Цель: знакомство с гласным звуком /и/ и буквой И.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звук /и/ среди других звуков, в слогах, в словах. Упражнять в определении позиции звука /и/ в слове (начале, середине, конце). Познакомить с буквой И, учить соотносить звук и букву. Развивать память, восприятие, внимание, мелкую моторику.
Материалы: карточки со словами, схема слова, красный квадрат, символ звука, звуковичок, картинки - загадки (ива, иголка, индюк), буква "И", мяч.
Ход занятия
1. Упражнение на внимание «Скажи как я». Логопед предлагает повторить за ним слова квазиомонимы. Можно использовать карточки с картинками.
- Уточка - удочка;
- Палка - галка;
- Мышка -мишка;
- Ветка - сетка;
- Сом - ком;
- Детка - клетка;
- Дом - дым.
2. Л. - на занятиях мы с вами познакомились со звуками, которые можно потянуть, пропеть. При этом во рту ни что не мешает их произносить. Горлышко работает.
- Как называются такие звуки?
- Гласные.
- Каким цветом они обозначаются?
- Гласные звуки, обозначаются красным цветом.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук называется…гласный.
3. Л. - В гости к нам пришел звуковичок. Он во всем красном, потому что дружит с гласными звуками. Он принес нам волшебный мешочек, а там загадки. Надо отгадать, какой звук пришел к нам в гости?
Я загадаю загадки, ответы на них начинаются с этого звука.
Гордый, важный, пышный, статный,
В оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг -
Распустил свой хвост - индюк.В узкий глазок вдета тонкая нитка.
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик - иголка.Как это скучно - стоять без движенья.
И в воду глядеть на свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная - ива.
Л. - Какой первый звук слышится во всех этих словах?
-/и/.
Когда мы произносим звук /и/
- губы в улыбке;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- язык касается нижних зубов;
- горлышко работает;
Обозначают звук /и/ - красным прямоугольником. Помещает символ звука на доску.
4. Л. - сейчас я проверю, как хорошо вы можете слышать звук /и/. Поиграем в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук /и/.
- и, а, э, и, и, м, п, у, и, и, я, и, с, и;
- ик, ку, ми, би, ту, ти, ас, ис, пи;
- игрушки, утка, иголки, индюк, изюм, альбом, удочка.
Работа со схемой. Логопед предлагает детям достать схему слова и красный квадрат. Показывает картинки и просит определить где слышится звук /и/ в словах (начале, середине, конце).
- иголка;
- очки;
- кит;
- валенки;
- индюк;
- пила.
Дети работают самостоятельно со схемой слова и символом звука. Логопед проверяет выполнение задания у детей.
5. Физкультминутка
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравиться нам все делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать -
Присесть и вставать,
Прыгать и скакать.
6. Л. - Игра с мячом «Один - много». Я называю слово в единственном числе, а вы во множественном.
- Книга - книги;
- Петух - петухи;
- Рука - руки;
- Индюк - индюки;
- Сетка - сетки;
- Бочка - бочки;
- Линейка - линейки.
Л. - Какой последний звук слышится во всех этих словах?
- Звук /и/.
7. Работа на листе, печатание буквы И в клетку.
Л. - звук /и/ - обозначается буквой И.
- Из каких элементов состоит буква И.
- Из трех палочек. Две палочки прямые, третья наискосок.
Столбик, столбик,
Палочка косая -
Буква И,
Красивая такая!
Л. - выложите букву И с помощью палочек.
Пропишите букву И в воздухе.
А теперь пропишем букву И. Обратите внимание, высота буквы две клетки, ширина одна клетка. Начинаем прописывать букву с верхнего правого уголка, ведем ровно по стороне две клетки вниз, потом с нижнего левого уголка наискосок в верхний правый угол и прямая палочка вниз на две клетки. Буква И готова.
8. Л. - С каким звуком мы сегодня познакомились?
- С гласным звуком /и/.
- Назовите слова, которые начинаются с этого звука.
- Индюк, иголка, ива, иней, изба.
- С какой букой мы познакомились.
- С гласной буквой И.
- Чем отличается звук от буквы?
- Звук мы произносим и слышим, букву видим, читаем, пишем.