сказки по возрасту. В работе логопеда выбор сказки зависит от возраста ребенка, уровня его речевого развития, а также целей и задач занятия. Для малышей подходят короткие и простые истории с яркими повторами («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), а для детей постарше — более сложные сюжеты («Три медведя», «Гуси-лебеди» и т.д.), позволяющие расширить лексический запас ребенка, возможности пересказа.
- Используйте интонацию и мимику. Это делает чтение увлекательным и помогает ребёнку лучше воспринимать информацию, стимулирует развитие слуховой памяти.
- Проводите игровые занятия. Например, инсценировка сказок с использованием игрушек помогает детям активнее включаться в процесс. Поиграйте с ребенком в игры, где он по интонации и тембру голоса должен угадать, кто пришел к теремку. Или пусть ребенок определит гостя из другой сказки, которого вы «по ошибке» включили в прочитанную.
- Обсуждайте прочитанное. Задавайте вопросы, уточняйте, как ребёнок понимает сюжет, и просите придумать продолжение или другое окончание сказки.
- Используйте аудиосказки и мультфильмы. Они могут стать дополнением к традиционному чтению, но не заменой
Сказки — это уникальный инструмент, который объединяет обучение и игру. Они помогают детям не только развивать речь, но и формировать важные когнитивные и социальные навыки. Для логопеда сказки становятся универсальным помощником, который делает занятия увлекательными и эффективными, а для родителей – возможностью ненавязчиво увлекательно развивать своего ребенка, разделить с ним волшебный мир сказки. Так что включайте сказки в свою практику и наблюдайте, как оживает детская речь вместе с удивительным миром сказок!