Конспект занятия "Звук и буква «И»"

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: звук и буква И


Цель: знакомство с гласным звуком /и/ и буквой И.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звук /и/ среди других звуков, в слогах, в словах. Упражнять в определении позиции звука /и/ в слове (начале, середине, конце). Познакомить с буквой И, учить соотносить звук и букву. Развивать память, восприятие, внимание, мелкую моторику.

Материалы: карточки со словами, схема слова, красный квадрат, символ звука, звуковичок, картинки - загадки (ива, иголка, индюк), буква "И", мяч.

Ход занятия

1. Упражнение на внимание «Скажи как я». Логопед предлагает повторить за ним слова квазиомонимы. Можно использовать карточки с картинками.

  • Уточка - удочка;
  • Палка - галка;
  • Мышка -мишка;
  • Ветка - сетка;
  • Сом - ком;
  • Детка - клетка;
  • Дом - дым.

2. Л. - на занятиях мы с вами познакомились со звуками, которые можно потянуть, пропеть. При этом во рту ни что не мешает их произносить. Горлышко работает.

- Как называются такие звуки?

- Гласные.

- Каким цветом они обозначаются?

- Гласные звуки, обозначаются красным цветом.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук называется…гласный.

3. Л. - В гости к нам пришел звуковичок. Он во всем красном, потому что дружит с гласными звуками. Он принес нам волшебный мешочек, а там загадки. Надо отгадать, какой звук пришел к нам в гости?

Я загадаю загадки, ответы на них начинаются с этого звука.

Гордый, важный, пышный, статный,
В оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг -
Распустил свой хвост - индюк.

В узкий глазок вдета тонкая нитка.
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик - иголка.

Как это скучно - стоять без движенья.
И в воду глядеть на свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная - ива.

Л. - Какой первый звук слышится во всех этих словах?

-/и/.

Когда мы произносим звук /и/

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены, но не сомкнуты;
  • язык касается нижних зубов;
  • горлышко работает;

Обозначают звук /и/ - красным прямоугольником. Помещает символ звука на доску.

4. Л. - сейчас я проверю, как хорошо вы можете слышать звук /и/. Поиграем в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук /и/.

  • и, а, э, и, и, м, п, у, и, и, я, и, с, и;
  • ик, ку, ми, би, ту, ти, ас, ис, пи;
  • игрушки, утка, иголки, индюк, изюм, альбом, удочка.

Работа со схемой. Логопед предлагает детям достать схему слова и красный квадрат. Показывает картинки и просит определить где слышится звук /и/ в словах (начале, середине, конце).

  • иголка;
  • очки;
  • кит;
  • валенки;
  • индюк;
  • пила.

Дети работают самостоятельно со схемой слова и символом звука. Логопед проверяет выполнение задания у детей.

5. Физкультминутка

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравиться нам все делать по порядку:

Весело шагать,
Руки поднимать -
Присесть и вставать,
Прыгать и скакать.

6. Л. - Игра с мячом «Один - много». Я называю слово в единственном числе, а вы во множественном.

  • Книга - книги;
  • Петух - петухи;
  • Рука - руки;
  • Индюк - индюки;
  • Сетка - сетки;
  • Бочка - бочки;
  • Линейка - линейки.

Л. - Какой последний звук слышится во всех этих словах?

- Звук /и/.

7. Работа на листе, печатание буквы И в клетку.

Л. - звук /и/ - обозначается буквой И.

- Из каких элементов состоит буква И.

- Из трех палочек. Две палочки прямые, третья наискосок.

Столбик, столбик,
Палочка косая -
Буква И,
Красивая такая!

Л. - выложите букву И с помощью палочек.

Пропишите букву И в воздухе.

А теперь пропишем букву И. Обратите внимание, высота буквы две клетки, ширина одна клетка. Начинаем прописывать букву с верхнего правого уголка, ведем ровно по стороне две клетки вниз, потом с нижнего левого уголка наискосок в верхний правый угол и прямая палочка вниз на две клетки. Буква И готова.

8. Л. - С каким звуком мы сегодня познакомились?

- С гласным звуком /и/.

- Назовите слова, которые начинаются с этого звука.

- Индюк, иголка, ива, иней, изба.

- С какой букой мы познакомились.

- С гласной буквой И.

- Чем отличается звук от буквы?

- Звук мы произносим и слышим, букву видим, читаем, пишем.