Театральная деятельность как социокультурная практика сотрудничества с семьёй

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, театрально-игровая деятельность


Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

Семья и ДОУ – родители и педагоги – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Современная семья переживает серьёзный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование, противоречивость представлений о целях и задачах воспитания – всё это отрицательно влияет на стабильность семьи и полноценное становление личности ребёнка, отрицательно сказывается на его развитии.

Мои воспитанники – это дети с речевыми нарушениями. Нарушения речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонетических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства. В результате у ребёнка начинает страдать просодическая сторона речи: сила голоса, его тембр, выразительность. Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый». Нужно, чтобы речь детей, имеющих речевые нарушения, была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатством. Для этого я применяю новые подходы к организации коррекционно-воспитательного процесса, призванные поднять на качественно новый уровень результативность обучения, воспитания и социальной адаптации, данной категории детей.

Наиболее эффективным средством в социальном, речевом развитии детей считаю театральную деятельность. Театр помогает формировать «умные» эмоции, способен корректировать недостатки не только эмоциональной сферы, но и речевой.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества в ДОУ. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получает огромное эмоциональное наслаждение. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности.

Использование театральной деятельности в целях формирования выразительной речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической, монологической речи, совершенствования звукопроизношения и социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • Единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития.
  • Насыщение театральной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
  • Постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
  • Наличие интересных, нетрадиционных, эффективных методов и приёмов работы с детьми.
  • Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (родителей, педагогов).

Для оказания дополнительной помощи детям на базе нашей логопедической группы была организованна театральная студия, В отличие от устаревших форм, практикующихся в ДОУ, где общение основано на поучительном характере, студия строит свои отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.

С педагогами своей группы в организации театральной деятельности особое внимание, конечно же, уделяем взаимодействию с семьёй, поэтому перед собой ставим цель:

  • объединить усилия семьи и ДОУ, скоординировать действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья - детский сад»
  • привить и поддерживать интерес ребёнка к театральной деятельности. Побуждать родителей присутствовать на детских спектаклях.
  • предлагать родителям обсуждать с ребёнком перед спектаклем роль, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • предлагать исполнять понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения.
  • рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях
  • рассказывать ребёнку о своих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, фильмов.

Мною разработано учебно-методическое пособие, рассчитанное на два года занятий с детьми логопедической группы. Методологической основой учебно-методического пособия являются концептуальные подходы:

  • о семейном воспитании (B.C.Соловьев, А.С.Хомяков и др.);
  • о значении театрального искусства в развитии воспитательного потенциала семьи (Р.М.Быков, В.В.Ванслов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, К.С.Станиславский и др.);
  • о роли дошкольного образовательного учреждения в укреплении и гармонизации внутрисемейных взаимоотношений.

В учебно-методическом пособии театральной студии мною использованы концептуальные идеи и программы Чуриловой Э.Г. «Арт.-фантазия», Мерзляковой С.И. «Волшебный мир театра».

Ведущие цели учебно-методического пособия:

  • объединение усилий педагогов, родителей, работников театра в решении проблем;
  • формирование яркой, выразительной, эмоциональной речи детей;
  • организация семейного досуга;
  • создание предпосылок для воспитания будущих потенциальных зрителей театральных спектаклей;
  • создание общения и друг с другом, и миром театра;
  • формирование интеллектуального, духовного образа жизни.

Основная форма занятий студии – групповая. Я занимаюсь с детьми один раз в две недели во вторую половину дня. Занятия с родителями - один раз в месяц.

Учебно-методическое пособие предполагает и другие формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью отработки отдельных сцен спектакля.

Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является соучастником совместного творческого процесса. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной форме. По мере освоения требуемых навыков, задания усложняются, детям предлагается решать комплексные задачи (например, ритмопластические упражнения сочетаются с заданиями по технике речи). Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они активные участники. Они с удовольствием участвуют в изготовлении костюмов и атрибутов, вместе с детьми посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Несмотря на то, что в перспективном плане всё содержание пособия разбито на несколько разделов, я организую работу таким образом, чтобы на каждом занятии в той или иной мере отрабатывались и театральные игры, и ритмопластика, и речевые упражнения, и занятия по театральной культуре.

Учебно-методическое пособие театральной студии состоит из шести разделов:

  1. «Основы актёрского мастерства» - направлен на расширение диапазона эмоционального восприятия.
  2. «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
  3. «Работа над спектаклем» - базируется на авторских сценариях и включает в себя темы "Знакомство с пьесой" и "От этюдов к спектаклю".
  4. «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
  5. «Театральная игра» - направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
  6. «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи.

Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется. Таким образом, речь детей к концу второго года обучения становится более выразительной, грамотной. Дети используют в речи новые слова, пословицы, поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В заключение хочется подчеркнуть непреложную истину: в своей работе с родителями педагог лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для них тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и родителями дело педагог должен использовать для того, чтобы показать родителям, как строить общение с ребёнком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями. Он должен регулировать взаимодействие детей в естественно складывающихся группах, считаясь с их уже возникшими привязанностями и предпочтениями. Учитывать и поддерживать организаторские способности. Разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей и не оскорбляя их достоинства. Наконец, ненавязчиво моделировать, строить взаимоотношения детей с тем, чтобы каждый научился соотносить свои действия с действиями других, прошёл хорошую школу товарищества и взаимопомощи.